Роль конкуренции

Конкуренция является многосложным процессом регулирования потоков товаров, денег и доходов. Рынок и конкуренция одно без другого не существует. Препятствий выступления или выхода в конкурентную борьбу не существует. Они определяются чисто экономическими факторами конкурентоспособности: наличием или отсутствием возможностей для снижения издержек производства, применением более совершенных технологий, улучшением качества работ, продуктов и услуг. Только рыночная конкуренция может быть процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными. И только этот процесс позволяет открыть новые более дешёвые товары, способы их производства, более прогрессивные технологии и способы обслуживания.

В конкурентном процессе успех может быть обеспечен лишь тому, кто сумеет обнаружить едва обозначенные контуры новых технологий производства, потребность в новых продуктах, использует незамеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и будущими ценами товаров, которые могут быть произведены с их помощью.

Модели рынка в зависимости от конкуренции.

В зависимости от соотношения между количеством производителей и потребителей различают следующие виды конкурентных структур.

1 вид. Большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара, с одной стороны, и масса обособленных потребителей данного товара - с другой стороны. Каждый потребитель может приобрести товар у любого производител я на основе собственной оценки полезности товара или его цены. А каждый производитель может продать товар любому потребителю в соответствии с собственной выгодой. Данная структура порождает совершенную или чистую конкуренцию. Этот вид конкуренции был характерен для начальных этапов развития капитализма. Государственное регулирование рынка было минимальным, поэтому использовались приёмы как добросовестной, так и недобросовестной конкуренции.

Примеры: на микроуровне – товарно–сырьевая фондовая или валютная биржа, аукцион, колхозный рынок. На микроуровне примеров нет, так как во всех странах национальный рынок в той или иной форме регулируется государством.

Основными чертами модели рынка чистой конкуренции являются:

1. Основным мотивом производства является прибыль.

2. Свобода потребительского выбора, т.е. суверенитет потребителя.

3. Производство организовано так, что бы обеспечить выпуск определённого количества продукции с наименьшими издержками.

4. Распределение продукции осуществляется на основе способности и стремлении покупателя заплатить за него существенную рыночную цену, что зависит от его дохода.

5. Основным инструментом приспособления рыночной системы к изменениям является цена.

5.Государственного регулирования цен на рынке свободной конкуренции нет, так как полная насыщенность рынка товара не позволяет производителям поднимать цены из-за страха потерять потребителя.

2 вид. Чистая (абсолютная) монополия. Этот вид конкуренции осуществляется тогда, когда одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего и близких его заменителей. Для такой модели рынка характерны следующие черты:

1. На рынке выступает единственный продавец.

2. Реализуемый продукт уникален.

3. Монополист обладает рыночной властью, назначает цены, сроки поставки товаров на рынок и т.д.

4. Для входа на рынок монополист устанавливает непреодолимые для конкурентов барьеры как естественного, так и искусственного происхождения.

3 вид. Монополистическая конкуренция. Возникает тогда, когда относительно большое число фирм предлагают похожую, но не идентичную продукцию. В условиях монополистической конкуренции фирмы производят дифференцированную продукцию, которая, как правило, затрагивает качество продукта или услуг, и в результате этого у потребителя складываются неценовые предпочтения. Также дифференциация может быть связана и с условиями послепродажного обслуживания. Для такой модели рынка характерны следующие черты:

1. Соперничество между фирмами осуществляется не только через цены, но и через дифференциацию товаров и услуг.

2. Существует относительная лёгкость вступления на рынок, что связано с относительно небольшим начальным капиталом, необходимым для производства.

3. На рынке могут действовать мелкие, средние и даже крупные фирмы, которые обладают некоторой монопольной властью над своим товаром, могут понижать или повышать цены на товар вне зависимости от действия конкурентов, хотя эта власть и ограничена.

4 вид. Олигополистическая конкуренция. Данный вид конкуренции характеризуется не многочисленностью участников рыночных отношений, когда на рынке товаров и услуг господствует несколько фирм (3 - 10 в зависимости от отрасли). Небольшое число фирм в таких условиях связано с необходимостью экономии издержек и объясняется наличием барьеров для вступления в отрасль и процессов соединения отраслей. Олигополистический рынок – это рынок однородного, стандартизированного (зерно, сталь, цинк) или дифференцированного продукта по качеству модели и оформлению продукта (потребительские товары: автомобили и так далее). Для такой модели рынка характерна всеобщая взаимозависимость, т.к. число фирм невелико и каждая из них при формировании своей ценовой политики должна учитывать реакцию со стороны конкурентов.

Среди особенностей данной модели можно отметить следующие:

1. Существует множество видов и типов олигополий (2 или 3 фирмы господствуют на всём рынке, либо 7 или 10 фирм делят 70-80% рынка, а конкурирующее окружение делит оставшуюся часть.)

2. Часто фирмы действуют в условиях «тайного сговора» на цены, поставки товара и т.д.

3. Существуют барьеры для вступления в отрасль.

4. Применяется для однородного и дифференцированного продукта.

Для модели рынка олигополистической конкуренции существуют особые процедуры ценообразования:

1. Цены имеют тенденцию быть негибкими или жёсткими.

2. Если цены и имеются, то их меняют все фирмы, т.к. они связаны согласованными действиями или «тайным сговором».

Итак, для олигополистического рынка характерна неценовая конкуренция. Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям по установлению цен, разделу и распределению рынков, или по иным способам ограничения конкуренции. Неценовая конкуренция способствует улучшению качества и ассортимента продукции. По частоте распространения в современном обществе модели рынка чистой конкуренции встречается сравнительно редко, чистой монополии – тоже и ограничивается антимонопольным регулированием, а монополистическая конкуренция и олигополия встречаются часто.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: