Чем ниже понимает себя человек

ТЕМ ОН БЫВАЕТ ДОБРЕЕ Говорят, что хорошему человеку нельзя не сердиться на дурных. Но еслитак, то чем человек лучше против других людей, тем сердитее ему надо быть, абывает напротив: хороший человек, чем он лучше, тем он мягче и добрее ковсем людям. Бывает это оттого, что хороший человек помнит, как часто он сампогрешал, и что если ему сердиться на дурных, то ему прежде всего надосердиться на самого себя. Сенека Разумному человеку нельзя сердиться на злых и безрассудных людей. - Да как же не сердиться, если они воры и мошенники? - говоришь ты. - А что такое вор и мошенник? Ведь это человек заблудший. А такогочеловека жалеть надо, а не сердиться на него. Если ты можешь, то убеди его втом, что для него самого нехорошо так жить, как он живет, и он перестанетделать зло. А если он еще не понимает этого, то не удивительно, что он дурноживет. Но ты скажешь, что таких людей надо наказывать. Если у человека глаза заболели и он ослеп, то ведь ты не скажешь, чтоего надо за это наказывать. Так почему же ты хочешь наказать такогочеловека, который лишен того, что дороже глаз, лишен самого большого благаумения жить разумно? Не сердиться нужно на таких людей, а только жалеть их. Пожалей же этих несчастных и старайся, чтобы их заблуждения не обозлялитебя. Вспомни, как часто ты сам заблуждался и согрешал, и сердись лучше насебя за то, что в душе твоей так много недоброты и злости. Эпиктет Ты говоришь, что вокруг тебя все дурные люди. Если ты так думаешь, тоэто верный признак того, что ты сам очень плох. Часто люди думают выказать себя тем, что подмечают недостатки людей. Аони этим только выказывают свою слабость. Чем человек умнее и добрее, тем больше он видит добра в людях, а чемглупее и злее, тем больше он видит недостатков в других. Правда, что трудно быть добрым с человеком развратным, с лгуном,особенно если еще он оскорбляет нас, но с ним-то, с этим именно человеком, инужно быть добрым и для него, и для себя. Когда сердишься на кого-нибудь, то обыкновенно ищешь оправданий своемусердцу и стараешься видеть только дурное в том, на кого сердишься. И этимусиливаешь свое недоброжелательство. А надо совсем напротив: чем большесердишься, тем внимательнее искать всего того хорошего, что есть в том, накого сердишься, и если удастся найти хорошее в человеке и полюбить его, тоне только ослабишь свое сердце, но и почувствуешь особенную радость. Жалко человека, когда он раздет, холоден, голоден, но во сколько разбольше надо жалеть человека, если он обманщик, пьяница, вор, грабитель,убийца! Тот человек страдает телом, а этот тем, что дороже всего на свете,душою. Хорошо пожалеть бедного и помочь ему, но самое хорошее то, чтобы неосудить развратного, а пожалеть его и помочь ему. Если хочешь упрекать человека за его несообразности, то не называй егопоступки или слова глупостями, не говори и не думай, что то, что он сделалили сказал, не имеет никакого смысла. Наоборот, всегда предполагай, что онхотел сделать или сказать что-нибудь разумное, и старайся найти это. Надопостараться найти те ложные представления, которые обманули человека, ипоказать их ему так, чтобы он сам своим разумом решил, что он ошибался. Ведьубедить человека можно только его же разумом. Точно так же и убедитьчеловека в безнравственности его поступка можно только его же нравственнымчувством. Не надо предполагать того, чтобы самый безнравственный человек немог сделаться нравственным, потому что всякий человек никогда не можетперестать быть нравственным, свободным существом. По Канту Если рассердился на человека за то, что он сделал то, что ты считаешьдурным, постарайся узнать, зачем человек сделал то, что считаешь дурным. Акак только поймешь это, то сердиться на человека уже нельзя будет, так женельзя будет, как нельзя сердиться на то, что камень падает книзу, а некверху.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: