Недоброжелательство вреднее всего тому

КТО ЕГО ИСПЫТЫВАЕТ Как ни вреден гнев для других людей, он более всего вреден тому, ктогневается. И всегда гнев вреднее того, из-за чего гневаешься. Есть такие люди, которые любят сердиться и сердятся и вредят людям безвсякой причины. Можно понять, зачем скупой человек обижает других: он хочетзавладеть имуществом, чтобы самому обогатиться; он вредит людям для своейпользы. Злой же человек вредит другим без всякой для себя выгоды. Какоебезумство! По Сократу Не делать зла даже врагам - в этом великая добродетель. Наверное погибает тот, кто обдумывает погибель другого. Не делай зла. Бедность не может служить оправданием зла. Если будешьделать зло, станешь еще беднее. Люди могут избежать последствий злобы своих врагов, но никогда неизбегнут последствий своих грехов. Эта тень их будет преследовать по пятамдо тех пор, пока не погубит их. Пусть не делает зла другому тот, кто не хочет жить в печали и горести. Если человек любит себя, пусть он не делает зла, как бы мало оно нибыло. Индийский Курал Быть добродетельным значит быть свободным душой. Люди, постоянногневающиеся на кого-нибудь, беспрестанно боящиеся чего-нибудь и отдающиесястрастям, не могут быть свободны душой. Кто не может быть свободным душой,тот видя, не увидит, слыша, не услышит, вкушая, не различит вкус. Конфуций Ты думаешь, что тот, на кого ты сердишься, твой враг; а твой главныйвраг - это тот гнев, который запал тебе в сердце. И потому скорее мирись сврагом своим, потуши в себе это мучительное для тебя чувство. Капля за каплей наполняется ведро; так и человек становится полон зла,хотя бы он собирал его понемногу, если он позволяет себе сердиться на людей.Зло возвращается на того, кто его сделал, так же как пыль, брошенная противветра. Ни на небе, ни на море, ни в глубине гор, нет во всем мире места, вкотором человек мог бы освободиться от того зла, которое в его сердце. Помни это. Дхаммапада В индийском законе сказано так: как верно то, что зимою бывает холодно,а летом тепло, так же верно и то, что злому человеку бывает дурно, а добромухорошо. Пусть никто не входит в ссору, хотя бы он и был обижен и страдал,пусть не оскорбляет никого ни делом, ни словом, ни мыслью. Все это лишаетчеловека истинного блага. Если я знаю, что гнев лишает меня истинного блага, то я не могу ужесознательно враждовать с другими людьми, не могу, как я делал это прежде,радоваться на свой гнев, гордиться им. разжигать, оправдывать его,признавать себя важным и умным, а других людей ничтожными - потерянными ибезумными, не могу уж теперь при первом напоминании о том, что я поддаюсьгневу, не признавать себя одного виноватым и не искать примирения с теми,кто враждует со мной. Но этого мало. Если я знаю теперь, что гнев мой - это зло для душимоей, то я знаю еще и то, что приводит меня к этому злу. Приводит меня кэтому то, что я забываю то, что во всех людях живет то же, что и во мне. Явижу теперь, что это отделение себя от людей и признание себя выше другихлюдей - одна из главных причин моей вражды с людьми. Вспоминая свою прежнююжизнь, я вижу теперь, что я никогда не позволял разгораться своемувраждебному чувству на тех людей, которых считал выше себя, и никогда неоскорблял их; но зато малейший неприятный для меня поступок человека,которого я считал ниже себя, вызывал мой гнев на него и оскорбление, и чемвыше я считал себя перед таким человеком, тем легче я оскорблял его; иногдадаже одна воображаемая мною низость положения человека уже вызывала с моейстороны оскорбление ему. Однажды зимой Франциск шел с братом Львом из Перузы к Порционкюлю; былотак холодно, что они дрожали от стужи. Франциск позвал Льва, который шелвпереди, и сказал ему: "О брат Лев, дай Бог, чтобы наши братья подавали повсей земле пример святой жизни: запиши, однако, что не в этом радостьсовершенная". Пройдя немного далее, Франциск опять позвал Льва и сказал: "И запиши еще, брат Лев, что если наши братья будут исцелять больных,изгонять бесов, будут делать слепых зрячими или будут воскрешатьчетырехдневно умерших, - запиши, что и в этом не будет радости совершенной". И, пройдя еще далее, Франциск сказал Льву: "Запиши еще, брат Лев, чтоесли бы наши братья знали все языки, все науки и все писания, если бы онипророчествовали не только про будущее, но знали бы все тайны совести и души,- запиши, что и в этом нет радости совершенной". Пройдя еще далее, Франциск опять позвал Льва и сказал: "И еще запиши,брат Лев, овечка божия, что если бы мы научились говорить на языкахангельских, если бы узнали течение звезд и если бы нам открылись все кладыземли и мы познали бы все тайны жизни птиц, рыб, всех животных, людей,деревьеэ, камней и вод, - запиши, что и это не было бы радостьюсовершенной". И, пройдя еще немного, Франциск опять позвал брата Льва и сказал ему:"Запиши еще, что если бы мы были такими проповедниками, что обратили бы всехязычников в веру Христа, - запиши, что и в этом не было бы радостисовершенной". Тогда брат Лев сказал Франциску: "В чем же, брат Франциск, радостьсовершенная?" И Франциск отвечал: "А вот в чем. В том, что если когда мы приедем вПорционкюль грязные, мокрые, окоченелые от холода и голодные и попросимсяпустить нас, а привратник скажет нам: "Что вы, бродяги, шатаетесь по свету,соблазняете народ, крадете милостыню бедных людей, убирайтесь отсюда!" - ине отворит нам. И если мы тогда не обидимся и со смирением и любовьюподумаем, что привратник прав, и мокрые, холодные и голодные пробудем вснегу и в воде до утра без ропота на привратника, - тогда, брат Лев, толькотогда будет радость совершенная".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: