Социально-экономические последствия монополии

1. Позитивы монополии как явления:

- Монополии принадлежит ведущая роль в совершенствовании технологии. Получаемая сверхприбыль позволяет финансировать дорогостоящие НИОКР.

- Монополия может расчленять рынок на разные сектора, предлагая разным группам покупателей дифференцированные цены.

- Наличие монопольных структур – показатель состояния зрелости национальной экономики (монополия возникает лишь на достаточно высоком этапе экономического развития страны).

2. Издержки экономического поведения фирмы – монополиста.

- Монополист создает себе возможность контролировать значение двух параметров – объема выпуска и цены своей продукции. В итоге он производит продукцию в меньших объемах и продает ее по более высокой цене, чем это могли бы сделать конкуренты.

- Присвоение высоких прибылей за счет искусственного повышения цен представляет, по сути, возможность облагать потребителей "частным налогом". В социально-экономическом аспекте это означает усиление неравенства в распределении доходов в обществе.

- Экономическая теория отмечает еще один негативный параметр деятельности монопольной фирмы – Х-неэффективность. Смысл данного понятия заключается в следующем. Достигая чрезмерной власти на рынке, монополия ликвидирует конкурентов, что приводит к устранению атмосферы постоянной борьбы за потребителя. Господство на рынке устраняет потребность в снижении издержек. Сокращается основа для экономии ресурсов. Значительные средства фирмы начинают тратить на люксовые внешние формы своей деятельности.

- Отсутствует минимизация средних издержек производства.

3. Негативные аспекты монополии.

- зарытые монополии представляют угрозу эффективно функционирующему рынку, поскольку их защищают правовые барьеры, не преодолимые для конкурентов.

- Естественные монополии также могут стать причиной неэффективности рынка. Экономия на масштабах производства защищает их от появления новых конкурентов до тех пор, пока новая технология не даст возможности вести эффективное производство на фирмах меньших размеров.

- Меньшие негативные экономические последствия проявляет открытая монополия. Возможный приход новых конкурентов ограничивает возможности получения сверхприбыли в рамках долгосрочного периода.

Монополия любой формы нарушает действие рыночных механизмов. Это вынуждает государство ставить барьеры для развития процесса монополизации (прежде всего в форме антимонопольного законодательства).


Законодательные меры регулирования деятельности монополий – это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции. Чаще всего законодательные меры предполагают: запрещение договоров о ценах и разделе рынка, установление контроля за разделом рынка и слияниями, регулирование наборов услуг, предоставляемых потребителям доминирующими продавцами. Направленность действия данных мер связана с: а) коррекцией поведения монополистов, с тем чтобы сделать его более конкурентным, и б) проведением структурной политики, в ходе которой сама отрасль становится более конкурентной.

Экономические меры регулирования деятельности монополий – это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Важнейшими среди таких инструментов являются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей.

Прямое регулирование цен и прибылей обычно реализуется в форме установление "потолка" цен, то есть верхнего предела цены, и предельного уровня прибыли. Целью данной меры – является увеличение выпуска при более низкой цене. Однако подобное реагирование фирмы на введение "потолка" цены будет наблюдаться лишь при условии приемлемого для фирмы уровня такого "потолка", что составляет главную проблему при использовании этого метода регулирования. "Потолок" должен быть таким, чтобы, с одной стороны, лишить продавца монопольной прибыли, а с другой – обеспечит фирме покрытие оперативных расходов и получение справедливого дохода на инвестиционный капитал. Наиболее частный случай применения "потолка" цен имеет место при естественной монополии.

Косвенное регулирование цен и прибылей осуществляется посредством налогообложения продукции, деятельности либо прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: