Политический рынок. Основные сферы применения политтехнологий.
Политический рынок - система производства и распределения политических Т/У, относительно эффективно обеспечивающая согласования значительного числа интересов, конкурирующих между собой продавцов (партии, политики, бюрократия, элиты) и покупателей (избиратели, граждане).
В состав политического рынка входят:
- 3 ветви власти
- администрации, областные и городские думы в регионах,
- партии и их фракции,
- общественно политические организации
- политические лидеры
- РПЦ
- СМИ
Характеристики современного политического рынка.
Демократические принципы (рыночные условия):
- наличие выборной системы;
- зафиксированная многопартийность;
- наличие третьего сектора (некоммерческие организации);
- возможность воздействовать на общественное мнение;
- дифференцированность политических услуг;
- активизация взаимодействия государства и общества (g2c);
- стремление к прозрачности выборов.
Командно-административные принципы, которые в большинстве своем являются отрицательными явлениями в системе государственного управления.
|
|
- монополистический характер власти (в узких руках);
- государственная интервенция в политические процессы (влияет и диктует);
- наличие цензуры в СМИ;
- наличие молодежных групп, лояльных к власти;
- наличие государственных рычагов управления массовой информацией;
- использование запрещенных технологий;
- формальное наличие оппозиции, оттеняющая активность правящей партии;
- утилитаризм участников политического рынка;
- персонификация доверия к политическим партиям и др.объединениям (лидер общественного мнения);
- принцип безоговорочного бартера (обмена), талоны, подарки;
- двоемыслие политиков в отношении действующего законодательства.
Помимо всего современному политическому рынку свойственен:
1. утилитаризм участников политического рынка (тесное переплетение политической и экономической элиты),
4. законодательная поддержка политических групп влияния, которые пользуются поддержкой Кремля
5. использование запрещенных методов конкуренции (административный ресурс)
Морозова: Политический маркетинг – определенная концепция практической политики и управления, снабженная набором технологически отточенных знаний и умений в сфере изучения общественных потребностей, предложения отвечающих этим потребностям политических и управленческих решений, реализации принятого курса вплоть до получения желаемого результата.
Топильская: Политический маркетинг – это изучение и учет преференций (ожиданий и потребностей) потенциального электората, т.е. это работа на том рынке, где идет борьба за голоса и мнения, а выбор в ходе тайного голосования.
|
|
Живя в условиях относительно демократической системы, предоставляющей возможность выбора, мы начинаем и в политике вести себя как придирчивые покупатели, принимающие решения с учетом имеющейся информации и собственного интереса.
Понятие политического маркетинга следует разграничивать с понятиями «политический ПР», «политическая реклама», «политический консалтинг», политическая агитация и пропаганда.
Политический PR- технологии создания и внедрения в политических системах конкуренции образа объекта в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни.