double arrow

Особенности функционирования рынка олигополии.


Олигополия – модель рыночной структуры, в рамках которой несколько крупных фирм контролируют (на основе неформальных договоренностей) производство и сбыт основной массы продукции определенной отрасли хозяйства.

Основные черты олигополии:

- немногочисленность и крупные размеры фирм.

- однородность или разнородность продукции.

- высокие барьеры (размер фирмы).

- несовершенная информация.

Олигополистический рынок отличается от совершенно конкурентного особенностями изменения цен. В чисто конкурентном рынке цены изменяются непрерывно в зависимости от колебаний спроса – предложения. При олигополии же цены изменяются не так часто, как правило, через большие промежутки времени и довольно значительно. Так, циклические и сезонные колебания спроса заранее учитываются фирмами - олигополистами, которые стремятся реагировать на изменения спроса, изменяя не цену, а объем выпускаемых товаров, поскольку это связано с наименьшими издержками. Удерживать цены эффективно только лишь в краткосрочном периоде.

Безусловно, что олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие определенных стимулов к тайному сговору и иным согласованным действиям при назначении и динамике цен.

Но в данном вопросе существует модель кривой ломанной спроса.

Предположим, что олигополистическая отрасль состоит из двух фирм: А и В. Представить, как выглядит кривая спроса или продаж фирмы, можно лишь в том случае, если проанализировать реакцию конкурентов на предпринятое А изменение цены. Ответные действия конкурента могут быть двоякими.

Р
Первый вариант: В будет выравнивать цены вслед за А. Тогда кривые спроса и предельного дохода будут выглядеть как D1 и MR1. Смысл в том, что если А снижает цену на свой товар, ее продажи увеличатся очень незначительно, так как конкурент В тоже снизит цену и не позволит А получить большое преимущество перед ним. Увеличение продаж или же их уменьшение (в случае повышения цены фирмой А) происходят за счет других отраслей, а не за счет фирм – конкурентов.

Второй вариант: В игнорирует любое изменение цены фирмой А. Тогда кривые спроса и предельного дохода будут выглядеть как D2 и MR2. Кривая спроса в данном случае более эластична. Например А понижает цену, В – нет, значит товар А дешевле аналогов, и фирма получит увеличение объема продаж за счет своих конкурентов.

На практике – конкуренты фирмы – олигополиста будут игнорировать увеличение цены, но будут следовать за ее снижением. Отрезок кривой спроса D2P показывает ситуацию, когда "конкуренты игнорируют", что подходит для случая повышения цены, а отрезок PD1 характеризует ситуацию, когда "конкуренты следуют" – в случае снижения цен. Именно поэтому говорят, что олигополист имеет ломанную кривую спроса D2PD1. Именно поэтому изменения цены редки в олигополистических отраслях, так как любое изменение цены приводит к худшему: если цена возрастет, фирма потеряет часть потребителей, если же цену понизить – продажи увеличатся незначительно.

Ломанной кривой спроса соответствует ломанная кривая предельного дохода.

Ломанная кривая спроса и предельного дохода означает, что любой сдвиг в предельных издержках между МС1 и МС2 не окажет никакого воздействия ни на объем производства, ни на цену. Другими словами, в издержках – еще одна причина негибкости цен в условиях олигополии, не основанной на тайном сговоре.

Чтобы описать действия фирм в долгосрочном периоде, необходимо знать, какова будет реакция конкурентов на изменение цены олигополистом. Но так как точно предвидеть характер такой ответной реакции затруднительно, пока не удается создать единую теорию поведения фирмы олигополиста в долгосрочном периоде.


Сейчас читают про: