Кто может наказать Бога?

Лекция Шрилы Прабхупады по Чайтанья Чаритамрите

(ЧЧ Ади-лила 7.7 – Майапур, 9 Марта, 1974)

нандатмаджа, или васудеватмаджа. Это милость Кришны. Таковы взаимоотношения между Господом и Его преданными. Хотя никто не может стать отцом Господа, потому, что Он - Всевышний отец – ахам адир хи деванам, но все же Он соглашается стать сыном Своего преданного. Такие взаимоотношения называются ватсалйа-раса (родительские). Всего описывается пять основных видов отношений. Отношения шанта – нейтральные, дасйа – слуги и Господина, сакхйа – дружеские, ватсалйа – родительские и мадхурйа – отношения возлюбленных. В действительности, ни кто не может стать отцом Кришны. Это не возможно. Он приходится отцом каждому – ахам биджа-прада. Он изначальный Творец. Тогда как это возможно, чтобы Он стал нандатмаджа? Как Нанда Махараджа может стать Его отцом? Нет. В данном случае это значит, что он хотел стать лучшим слугой Кришны. Когда я становлюсь отцом, то в действительности являюсь слугой ребенка. Так мать является служанкой ребенка. Такова философия вайшнавов. Они не хотят слиться с Богом. Но всегда остаются слугами Бога.

Стать слугой Бога подразумевает также принять настроение Его отца и матери. Это значит нандатамаджа. Ахам иха шри-нандам ванде йасйалинде парам брахма, шрутим апаре смритим итаре – пытаясь осознать Господа, одни изучают Веды, а другие Пураны (смрити) – шрутим апаре смритим итаре – а кто-то изучает Махабхарату. Но вайшнав молится: «я не стремлюсь понять Бога. Я просто хочу стать слугой Нанды Махараджа, в чьем дворе ползает Пара-Брахман». Вот это нандатама … таково возвышенное положение нандатмаджа – Нанды Махараджа.

Обыкновенный человек не может понять философии вайшнавов. Но она настолько прекрасна, что вместо того, чтобы слиться со Всевышним, предлагает стать Его отцом – нандатмаджа. Такова природа Кришны - расика-шекхар. Такие взаимоотношения доставляют Ему удовольствие. Кришне нравится зависеть от Своего преданного. Он хочет стать его сыном, чтобы Его то же смогли наказать. Таково Его наслаждение. А кто сможет Его наказать? Его отец и мать, Его старшие, Его возлюбленная Радхарани.

Любовь матушки Яшоды

Гопй ададе твайи критагаси дама тавад

Йа те дашашру-калиланджана-самбхрамакшам

Вактрам нинийа бхайа-бхаванайа стхитасйа

Са мам вимохайати бхир апи йад бибхети

Кунтидеви возносит молитву: «Мой дорогой Кришна, Яшода хотела связать Тебя веревкой, когда Ты напроказничал, и Твои испуганные глаза наполнились слезами, которые смыли краску с Твоих ресниц. Ты был испуган, хотя Тебя боится сам страх. Это зрелище приводит меня в замешательство».

Здесь еще раз объясняется, как игры Верховного Господа могут привести человека в недоумение. Верховный Господь, как уже говорилось, остается Всевышним при любых обстоятельствах. Здесь приводится пример того, как Господь, оставаясь Всевышним, одновременно может быть игрушкой в руках Своего чистого преданного. Чистый преданный Господа служит Ему только из чистой, беспримесной любви и в это время забывает о положении Господа. И Господь тоже получает большое удовольствие, когда преданный служит Ему, побуждаемый чистой любовью, к которой не примешивается благоговение или преклонение перед Ним. Как правило преданные поклоняются Господу с благоговением, но Господь бывает особенно доволен, когда преданный из чистой любви и привязанности считает Господа менее значительным, чем себя. Именно такой дух царит в играх Господа в Его изначальной обители Голоке Вриндаване. Друзья Кришны считают Его равным себе. Они не думают, Он что заслуживает какого-то особого почтения. Родители Господа, которые являются чистыми преданными, видят в Нем только своего сына. Наказания, которые Господь получает от Своих родителей, доставляют Ему большую радость, чем молитвы ведических гимнов. Ему приятней слышать упреки Своих невест, чем гимны Вед. Когда Господь Кришна находился в материальном мире, чтобы явить Свои трансцендентные игры во Вриндаване и привлечь к Себе людей, Он показал Свою покорность перед матушкой Яшодой. Господь, как это свойственно шаловливым детям, разбрасывал масло, собранное Яшодой, разбивая горшки и раздавая масло своим друзьям и обезьянам, которые не упускали случая воспользоваться. Яшода, увидев это, сделала вид, что хочет наказать Его. Схватив веревку, она пригрозила Кришне, что свяжет Его. Господь, увидев веревку в ее руках, заплакал, совсем как обыкновенный ребенок, и слезы покатились по Его щекам, смывая черную краску с Его прекрасных глаз. Кунтидеви любуется этой картиной, потому что ей известно о Верховном положении Господа. Его боится сам страх, а Он испугался матушки Яшоды, которая хотела Его немного наказать. Кунти осознавала возвышенное положение Господа, а Яшода – нет. Яшода находится на более высоком уровне, чем Кунти. Яшода получила Господа в качестве своего сына, и Он заставил ее забыть, что ее ребенок – Сам Господь. Если бы она осознавала Его верховное положение, то не спешила бы Его наказывать. Но под воздействием йога-майи она забыла о величии Кришны и наслаждалась Его детскими играми. Эти любовные отношения между матерью и сыном были очень естественны, и Кунти, вспоминая эту сцену, приходила в изумление. И она прославляла эти трансцендентные любовные отношения. Она превозносила матушку Яшоду за ее неповторимую любовь и способность управлять даже Верховным Господом. (ШБ 1.8.31)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: