Моделей рынка по видам конкуренции

Значение конкуренции как динамического процесса.

Понятие «конкуренция» можно определить как тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынок. Конкуренция является многосложным процессом регулирования потоков товаров, денег и доходов. Рынок и конкуренция одно без другого не существует. Содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного» и «неконкурентного» рынков.

Конкуренция и конкурентный рынок – это невозможность влияния на уровень цен ни одного из участков рыночного процесса: попытка повысить цену завершается невозможностью продать товар, а искусственное снижение цен принесёт убытки и затруднит возмещение издержек. Ни один покупатель или продавец не способен повлиять на спрос и предложение так, что бы изменяя количество товаров, повышать их цену и доходы.

Регулирующий механизм рынка с помощью конкуренции заключается в том, что масштабность, массовость и насыщенность рыночных потоков такова, что вклад любого его участник а есть мизерная доля любого товара и дохода, и, следовательно, влиять на цены и на количественные параметры фактически невозможно.

Своеобразным парадоксом экономического противостояния выступает возможность перерождения конкуренции в монополию. Главными слагаемыми монопольного захвата ведущих позиций в отрасли и на рынк е являются: успех в конкурентном противостоянии, экономические прибыли, технические новшества и растущие масштабы выпуска продукции при снижающихся издержках.

Встречается и неконкурентная ситуация, внешним проявлением которой выступает расширение масштабов производства, а затем и контроль объема предложения с помощью рыночных цен, принудительно устанавливаемых в интересах монополиста. Аналогичная ситуация формируется и на рынке в форме так называемых «естественных монополий». Это рынки уникальных сырьевых ресурсов, собственность которых монополирована в руках государства или частных владельцев, а также такие отрасли как коммунальное хозяйство, энергетические системы, отрасли связи, где конкуренци я нецелесообразна и цены устанавливаются по принципу «социальной целесообразности». Все виды неконкурентного рынка, монополий или тенденции к монополизации выступают объектом антимонопольного регулирования со стороны государства.

Цена и конкуренция в рыночном механизме.

Рыночная система функционирует, как механизм учёта различных решений принимаемых собственниками товаров, денег и дохода. Она выступает и механизмом этих решений в процессе движения потоков, товаров и денежных доходов.

Средством общения собственников, производителей и потребителей в рыночной системе являются цены, прибыли и убытки. Эти средства определяют: «Что, как и для кого производить?».

Механизм формирования цен - это процесс взаимодействия производителей и покупателей, предложения и спроса. Цена представляет собой денежное выражение стоимости любого товара, ресурса или услуги. Она уравновешивает их предложение и спрос, контролирует количество и качество, уровень затрат при выпуске и технологии. Если количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается. Высокие цены – это сигнал недостаточного предложения. При этом производство недостающих товаров увеличивается до того момента, пока не наступит равновесие спроса и предложения. Излишек товаров вынуждает собственников снижать цены, чтобы продать их. Снижение цен – это свидетельство о необходимости сокращения выпуска товаров.

Различные виды человеческого труда, интеллекта, знаний, образования и квалификации имеют свою цену, именуемую заработной платой. Каждый вид ресурса имеет свою цену, при наличии спроса и использования их в производстве, приносит их владельцам доходы в виде ренты на землю, арендной платы от недвижимости, процент прибыли на капитал. При этом деньги выступают в форме доходов и опосредуют движение товарных потоков в виде потребительских благ и производственных ресурсов. Деньги в ценовой форме обеспечивают сбалансированность экономических потоков. В ценах содержится информация о затратах, издержках, о дефицитности или о переполненности рынков, о качестве, о количестве, о технологиях выпуска и перспективах на будущее. Цена выступает или вознаграждением за трудовые усилия и успехи в предпринимательстве, или наказанием за неудачный выбор и просчёт в экономических решениях. Цены, деньги и определяемые ими доходы выступают основой в мотивации человеческого поведения в экономике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: