double arrow

I. Порядок Всенощного Богослужения.


Молитва при входе в храм. «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень. И я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. Господи, путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой, чтобы мне без преткновения прославить одно Божество Отца и Сына я Святого Духа ныне и всегда и во веки веков. Аминь». (Пс. 121; I, 5; 8–9).

Молитва по входе в храм. «Поклоняюсь Тебе, Господу Богу моему, Своею благодатию пребывающему в этом святом храме, особенно же в Пречистых и Животворящих Тайнах; преклоняю колена сердца моего пред Тобою, истинным Христом Спасителем моим. Поклоняюсь и Твоей Пренепорочной Матери, Пречистой Госпоже Деве Марии Богородице, Помощнице, Заступнице, Ходатаице, единственной Надежде и Упованию в спасении моем. Почитаю святого Ангела, служителя Твоего, всегда охраняющего Божественный Твой Алтарь. С любовию лобызаю и всех святых Твоих, изображенных на иконах и мощами почивающих. И молю Тебя, благого Владыку моего: да будут уши Твои всегда внимательны к молитвен» ному голосу людей, молящихся Тебе в этом святом храме; почивших же прихожан его вспомни в небесном Твоем Царстве, прощая все их согрешения, как вечно Благий и Милостивый. Аминь».

Священник, придя в святой храм, надев епитрахиль и став пред Царскими Вратами, возглашает:

«Благословен Бог наш всегда, ныне и непрестанно и во веки веков».

Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

«Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, вездесущий и весь мир наполняющий, Источник благ и Податель жизни, прийди и вселись в нас; очисти нас от всякой скверны и спаси, Благий, души наши».

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас». (Трижды).

«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне н всегда и во веки веков. Аминь».

«Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти нас от грехов наших; Владыка, прости беззакония паши; Святый, посети и исцели немощи наши, ради Твоего имени». «Господи, помилуй». (Трижды).

«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

«Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на этот день и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим: и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого»(Мф. 6; 9–13).

Священник: «Ибо Твое есть царство, и сила, и слава. Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков».

Чтец: «Аминь. Господи, помилуй. (12 раз). Слава и ныне… Приидите поклонимся…» и 9–й час.

Открываются царские врата, оставаясь открытыми до конца богослужения. Священник облаченный в фелонь и поручи, становится пред святым Престолом. Диакон же в стихаре, ораре и поручах, взяв заженную свечу и кадило и подавая последнее священнику, говорит:

«Благослови, Владыка, кадило с фимиамом».

Священник, благословляя, говорит молитву: «Кадило с фимиамом приносим Тебе, Христе Боже наш, как аромат духовного благоухания; прийми его на вышенебесный Твой жертвенник и ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа, да славословим Тебя с Отцем и Святым Духом ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Диакон возглашает: «Встаньте! Господи, благослови».

Священник, изображая кадилом крест, произносит: «Слава Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троице всегда, ныне и непрестанно и во веки веков».

Народ поет: «Аминь. Приидите, поклонимся Царю, нашему Богу. Приидите, поклонимся я припадем ко Христу, Царю, нашему Богу. Приидите, поклонимся я припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему. Приидите, поклонимся и припадем к Нему» и 103–й псалом: весь или отмеченные стихи, а все остальные читаются; священник же с диаконом совершают каждение в Алтаре и во всем храме.

«Благослови, душа моя, Господа. Благословен Ты, Господи. Господи Боже мой, Ты дивно велик» Благословен Ты, Господи. Ты облечен славою и величием. Благословен Ты, Господи. Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими огонь пылающий. Ты поставил землю на твердых основах; не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее; на горах стоят воды. Дивны дела Твои Господи! От грозы Твоей бегут они, от голоса грома Твоего быстро уходят, восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты доложил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю. Ты, послал источники в долины: между горами текут воды. Дивны дела Твои. Господи! Поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. Ты наполешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердца человека. Насыщаются дерева Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил. На них гнездятся птицы: ели — жилище аисту, высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам. Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад» Ты простираешь тьму м бывает ночь; во время ее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищи себе. Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи, все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это море великое и пространное; там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, (большой зверь), которого Ты сотворил играть в нем. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им — принимают; открываешь руку Твою — насыщаются благом; сокроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в прах свой возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли. Да будет Господу слава во веки, да веселится Господь о делах Своих. Призирает на землю, — и она трясется; прикасается к горам — и дымятся. Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, пока существую. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Солнце знает свой запад; Ты простираешь тьму и бывает ночь. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро. Слава Тебе Господи, сотворившему все.»«Слава и ныне» «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». (Трижды).

Диакон: (Великая ектения). «В мире Господу, помолимся».

Народ на каждое прошение диакона:«Господи помилуй.»

«О ниспослании мира свыше, прощении грехов и спасении душ наших, Господу помолимся».

«О мире всего мира, непоколебимом стоянии святых Божиих церквей и соединения всех, Господу помолимся».

«Об этом святом храме и входящих в него с верою, благоговением и страхом Божиим, Господу помолимся».

«О святейших вселенских православных патриархах, Священном Синоде Православной Российской Церкви, (местном епископе), преосвященных епископах, священниках, служащих в чистоте и святости, благоговейных диаконах, о всем церковном и монашеском чине и людях, Господу помолимся».

«Чтобы Господь Бог непримирительные сердца рабов Своих, пастырей всех церквей и всех христиан, вскоре привел к единению, братолюбию и миру церковному, и тем сохранил Святую Свою Церковь от ересей, расколов и суеверий, Господу помолимся».

«Чтобы прекратил церковные раздоры и разделения, и силою Святого Своего Духа, обратил всех отступивших к познанию истины и присоединил к избранному Своему стаду, Господу помолимся».

«Чтобы просветил светом Своего Богопознания мысли омраченных неверием; верных же Своих укрепил и сохранил непоколебимыми в православии и исповедании, Господу помолимся».

«О Богохранимой Российской стране и правительстве ее, об утверждении в ней мира, безмятежия и благочестия, Господу помолимся».

«О духовном процветании нашего города, всех городов и вселенной и живущих в ней православных христиан, Господу помолимся».

«O благорастворении воздуха, изобилии плодов земных и временах мирных, Господу помолимся».

«O плавающих, путешествующих, недугу ющих, страждущих, пленных, заключенных и о спасении их, Господу помолимся».

«О подвизающихся в девствен чистоте, о вдовствующих и сиротах, о живущих в супружестве и чадородии, воспитывающих детей в страхе Божием, Господу помолимся».

«О младенцах и детях Церкви, чтобы усовершил их Господь в страхе Своем и привел в меру возраста на полноту и процветание Церкви Своей, Господу помолимся».

„ Чтобы избавиться нам от всякой скорби, гнева и нужды, Господу помолимся».

«Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

«Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Вечнодеву Марию со всеми святыми призывая, сами себя и друг друга и шло жизнь нашу Христу Богу предадим». Народ: «Тебе, Господи».

Священник (1 светильничная молитва): {Примечание. О чтении вслух и распределении cветильничных и других, так называемых «тайных». молитв см. «Толк. типик. проф. М. Скабалланович, вып 1–стр. 167; вып. 2–стр. 73. 204–207. Киев 1910 г.} «Господи, Щедрый и Милостивый, Долготерпеливый и Многомилостивый, услышь нашу молитву и внемли голосу золения нашего; сотвори с нами знамение ко благу; направь нас на путь Твой, чтобы ходить в истине Твоей; возвесели сердца наши, чтобы бояться Святого жмени Твоего; ибо Ты велик и творишь чудеса; Ты — Один Бог и нет подобного Тебе между богами, Господи, благий в милости и сильный в крепости, чтобы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на святое имя Твое, Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь».

Читается первая кафизма (с 1 по 8 псалом), с подразделением на три части, (антифона), из которых обычно поются следующие стихи с припевом «Аллилуйя» (трижды).

1. «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых». 2. «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет». 3. «Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом». 4. «Блаженны все уповающие на Него». 5.. Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой». 6. «От Господа — спасение. Над народом Твоим благословение Твое.» (Пс. 1; 1, б. 2;. 11 — 12. 3; 8–9). 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». (Трижды). Диакон после каждого антифона произносит малую ектению: «Еще и снова в мире Господу помолимся». Народ: «Господи помилуй». Диакон: «Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Народ: «Господи, помилуй». Диакон: «Пресвятую. Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Вечнодеву Марию со всеми святыми призывая, сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим». Народ: «Тебе, Господи».

Священник после каждой ектений возглашает светильничную молитву: после первой ектений — 2 молитву; после второй–4; после третьей–5.

2. «Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас; но все делай с нами по милости Твоей, Врач и Целитель душ наших, направляя нас в пристани воли Твоей; просвети очи сердец, наших к познанию Твоей истины и даруй нам остальное время настоящего дня и все время жизни нашей мирное и безгрешное, но молитвам Святой Богородицы и всех святых Твоих, Ибо Твоя держава к Твое царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь»

4. «Неумолкаемо Воспеваемый и непрестанно Славословимый святыми Ангелами, наполни наши уста Твоим хвалением, чтобы возвеличить святое Твое им» и удостой нас участия в наследии со всеми истинно боящимися Тебя и исполняющими заповеди Твои, по молитвам Святой Богородицы и всех святых Твоих. Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь».

5. «Господи, Господи, содержащий все пречистою Твоею рукою, долготерпящий ко всем нам и сожалеющий о грехах наших, вспомни щедрость Твою и милость Твою, посети нас Твоею благостью и дай нам по Твоей милости, и в остальное время настоящего дня избежать различных козней диавола и сохрани нашу жизнь непорочной благодатью Всесвятого Твоего Духа, Милостью и человеколюбием Единородного Твоего Сына, с Ним же благословен Ты, со Всесвятым и Благим и Дающим жизнь Твоим Духом ныне и всегда к во веки веков».

Обычно же в приходских храмах кафизма не читается, а поются лишь указанные стихи и произносится одна малая ектения, поэтому остальные молитвы с добавлением шестой прочитываются священником тайно во время пения 103 псалма.

6., Боже, Великий и Дивный, неисповедимым промыслом, по богатой милости, всем управляющий, Ты даровал нам блага мира и чрез дарованные блага руководил нас к Царству, поручив его но обещанию. Отклонявший нас от всякого зла в прошедшее время дня, даруй для Твоей святой славы и остальное время провести беспорочно, воспевая Тебя, Одного Благого и Человеколюбивого Бот нашего, Ибо Ты — Бог наш и Тебе воспылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне м всегда и во веки веков.»

После ектений народ поет 140 и 141 псалмы на глас положенной службы, или же первые два стиха 140 пс. на указанный глас, а остальные на третий глас. Священник (или диакон) совершает каждение во всем храме.

«Господи, к Тебе взываю, услышь меня. Услышь меня. Господи. Господи, я взываю к Тебе, услышь меня. Внемли голосу моления моего, когда я взываю к Тебе, услышь меня, Господи. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих, как жертва вечерняя, услышь меня, Господи. Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым, для извинения дел греховных, вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от властей их. Пусть наказывает меня праведник: это — милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои против злодейств их. Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки. Как будто землю рассекают м дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней. Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей. Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников. Падут нечестивые в сети свои, а я перейду». (Пс. 140).

«Голосом моим к Господу возвал я, голосом моим к Господу помолился; излил пред Ним моление мое: печаль мою открыл Ему. Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня. Смотрю на правую сторону и вижу, что никто не признает меня; не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей. Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты — прибежище мое и часть моя на земле живых, внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня. Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние». (Пс. 141).

Поются стихиры со стихами. Стихи на 10: «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое». «Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние». (Пс. 141; 7). На 8: «Из глубины взываю к тебе, Господи. Господи, услышь голос мой». «Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих». На 6: «Если Ты Господи, будешь замечать беззакония, Господи, кто устоит? Но у Тебя есть прощение». Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю». На 4: «Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи утра, более нежели стражи — утра. Да уповает Израиль на Господа». «Ибо у Господа милость и многое у Него избавление, и Он, избавит Израиля от всех беззаконий Его». (Пс. 129;1–9). «Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена». «Ибо велика милость Его к нам, и истина — Господня пребывает во век». (Пс. 116; 1–2).

«Слава и ныне». Догматик или богородичен, во время пения которого совершается вход с кадилом, диакон, окадив на амвоне местные иконы и священника, возглашает: «Господу помолимся». Народ: «Господи, помилуй».

Священник (молитва входа): «Вечером и утром и в полдень хвалим, благословляем, благодарим и молимся Тебе, Владыка всех, направь молитву нашу, как фимиам пред Тобою, и не дай уклониться сердцам нашим к словам или помыслам лукавым, но избавь нас от всех, уловляющих души наши, ибо к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тебя мы надеемся, не посрами нас, Боже наш, Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

По окончании молитвы диакон, держа орарь — вверх тремя пальцами правой руки и показывая к востоку, возглашает: «Благослови, владыка, святой вход». Священник, благословляя на восток, говорит: «Благословен вход святых Твоих, Господи». Диакон, начертав кадильницею в Царских Вратах крест, говорит: «Премудрость. Стойте благоговейно».

Народ: «Свет тихий святой славы Бессмертного Отца Небесного, Святого, Блаженного, Иисусе Христе. Мы, доживши до заката солнца, видя вечерний свет, воспеваем Отца, Сына и Святого Духа Бога. Достоин Ты, чтобы воспевали Тебя во все времена благоговейными голосами. Сын Божий, подающий жизнь, поэтому и прославляет Тебя мир».

Священник и диакон, войдя в Алтарь, становятся на юрнем месте. Диакон: «Будем внимательны». Священник: «Мир всем»Народ: «И в твоей душе да будет мир». Диакон: «Премудрость, будем внимательны. Прокимен:«(произносится дневной прокимен, народ же поет его).

Прокимны. Воскресенье, гл 8: «Благословите ныне Господа, все рабы Господни». Стих: «Стоящие в доме Господнем, во дворах Бога нашего». (Пс. 133; 1).

Понедельник, гл. 4: Господь слышит меня, когда я призываю Его». Стих: «Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей». (Пс. 4; 4, 2).

Вторник, гл.1: «Благость и милость Твоя, Господи, да сопровождают меня во все дни жизни моей». Стих «Господь–пастырь мой, я ни в чем. не буду нуждаться». (Пс. 22; 6, 1).

Среда, гл. 5. «Боже, именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня». Стих: «Боже, услышь молитву мою, внемли словом уст моих». (Пс. 53; 3, 4).

Четверг, гл. 6: «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю». Стих: «Возвожу очи мои к горам откуда придет помощь моя». (Пс. 120; 2–1).

Пятница, гл.7: «Боже, Ты заступник мой, и милость Твоя предварит меня». Стих: «Избавь меня от врагов моих, Боже мой, защити от восстающих на меня». (Пс. 58; 10–11, 2).

Суббота, гл. 6: «Господь царствует; Он облечен величием». Стихи: «Облечен Господь могуществом и препоясан». «Потому вселенная тверда, не подвигнется». «Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни (Пс. 92; 1, 5).

Накануне праздника после прокимна — паремии, после нею диакон, выйдя на амвон, произносит сугубую ектению:

«Воззовем все от всей души и от всего помышления нашего, воззовем». Народ: «Господи, помилуй».

Диакон: «Господи, Вседержитель, Боже Отцев наших, молимся Тебе, услышь и помилуй»' Народ: «Господи, помилуй».

Диакон: «Помилуй пас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй». Народ: «Господи, помилуй»; (трижды после каждого прошения диакона).

Диакон: «Еще молимся о святейших вселенских православных патриархах, Священном Синоде Православной Российской Церкви, о преосвященных епископах, (местном епископе), братьях наших — священниках, священно–монахах и о всем во Христе братстве нашем».

«Владыка, Царь веков, Податель благ, разрушивший вражду и даровавший мир роду человеческому, и ныне, силою Святого Твоего Духа, примири и соедини рабов Твоих — пастырей всех церквей и всех христиан; вкорени в них страх Твой, угаси всякую распрю и церковные разногласия и даруй им друг ко другу любовь для славы и единства Святой Твоей Церкви, молимся Тебе, Всемогущий Боже, услышь и помилуй».

«Еще молимся о Богохранимой Российской стране и правительстве ее, об утверждении в ней мира, безмятежня и благочестия».

«Господи Боже наш, не желающий смерти грешников, но ожидающий их обращения и покаяния, обрати всех, отступивших от веры, к Святой Твоей Церкви, молимся Тебе, услышь и помилуй».

«Сотворивший весь мир для славы Своей, сотвори, чтобы и противящиеся слову Твоему обратились к Тебе и со всеми верными истинною верою и благочестием прославили Тебя, Бога нашего, молимся Тебе, Всесильный Творец, услышь и помилуй».

«Давший заповедь Твою нам, чтобы любить Тебя, Бога нашего, и ближнего своего, сделай, чтобы ненависть, вражда, обиды, корыстолюбие, клятвопреступления, ереси, расколы, соблазны и прочие беззакония прекратились, и истинная любовь царствовала в сердцах наших, молимся Тебе, Спаситель наш, услышь и, как Человеколюбец, помилуй».

«Еще молимся о блаженных и всегда памятных создателях этого святого храма и о всех, прежде почивших православных праотцах, отцах, братьях и сестрах, здесь и повсюду лежащих».

«Еще молимся о явлении Божией помощи, милости, мира, жизни, здоровья, спасения, прощения и оставления грехов рабам Божиим, братии этого святого храма».

«Еще молимся о творящих приношения, делающих добро в этом святом храме, трудящихся, поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великой и богатой милости».

Священник (3 светильничная молитва): «Господи Боже наш, вспомни нас грешных и невоздержанных рабов Твоих, когда мы призываем святое и поклоняемое имя Твое, и не посрами нас, в ожидании милости Твоей, но даруй нам, Боже, все просимое для спасения и сподоби нас любить и бояться Тебя от всего сердца нашего, и исполнять во всем волю Твою, Ибо Ты милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков».

Народ: «Аминь». «Сподоби, Господи, в этот вечер без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, прехвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, ибо мы уповаем на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим. Благословен Ты, Владыка, вразуми меня заповедями Твоими. Благословен Ты, Святый, просвети меня заповедями Твоими. Господи, милость Твоя вечна. Созданий рук Твоих не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Диакон: «Вознесем вечернюю нашу молитву ко Господу».

Народ: «Господи, помилуй». Диакон: «Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

Народ: «Господи, помилуй».

Диакон: «Вечера всего совершенного, святого, мирного и безгрешного у Господа просим». Народ после каждого прошения: «Подай, Господи».

Диакон: «Ангела мира, верного наставника, хранителя душ и тел наших у Господа просим».

«Прощения и оставления, грехов и прегрешений наших у Господа просим».

«Доброго и полезного душам нашим и мира миру у Господа просим».

«Остальное время жизни нашей в мире и покаянии окончить у Господа просим».

«Христианской, безболезненной, непостыдной, мирной кончины жизни нашей и доброго ответа на страшном суде Христовом просим».

«Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Вечнодеву Марию со всеми святыми призывая, сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим». Народ: «Тебе, Господи».

Священник (7–я молитва): «Боже, великий и вышний, Один имеющий бессмертие, живущий во свете неприступном, создавший всю тварь премудро, отделивший свет от тьмы и поставивший солнце для управления днем, луну же и звезды для управления ночью, удостоивший нас грешных и в настоящий час предстать пред лицем Твоим с хвалою и принести Тебе вечернее славословие. Сам, Человеколюбец, направь нашу молитву к Тебе, как фимиам, и прийми ее, как аромат духовного благоухания; подай нам мирные настоящий вечер и наступающую ночь; облеки нас в оружие света, избавь нас от ночного ужаса и всякой злой силы, овладевающей во тьме и сон, дарованный Тобою для подкрепления нашей немощи, сделай, чуждым всякого диавольского внушения. О, Владыка, Податель благ, да будем мы и ночью на ложах наших с умилением вспоминать Твое имя и, просвещаемые наставлением Твоих заповедей, в духовной радости встанем для славословия Твоей благости, принося Тебе Милосердному моления и молитвы о своих грехах и о грехах всех людей Твоих, которых Ты посети по молитвам Святой Богородицы, Ибо Ты — Благий и Человеколюбивый Бог и Тебе воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и: всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». Священник: «Мир всем». Народ: «И в твоей душе да будет мир». Диакон: «Головы паши пред Господом преклоним». Народ: «Тебе, Господи».

Священник (молитва главопреклонения): «Господи Боже наш, приклонивший небеса и сошедший для спасения рода человеческого, призри на достояние Твое и на рабов Твоих, приклонивших Тебе, страшному и человеколюбивому Судии, головы и покоривших свою гордость, не надеющихся на человеческую помощь, но ожидающих Твоей милости и спасения, и сохрани их в настоящий ветер, наступающую ночь и во всякое время от всякого врага, противных диавольских действий, суетных помышлений и греховных воспоминаний, да будет держава Царства Твоего благословенна и прославлена, Отца и Сына и Святого Духа ныне и и всегда и во веки веков». Народ — «Аминь».

Совершается Лития. (Коленопреклоненное усердное всенародное моление). Народ поет стихиры. Священник и диакон с кадильницею выходят в притвор. Диакон, окадив иконы, священника и народу по окончании стихирь возглашает:

«Спаси, Боже, народ Твой и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостью и щедротами, укрепи могущество православных христиан и ниспошли на нас богатые Твои милости, по молитвам Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии, силою Многочтимого и Животворящего Креста, но ходатайству честных небесных бесплотных Сил, великого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостолов, святых отцов наших и вселенских великих учителей и святителей; Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, святого отца нашего Мирликийского Архиепископа Николая Чудотворца, святых равноапостольных славянских учителей, Кирилла и Мефодия, святого равноапостольного великого князя Владимира, святых отцов наших всей России чудотворцев: Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Питирима, Гермогеиа, Иосафа, Макария, Тихона, Феодосия, Димитрия, Митрофана, Иоанна, святых славных и победоносных мучеников, преподобных и богоносных отцов наших, святых и праведных Богоотцов Иоакима и Анны, (святых храма и дня) и всех святых, молим Тебя, Многомилостивый Господи, услышь нас грешных, молящихся, Тебе, и помилуй нас». Народ: «Господи, помилуй». (40 раз).

«Еще молимся о святейших вселенских православных патриархах, священном Синоде Православной Российской Церкви, преосвященных епископах, (местном епископе или митрополите), братьях наших священниках и священномонахах, о Богохранимой Российской Стране и Правительстве ее, о всем во Христе братстве нашем, и о всякой скорбящей, падшей и озлобленной душе, нуждающейся в Божией милости и помощи; о защите нашего города (села, святой обители) и живущих в нем; о мире всего мира, о непоколебимом пребывании святых Божиих церквей; о спасении и помощи с усердием и страхом Божиим трудящихся и служащих отцов и братьев наших; о пребывающих здесь и находящихся в отсутствии; об исцелении больных; о упокоении, облегчении, блаженной памяти и оставлении грехов всех, прежде почивших православных отцов, братьев и сестер наших, здесь и повсюду лежащих; об освобождении пленных и заключенных; о братьях наших, находящихся на службах, и всех служащих и служивших в этом святой храме (обители) воззовем». Народ: «Господи, помилуй». (40 раз).

«Еще молимся о сохранении нашего города (села) и этого святого храма (обители), и всякого города и страны от голода, истребления, землетрясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной войны; чтобы благий и человеколюбивый Бог наш был милостив и снисходителен к нам, отклонил всякий гнев, надвигающийся на нас, избавил нас от заслуженного нами Своего праведного наказания и помиловал нас». Народ: «Господи, помилуй». (40 раз).

Диакон: «Еще молимся, чтобы Господь Бог услышал голос молений нас грешных и помиловал нас». Народ: «Господи, помилуй». (Трижды).

Священник: «Услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко, и милостив будь, Владыка, милостив к нам грешным и помилуй нас, Ибо Ты — Милостивый и Человеколюбивый Бог, и Тебе воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков. Народ: «Аминь». Священник: «Мир всем». Народ: «И в твоей душе да будет мир». Диакон: «Головы наши пред Господом преклоним». Народ: «Тебе, Господи».

Священник: „ Многомилостивый Владыка, Господи Иисусе Христе Боже наш, по молитвам Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии, силою Многочтимого и Животворящего Креста, по ходатайству честных, небесных бесплотных Сил великого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостолов, святых славных и победоносных мучеников, преподобных и Богоносных отцов наших, святых отцов наших и вселенских великих учителей и святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, святого отца нашего, Мирлнкийского Архиепископа Николая Чудотворца, святых равноапостольных славянских учителей Кирилла и Мефодия, святого равноапостольного великого князя Владимира, святых отцов наших всей России чудотворцев: Михаила, Петра, Алексия, Ионный Филиппа, святых и праведных богоотцов–Иоакима и Анны, (святых дня и храма) и всех святых Твоих, сделай нашу молитву благоприятной, даруй нам оставление прегрешений наших, покрой нас покровом крыльев Твоих, удали от нас всякого врага и противника; умиротвори, Господи, жизнь нашу; будь милостив к нам и ко всему миру Твоему и спаси души наши, как Благий и Человеколюбец». Народ: «Аминь». Поются стихиры на стиховне с припевами стихов: в субботу — 1 стих: «Господь царствует; Он облечен величием». 2. «Потому вселенная тверда, не подвигнется». 3. «Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни». (Пс. 92; 1–5).

В будни же — 1 стих: «К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах. Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы — на руку госпожи ее, так очи наши к Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас». 2. «Помили нас, Господи, помилуй нас; ибо довольно мы насыщены презрением. Довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых». (Пс. 122; 1–4).

«Слава и ныне»; богородичен… и поется молитва Симеона Богоприимца: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил пред лицем всех народов, Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». (Лук. 2; 29–32). Трисвятое, «Пресвятая Троица…» и «Отче наш…» (стр.. 4). Священник: «Ибо Твое есть царство и сил$ и слава, Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков».

Народ:. Аминь»и «Богородица Дева, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою. Благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего, ибо Ты родила Спасителя душ наших». (Трижды).

В праздник тропарь, т. е. песнь, уясняющая ею сущность. При пении тропаря диакон или священник трижды отживает приготовленные для освящения хлебы.

Диакон: «Господу помолимся». Народ: «Господи, помилуй». Священник: «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивший пять хлебов и насытивший пять тысяч, Сам, благослови эти хлебы, пшеницу, вино и елей, и умножь все это в нашем городе (селе, обители), в стране и во всем мире Твоем, и верующих, вкушающих от них и помазующихся им (елеем,) освяти. Ибо Ты, благословляющий и освящающий весь мир, Христе Боже наш, и Тебе воссылаем славу с Безначальным Твоим Отцом и Всесвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». «Да будет имя Господне благословенно от ныне и до века». (Трижды).

«Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих, и Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною и превознесем имя Его вместе. Я взыскал Господа и Он услышал меня и от всех опасностей моих избавил меня. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. Этот нищий воззвал и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него. Койтесь Господа все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его. Богатые бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе». (Пс. 33; 1–11).

Священник благословляя народ: «Благословение Господа да будет на вас, по Его благодати и. человеколюбию, всегда, ныне и непрестанно и во веки веков». Народ: «Аминь. Слава в вышних Богу и на земле мир в человеках благоволение». (Трижды). «Господи, открой уста мои и уста мои возвестят хвалу Твою». (Дважды).

Шестопсалмие. 3 псалом. «Господи, как умножились враги мои. Многие восстают на меня: многие говорят душе моей; «нет ему спасения в Боге». Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Голосом моим взываю к Господу и Он слышит меня со святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поражаешь всех, напрасно враждующих против меня, сокрушаешь оружие нечестивых. От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня».

37 псалом. «Господи, не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. Ибо стрелы Твои вонзились в меня и рука Твоя тяготеет на мне. Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих. Ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне; смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совсем поник, весь день, сетуя, хожу; ибо внутренности мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей. Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего. Господи, пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя. Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, –н того нет у меня. Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали. Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни. А я, как глухой, не слышу, и, как немой, который не открывает уст своих: и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа. Ибо на Тебя, Господи, уповаю я: Ты услышишь, Господи Боже мой. И я сказал: да не восторжествуют надо мною враги мои; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною. Я близок к падению и скорбь моя всегда предо мною. Беззаконие мое и сознаю, сокрушаюь о грехе моем. А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно; и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру. Не оставь меня, Господи Боже мой, не удаляйся от меня; поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой. –Не оставь меня, Господи Боже мой, не удаляйся от меня; поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой».

62 псалом. «Боже, Ты — Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище, ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои. Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным голосок восхваляют Тебя уста мои, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи; ибо Ты помощь моя и в тени крыл Твоих я возрадуюсь.

К Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня. А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли; сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам. Царь же возвесилится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста, говорящих неправду. Я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи; ибо Ты — помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь. К Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня».

«Слава и ныне. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже»(Трижды). «Господи, помилуй» (Трижды). «Слава и ныне».

81 псалом. Господи, Боже спасения моего, днем вопию и ночью пред Тобою; да дойдет до лица Твоего молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему. Ибо душа моя насытилась бедствиями и жизнь моя приблизилась к преисподней. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный, как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. Отяготела на мне ярость Твоя и всеми волнами Твоими Ты поразил меня. Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен и не могу выйти. Око мое истомилось от горести; весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои. Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения правду Твою? Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя. Для чего, Господи, отвергаешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня? Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогают Надо мною прошла ярость Твоя; устранения Твои сокрушили меня. Всякий день окружают меня, как вода: облегают меня все вместе. Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно. Господи, Боже спасения моего, днем вопию и ночью пред Тобою; да дойдет до лица Твоего молитна моя; приклони ухо Твое к молению моему».

102 псалом. „ Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его.. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое; обновляется, подобно орлу, юность твоя. Господь творит правду и суд всем обиженным. Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым–дела Свои. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается и не во век негодует. Не по -беззакониям нашим сотворил: нам, и не по грехам нашим воздал нам. Ибо, как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его, как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — прах. Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает. Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь голосу слова Его. Благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его. Благословите Господа, все творения Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа».

142 псалом. «Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей, услышь меня по правде Твоей. И не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобою ни один из живущих. Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, — и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое. Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих. Простираю к Тебе руки мои; душа моя к Тебе, как жаждущая земля. Скоро услышь меня, Господи; дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу. Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, Госаоди, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Избавь меня, Господи, от врагов моих, к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты — Бог мой: дух Твой благий да ведет меня в землю правды. Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою; и по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех угнетающих душу мою, ибо я — Твой раб. Услышь меня, Господи, по правде Твоей и не входи в суд с рабом Твоим. Услышь меня, Господи, по правде Твоей, и не входи в суд с рабом Твоим. Дух Твой благий да ведет меняв землю правды». «Слава и ныне. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». {Трижды).

Диакон–великую ектению (ст. 7), священник (1 утренняя молитва): «Благодарим Тебя, Господи Боже наш, поднявшего нас с постелей наших и вложившего в уста наши слово хваления, чтобы поклоняться и призывать Твое Святое имя, молимся, прибегая к Твоим щедротам, всегда являемым Тобою нам в нашей жизни, пошли и ныне помощь Твою стоящим пред лидем Святой славы Твоей и ожидающим от Тебя богатой милости, дай им со страхом и любовью всегда Тебе служить, прославляя неизъяснимую благость Твою, Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь».

Диакон: «Бог–Господь, Он явился нам; благословен Грядущий во имя Господне». Стихи: 1. «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его». 2. «Обступили меня, окружили меня; но именем Господним я низложил их». 3. «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни». 4. «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших». (Пс. 117; 1. 11. 17. 22).

Народ поет четыре раза на глас тропаря «Бог Господь»… тропари и богородичен. В четыредесятницу вместо «Бог Господь»поется «Аллилуйя», со стихами:

1. «С раннего утра я стремлюсь к Тебе, Боже, духом моим, ибо Твои суды совершаются на земле». 2. «Живущие в мире научатся правде». 3. «Увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой». 4. «Ты, Господи, умножил народ, прославил Себя, распространил все пределы земли». (Исайя 26; 9, П, 15).

Следует чтение двух или, если положено, трех кафизм (сидение), прерываемое пением «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Бсже»(трижды), «Господи, помилуй, (трижды). «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»… И седален со стихами. После» каждой кафизмы диакон возглашает малую ектению: —

«Еще и снова в мире Господу помолимся». Народ: ^Господи, помилуй». Диакон: «Защити, спаси, помилуй ж сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», Народ: «Господи, помилуй». Диакон: «Пресвятую, Пречистую, Преблагоеловенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Вечнодеву Марию со всеми святыми призывая, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим». Народ: «Тебе, Господи\ Священник произносит утренние молитвы. 2 молитва. «С ранней зари обращается дух наш к Тебе, Боже наш, ибо повеления Твои свет на земле. Научи нас совершать святыню и правду в страхе пред Тобою, ибо Тебя мы славим, как истинно Вечно живущего Бога нашего. Приклони, Господи, ухо Твое; услышь нас, вспомни поименно всех, находящихся и молящихся с нами и спаси их силою Твоею. Благослови народ Твой и освяти достояние Твое. Ниспошли мир Твоему миру, церквам Твоим, священникам и всему народу Твоему, Ибо благословенно и прославлено великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков». Народ после каждой молитвы поет: «Аминь».

3 молитва. «С раннего утра к Тебе, Боже, стремится дух наш, ибо повеления Твои свет; научи нас, Боже, правде Твоей, заповедям и уставам Твоим; просвети наши духовные очи, чтобы нам не уснуть сном греховным. Рассей всякий мрак от сердец наших, яви нам солнце правды и сохрани в безопасности жизнь нашу, печатью Святого Твоего Духа. Направь стопы наши на путь мира и дай нам радостно встретить утро и день, чтобы вознести к Тебе утренние моления, Ибо Твоя держава и Твое царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков».

7 молитва. «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, поднявший нас с постелей наших и собравший нас в час молитвы, открой наши уста благодатию Твоею, ибо мы не знаем, как должно молиться, если Ты, Господи, не наставишь нас Духом Святым, и прийми благодарения, приносимые Тебе по силам нашим и научи нас заповедям Твоим, а также просим Тебя: отпусти, освободи и прости все, что мы до настоящего часа согрешили делом, словом, мыслью, сознательно и несознательно; если же Ты, Господи, будешь замечать беззакония, Господи, кто устоит, ибо у Тебя прощение и Ты один Святый и сильный Защитник и Помощник в нашей жизни и Тебя мы непрестанно воспеваем, Да будет держава царства Твоего благословенна и прославлена, Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков»"

Поется полиелей (Многомилостивый)–134 и 135 псалмы или же отмеченные в них стихи с припевами.

134 псалом. «Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни. Аллилуйя, (трижды). Стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего. Аллилуия. Хвалите Господа, ибо Господь благ; нойте имени Его, ибо это сладостно. Аллилуйя. Ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою. Аллилуйя. Я познал, что велик Господь и Господь наш–превыше всех богов. Аллилуйя Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах. Аллилуйя. Возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих. Аллилуйя. Он поразил первенцев Египта от человека до скота. Аллилуйя. Послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его. Аллилуйя. Поразил народы многие и истребил царей сильных. Аллилуйя. Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского и все царства Ханаанские. Аллилуйя. И отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему. Аллилуйя. Господи, имя Твое во век, Господи, память о Тебе в род и род. Аллилуйя. Ибо Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится. Аллилуйя. Идолы язычников–серебро и золото, дело рук человеческих. Аллилуйя. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят. Аллилуйя. Есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Аллилуйя. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них. Аллилуйя. Дом Израилев, благословите Господа. Дом Ааронов, благословите Господа. Аллилуйя. Дом Левиин, благословите Господа. Боящиеся Господа, благословите Господа. Аллилуйя. Благословен Господь от Сиона, Живущий в Иерусалиме. Аллилуйя». (Трижды).

135 псалом 1. Славьте Господа, ибо Он благ; ибо во век милость Его. Аллилуйя. (Трижды). 2. Славьте Бога богов. Аллилуйя, аллилуйя, ибо во век милость Его, аллилуйя. 3. Славьте Господа господствующих. (После каждого стиха поется припев: «Аллилуйя, аллилуйя, ибо во век милость Его, аллилуйя»). 4. Того, который один творит чудеса великие. 5. Который сотворил небеса премудро; 6. утвердил землю на водах; 7. сотворил светила великие; 8. солнце для управления днем; 9. луну и звезды–для управления ночью; 10. поразил Египет в первенцах Его; 11. Вывел Израиля из среды его; 12. рукою крепкою и мышцею простертою; 13. разделил Чермное море; 14. провел Израиля посреди его; 15. и низверг фараона и войско его в море Чермное; 16. провел народ Свой через пустыню; 17. поразил царей великих; 18. и убил царей сильных: 19. Сигона, царя Аморрепского, 20. и Ога, царя Васанского; 21. и отдал землю их в наследие; 22. в наследие Израилю, рабу Своему; 23. вспомнил нас в унижении нашем 24. и избавил нас от врагов наших: 25. Дает пищу всякой плоти. 26. Славьте Бога небес, ибо во век милость Его. Аллилуйя». (Трижды).

Поются «непорочны»на пятый глас; священник и диакон совершают каждение в алтаре и во всем храме.

Припев: «Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим».

Тропари: 1. «Ангельский собор удивился, увидя Тебя, Спаситель, причисленного к мертвым, но уничтожившего силу смерти, воскресившего Адама с Собою и освободившего всех из ада». 2. «Зачем, о ученицы, вы смешиваете миро со слезами сострадания?» –так светоносный ангел говорил при гробе мироносицам: «Вот посмотрите гроб и убедитесь, что Спаситель воскрес из гроба». 3. «Весьма рано утром спешили мироносицы ко гробу Твоему с рыданиями, но пред ними предстал Ангел и сказал: «Кончилось время рыданий, не плачьте, но идите и скажите апостолам о Воскресении Его». 4. Мироносицы– жены, с миром пришедшие ко гробу Твоему, Спаситель, рыдали; Ангел же обратился к ним и сказал: «Что вы живого считаете в числе мертвых? –как Бог Он воскрес из гроба». 5. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; поклонимся Отцу и Его Сыну и Святому Духу, Святой Троице в Едином Существе, взывая с Серафимами: Свят, Свят, Свят Ты, Господи/ 6. «И ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Родивши Подателя жизни, Ты, Дева, избавила Адама от греха и даровала Еве вместо печали радость; воплотившийся же от Тебя Бог и Человек направил к жизни лишившихся ее. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». (Трижды).

В праздники после полиелея поется праздничное величание, а в неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную–136 псалом.

«При реках Вавилона–там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах посреди его повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши–веселия: «Пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, –забудь меня десница моя; прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «Разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев Твоих о камень!»

После непорочных или величания диакон произносит малую ектению, а священник (8 молитва): — «Господи Боже наш, отгнавший от нас сонную беспечность и восстановивший нас для святого славословия, чтобы и ночью воздевать к Тебе руки наши и хвалить правосудие Твое; прийми наши молитвы, моления, славословия и ночные служения и даруй нам, Боже, веру непоколебимую, надежду непостыдную, любовь нелицемерную; благослови наши вхождения и выхождения, деяния, дела, слова и помышления, и даруй нам, поющим, хвалящим и благословляющим, получить в наступающем дне милость неизъяснимых Твоих благодеяний, Ибо благословенно всесвятое имя Твое и прославлено Царство Твое, Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь».

«Ипакои»(внимательное слушание) и степенные антифоны положенного гласа, а если праздник, то следующие 4 гл:

1. «С юности моей многие страсти поборают меня, но Ты Сам защити и спаси меня, Спаситель мой». 2. «Ненавидящие Сион, будете посрамлены Господом, ибо вы, как трава, от огня иссохните». 3. Слава и ныне: «Святым Духом всякая душа оживляется, чистотою возвышается и священно–таинственно просвещается Единосущною Троицею». Диакон: «Будем внимательны.

Премудрость. Прокимен, глас… Народ повторяет прокимен.

Прокимны восьми гласов. Глас 1: «Ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят». Стих: «Слова Господни — слова чистые». (Пс. 11; 6–7). Глас 2: «Пробудись, Господи Боже мой, для меня на суд, который Ты заповедал, и сонм людей станет вокруг Тебя». Стих: «Господи, Боже мой, на Тебя я уповаю, спаси меня». (Пе. 7; 7–8, 2). Гл. 3. Скажите народам: Господь царствует, потому тверда вселенная, не поколеблется». Стих: «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу вся земля (Пс. 95; 10,1). Гл. 4: «Восстань, Господи, на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей'. Стих: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам». (Пс. 43; 27, 2). Гл. у «Восстань, Господи Боже мой, вознеси руку Твою, ибо Ты царствуешь во веки». Стих: «Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои». (Пс. 9; 33. 2). Гл. 6: «Господи, воздвигни силу Твою и приди спасти нас». Стих: «Пастырь Израиля, внемли! Водящий, как овец, Иосифа», (Пс. 79; 2–3). Гл. 7: «Восстань, Господи Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца». Стих: «Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои». (Пс. 9; 33, 2). Гл. 8: «Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род». Стих: «Хвали, душа моя, Господа. Буду восхвалять Господа, доколе жив». (Пс. 145; 10,1–2). В праздник поется праздничный прокимен

Диакон: «Господу помолимся». Народ: «Господи, помилуй». Священник (9 молитва): «Воссияй в сердцах наших, Человеколюбивый Владыка, нетленным светом Твоего Богопознания; открой наши духовные очи для уразумения Евангельской Твоей проповеди; вложи зз нас благоговейный страх к Твоим Святым заповедям, и мы, отвергши все свои плотские, грешные влечения, поведем жизнь духовную, все помышляя и делая для благоугсждения Тебе, Ибо свят Ты, Боже наш, и во святых почиваешь, и Тебе воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому духу выно и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь».

Диакон: «Все дышущее да хвалит Господа». Стих: «Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его». Народ повторяет: «Все дышущее…..»

Диакон: «Чтобы удостоиться нам услышать Святое Евангелие, Господу Богу помолимся». Народ: «Господи, помилуй». (Трижды). Диакон: «Премудрость. Стойте благоговейно. Услышим Святое Евангелие». Священнику благословляя: «Мир всем». Народ: «И в твоей душе да будет мир». Священник, обернувшись лицом к народу, возглашает: «Чтение Святого Евангелия от (имя Апостола)». Народ: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Священник читает Св. Евангелие лицом к народу; по окончании чтения полагает его на аналой посреди храма для поклонения и лобзания. Народ же поет: «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе».. Воскресение Христово видя, поклонимся Святому Господу Иисусу, Одному безгрешному. Поклоняемся Кресту Твоему, Христе, воспеваем и прославляем Твое Святое–Воскресение, ибо Ты — Бог наш; кроме Тебя иного не знаем, имя Твое призываем. Приидите, все верные, поклонимся Святому Христову Воскресению, ибо чрез Крест пришла радость всему миру. Всегда восхваляя Господа, будем воспевать Воскресение Его, ибо Он, претерпев распятие, Своею смертию победил смерть». Глава: «По молитвам Апостолов, Милостивый Господи, прости множество согрешений наших». И ныне: «По молитвам Богородицы, Милостивый Господи, прости множество согрешений наших». «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои». «Воскрес Иисус из гроба, как предсказал, даровав нам жизнь вечную и великую милость».

С недели «мытаря и фарисея»и до пятой недели Великою поста поются следующие песни:

Гл. 8: «Открой мне двери к покаянию, Жизнеподатель, ибо дух мой с раннего утра стремится к святому храму Твоему, нося весь оскверненный телесный храм; но Ты, как Милосердный, очисти его по неизреченной Твоей милости». Богородичен: «На путь спасения направь меня, Богородица, ибо постыдными трехами я осквернил душу и беспечно провел всю жизнь мою, но Твоими молитвами избавь меня от всякой нечистоты». Гл. 6: «О множестве сделанных мною злых дел размышляя, я, несчастный, трепещу пред страшным днем суда. Но, надеясь на милость снисхождения Твоего, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости».

В праздники поется праздничная стихира. Диакон: «Спаси, Боже, людей Твоих…» (Стр. 19). Народ: «Господи, помилуй». (12 раз). Священник (10 молитва): «Господи, Боже наш, установивший покаяние для прощения народа и в покаянии пророка Давида явивший пример сознания грехов и оставление их, Ты, Сам Владыка, и нас, впадших во многие и великие согрешения, помилуй по великой Твоей милости и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония наши, ибо пред Тобою согрешили мы, Господи, знающим сокровенное и тайное сердца человеческого и Одним лишь имеющим власть прощать грехи; как Благий и Человеколюбец, не отвергни нас от лица Твоего, но сердце чистое сотвори в нас и Духом владычественным утверди нас и, возвратив нам радость спасения Твоего, удостой до последнего нашего вздоха приносить Тебе жертвы правды и приношения на святых Твоих жертвенниках, Милостью и щедротами и человеколюбием Единородного Твоего Сына, с Ним же Ты благословен со Всесвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь»

И поет ирмосы с канонами, прикладываясь к Св. Евангелию или иконе праздника, помазуяся освященным елеем священником, произносящим: «Помазывается раб Божий елеем радости для исцеления души и тела во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь»и берет часть освященного за богослужением и окропленного вином хлеба, который, по учению Церкви: «у вкушающих с верою утоляет болезненный жар, уничтожает лихорадку и вообще исцеляет всякие болезни и немощи, а также охраняет посевы от губительных и вредящих существ» — (Типикон: чин всенощного бдения, гл. 3). После третьей и шестой песни канона диакон произносит малые ектений, в конце которых священник возглашает молитвы:

(5 утренняя молитва). «Сокровищница благ, неиссякаемый Источник, Всесильный Вседержитель, Святый Отче, творящий чудеса, молимся Тебе, поклоняясь и призывая щедрость и милость Твою на помощь и заступление нашему ничтожеству; вспомни, Господи, Твоих рабов и прийми от всех нас усердные молитвы, как фимиам, Тебе приносимые; всех нас сохрани по состраданию Твоему, чтобы ни один из пас не был отверженным. Вспомни, Господи, бодрствующих и воспевающих славу Твою, и Единородного Твоего Сына и Бога нашего, и Святого Твоего Духа; будь им Помощником и Заступником и прийми их молитвы на вышенебесный и духовный Твой жертвенник, Ибо Ты — Бог наш, и Тебе воссылем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь».

(6 утренняя молитва). «Благодарим Тебя, Господи Боже, спасение наше, все творящий ко благу нашей жизни, чтобы мы всегда обращались к Тебе, Спасителю и Благодетелю душ наших, ибо Ты упокоил нас в прошедшую ночь и поднял с постелей наших, призвав для поклонения Святому Твоему имени. Поэтому молимся Тебе, Господи, даруй нам благодать и силу на разумное пение и непрестанную молитву, чтобы в страхе и трепете совершать нам свое спасение с помощью Христа Твоего. Вспомни, Господи, и ночью к Тебе взывающих, услышь их и помилуй, и ниспровергни под ноги их невидимых и нападающих врагов, Ибо Ты — Царь мира и Спаситель душ наших, и Тебе воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь».

Перед девятою песнью канона священник или диакон, покадив в Алтаре и выйдя на амвон, изображает кадилом крест пред иконою Богородицы и возглашает — «Богородицу и Матерь Света песнями возвеличим». Народ: 1. «Величает душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем». После каждого стиха припев: «Честнейшую Херувимов и Славнейшую без сравнения Серафимов, девственно родившую Бога–Слово, Истинную Богородицу, Тебя величаем». 2. «Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды». 3. «Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его и милость Его в роды родов к боящимся Его». 4. «Явил силу мышцы Своей, рассеял надменных помышлениями сердца их». 5. «Низложил сильных с престолов и вознес смиренных; алчущих исполнил благ и богатящихся отпустил ни с чем». 6. «Воспринял Израиля, раба Своего, вспомнив милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и потомству его на веки».

После девятой песни катавасия или: «Достойно ублажать Тебя, как истинную Богородицу, Вечноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувимов и Славнейшую без сравнения Серафимов, девственно родившую Бога–Слово, Истинную Богородицу, Тебя величаем».

Диакон–малую ектению, а священник (11 утренняя молитва): «Боже, Боже наш, устроивший Своею волею разумные и духовные Силы, Тебя мы молим и умоляем: прийми наше посильное славословие, возносимое Тебе со всеми созданиями Твоими, и воздай нам дарами обильных Твоих милостей, ибо Ты — Один истинный и милостивый Бог, и пред Тобою преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних и все живущее воспевает непостижимую Твою славу, Ибо Тебя хвалят все небесные воинства и мы воссылаем Тебе славу, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». Диакон: «Свят Господь Бог наш», 1 стих: «Ибо Свят Господь Бог наш». 2. «Над всеми людьми Бог наш». Народ: «Свят Господь Бог наш»(трижды) и утренний ексапостиларий (посылаемый)

И хвалительные псалмы.

148 псалом. «Все дышущее да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних, Тебе Богу принадлежит песнь. Хвалите Его, все ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его, Тебе Богу принадлежит песнь. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. Да хвалят имя Господа, ибо Он сказал, — и они сделались, повелел и сотворились. Поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет. Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющие лово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, цари земные и все народы, князья я все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки. Да хвалят имя Господа; ибо имя Его Единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах. Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа близкого к Нему».

149 псалом. «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых. Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем; Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему. Ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением. Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их, для того, чтобы совершать мщение над народами/наказание над племенами, заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные». С этою стиха начинаются стихиры на 6: 1. «Производить над ними суд писанный. Честь сия всем святым Его». 150 псалом. 2. «Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. 3. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. 4. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. 5. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. 6. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышущее да хвалит Господа». На 2 глас. «Слава и ныне»и песнь Пресвятой Богородице: «Пре–Благословенна Ты, Богородица Дева, ибо воплотившимся от Тебя ад пленен, Адам из него возвращен, уничтожено проклятие, Еве дана свобода, смерть умерщвлена и мы призваны к жизни. Поэтому, воспевая, восклицаем: благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе».

Священник, воздев руки: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Народ: великое славословие: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение. Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняе


Сейчас читают про: