Стоматологический факультет
Занятие № 2.1.3
Генетика микроорганизмов
Цель занятия:
Ознакомиться с особенностями генома бактериальной клетки; видами и основными механизмами изменчивости микроорганизмов. Изучить причины возникновения антибиотикорезистентных штаммов. Ознакомиться с практическим применением фенотипической и генотипической изменчивости
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- Особенности генома бактериальной клетки, его отличия от генома эукариот и вирусов.
- Функционирование бактериальных генов (особенности репликации и транскрипции прокариот).
- Внехромосомные детерминанты наследственности – IS-элементы, транспозоны, их функции.
- Плазмиды патогенности, их роль.
- Механизмы, обусловливающие изменчивость микроорганизмов (адаптации, мутации, рекомбинации).
- Механизмы передачи генетического материала у бактерий (конъюгация, трансформация, трансдукция).
7. Причины возникновения и циркуляции антибиотикорезистентных штаммов.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
|
|
· интерпретировать результаты опытов по фенотипической и генотипической изменчивости микроорганизмов;
· интерпретировать результат определения чувствительности бактерий к антибиотикам.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ:
навыками изучения научно-медицинской информации, отечественного и зарубежного опыта по генетике микроорганизмов, информацией о причинах возникновения, циркуляции антибиотикорезистентных микроорганизмов.
Работа № 1. Плазмиды. Методы выявления
Самостоятельная работа
Цель: Объяснить причины формирования и распространения лекарственной устойчивости бактерий. Оценить результаты антибиотикограммы 2-х штаммов золотистого стафилококка (метод бумажных дисков). Результаты внести в таблицу.
Опыт Антибиотик | Диаметр зоны задержки роста | |
S. aureus № 1 | S. aureus № 2 | |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. |
Вывод:
Работа № 2. Фенотипическая изменчивость бактерий
Самостоятельная работа
Цель: Оценить опыт по получению фенотипической изменчивости протея (А) и чудесной палочки (Б), возникшей при действии химических веществ. Сделать вывод.
А. Оценить культуральные свойства протея на МПА и МПА с 0,1% раствором фенола как пример фенотипической изменчивости. Зарисовать.
Результат:
|
|
| ||||||
Б. Оценить культуральные свойства чудесной палочки на МПА и сахарно-солевом агаре как пример фенотипической изменчивости. Зарисовать.
|
|
Дано: опыт № 6
|
|
| |||||||||||||
Вывод: