Взаимозависимость фирм

На олигополистических рынках некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем объеме выпускаемого товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они или их соперники изменяют цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Поэтому каждая фирма в отрасли сознает, что изменение ею цены или объема выпуска вызовет реакцию со стороны конкурирующих фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от конкурентов в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения.

В такой ситуации фирмы, стремясь к максимизации экономической прибыли и обладая рыночной властью, осуществляют стратегическое взаимодействие, которое означает, что, выбирая ту или иную ценовую или производственную политику, фирмы должны учитывать возможную реакцию конкурентов и стремиться к своей конечной цели с учетом этой реакции.

В зависимости от складывающейся ситуации действующие на олигополистическом рынке фирмы могут избрать разные стратегии реагирования:

I. Некооперативная стратегия, при которой фирмы отрасли проводят независимую, направленную на укрепление собственного положения стратегию; при этом параметры рынка приближаются к конкурентным. При этом одним из возможных последствий олигополистической конкуренции являются ценовые войны. Суть ценовой войны заключается в последовательном снижении цен конкурирующими фирмами. Один или несколько конкурентов снижают цены, надеясь получить большую долю рынка и большую прибыль. Другие фирмы отвечают на это еще большим снижением цен, преследуя ту же самую цель. Это продолжается до тех пор, пока цена не упадет до уровня средних издержек производства. Снижение цены ниже этого уровня приводит к убыткам. Таким образом, ценовые войны ведут к уменьшению прибылей и даже к убыткам, являются разрушительными для производителей. Опасаясь ценовых войн и их разрушительных последствий, олигополисты придерживаются политики жесткости цен, что проявляется в кооперативной стратегии.

II. Кооперативная стратегия, при которой фирмы отрасли координируют свои действия в той или иной мере по ценам, объемам производства; при этом параметры рынка приближаются к монопольным.

В теории и практике кооперативной стратегии можно выделить пять моделей поведения фирм:

1. Открытое соглашение (картель) — это объединение организаций, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции. Образование картеля требует выработки совместной стратегии по поводу цен, объемов производства, установления квот каждого участника и механизма контроля за выполнением принятых решений. Установление монопольных высоких цен увеличивает прибыль всех участников при обязательном снижении объемов продаж.

2. Тайный сговор это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом. При этом в одном случае, твердая договоренность ведет к монополии, поскольку тайный сговор не может существовать долгое время. В другом — высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают новых производителей и конкуренция обостряется, а большое количество участников мешает сговору.

3. Лидерство в ценообразовании играет важную роль при установлении кооперативных отношений. Поскольку организации не могут договориться об этом напрямую, лидером становиться самая крупная из них. Лидерство в ценах предполагает наличие определенного набора приемов и способов, с помощью которых организация-лидер провозглашает изменения в прейскуранте цен. Лидерство данной организации признается остальными, которые следуют за ее инициативами.

4. Эвристическое ценообразование, при котором желаемая предельная норма доходности или процент дохода на инвестируемый капитал прибавляется к средним издержкам для расчета цены продукта. Когда в рамках одной отрасли издержки производителей сильно отличаются, координация цен становиться сложной.

5. Определение фокальных точек. В решении множества проблем, когда поведение должно координироваться без непосредственных контактов, существует тенденция совпадения выбора в определенных фокальных точках. Фокальные точки могут быть выбраны благодаря аналогии, предшествовавшему опыту и эвристическим соображениям. Иногда под ними понимают округленные значения и цены, устанавливаемые государством.

Частные случаи олигополии:

1. Дуополия - олигополистическая ситуация, при которой на рынке выступают только две конкурирующие между собой фирмы;

2. Олигопсония –ситуация, когда на рынке выступает ограниченное число покупателей.

6. Чистая монополия

Чистая (абсолютная) монополия характеризуется наличием единственного производителя (продавца) на рынке конкретного товара или услуги, у которых нет близких заменителей.

Чистая монополия представляет собой достаточно редкое явление и предполагает выполнение следующих условий:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: