Материальное и идеальное

1. Сознание – это свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность, данную нам по ощущениям.

Сознание - свойство высокоорганизованной материи. Будучи специ­фическим свойством высокоорганизованной материи, оно имеет в материи свои объективные основания.

При объяснении происхождения сознания человека некоторые филосо­фы прошлого (впрочем, такие имеются и сегодня) предполагали, что созна­ние как бы «разлито» по всей природе, что вся материя «одушевлена» (эта точка зрения называется «гилозоизм»). Между сознанием, присущим всем природным объектам, и сознанием человека имеется лишь количественное различие. Гилозоистическая концепция ошибочна в целом, но в ней есть ра­циональный момент — о предпосылках нашего сознания в природе.

В. И. Ленин выдвинул идею об отражении как всеобщем свойстве мате­рии. «Логично предположить, — писал Ленин, — что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения»1. В ходе развития диалектико-материалистической философии и науки идея об отражении как всеобщем свойстве материи получила свое обоснование и конкретизацию.

Отражение связано с взаимодействием объектов. Без взаимодействия не может быть отражения. Вместе с тем отражение не тождественно взаимодей­ствию. Специфика отражения раскрывается в следующих моментах.

Способность материальных объектов воспринимать те или иные воздей­ствия окружающей среды. Этот момент отражения можно назвать «отражение-воспринимание».

Изменение объекта в результате воздействия на него других объектов.
Специфика этого изменения зависит от характера внешнего воздействия
и внутреннего содержания отражающего объекта. Назовем этот момент
«отражение-изменение»-

способность объекта сохранять в себе результаты воздействий. Струк­турные особенности воздействующего объекта воспроизводятся в содер­жании отражающего объекта. Так, благодаря индукции и резонансу в раз­личных акустических и магнитных явлениях особенности структуры
одних систем «передаются» и «запоминаются» другими. Назовем этот
момент «отражение-след».

Способность объектов определенным образом реагировать на внешние
воздействия. Здесь нужно заметить, что реакция объекта зависит от его
«истории», его «запомнившихся» прошлых взаимодействий со средой.
Назовем этот момент «отражение-реакция».

Итак, главное свойство сознания – отражение –­ это всеобщие свойства материи, которые заключаются в воспроизводстве признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.

Отражение — это способность материальных объектов воспринимать определенные воздействия окружающей среды, изменяться под влиянием этих воздействий, сохранять в своей структуре особенности воздействующих объектов и проявлять свое внутреннее содержание в ответной реакции.

Первоначальной формой отражения в живой природе является раздра­жимость — способность живого организма к простейшим специфическим избирательным реакциям в ответ на действия специфических физико-хими­ческих раздражителей.

По мере развития живых организмов происходит специализация клеток и тканей; формируется нервная ткань, концентрирующая в себе способность воспринимать воздействия внешней среды, и мышечная ткань, концентри­рующая в себе способность к двигательным реакциям. На базе нервной тка­ни появляется чувствительность — способность отображать среду в ощуще­ниях, чувственных образах.

Дальнейшее усложнение отражения у животных связано с тем, что жи­вой организм ориентируется в среде, реагируя не только на те воздействия, которые прямо включены в обмен веществ, но и такие, которые предупреж­дают о возможности появления первых (являются их сигналами).

Высшая форма отражения — сознание человека. Мозг человека отража­ет среду в идеальных образах, управляет поведением человека. Мозг, как и человек в целом, сформировался в ходе биологической и социальной эволю­ции. Эта эволюция — путь от существа, приспосабливающегося к условиям среды, до обладающего сознанием человека, преобразующего среду (и себя) в соответствии со своими потребностями. Этот переход явился качествен­ным скачком в развитии отражения.

Материальной базой сознания является мозг. Эволюция мозга шла, во-первых, под влиянием природных, биологических условий. Но одними при­родными условиями нельзя объяснить ни эволюцию мозга, ни становление сознания. Решающее значение для возникновения сознания имела общест­венная среда, развитие человеческой формы жизни. Социальными фактора­ми формирования сознания были трудовая деятельность, общение, обмен информацией (язык).

Труд как целесообразная деятельность по изготовлению и использова­нию орудий труда сыграл определяющую роль в развитии умственных спо­собностей человека.

Сознание — общественное явление по своему происхождению, по содер­жанию и по функциям, которые оно выполняет. Сознание не только истори­чески складывалось под определяющим влиянием труда, общения и языка — они играют определяющую роль в формировании каждого индивидуального сознания всегда, в любую историческую эпоху.

. Человек отражает объективно и осмысленно окружающий мир. Сознание адекватно отражает действительность и реализуется в практической и теоретической деятельности человека. Эта реализация предполагает наличие двух моментов:

1)цели;

2)определение средств и методов достижения целей или идей.

Идея или цель – это не только отражение того, что есть, но и прогнозирование того, что должно быть. Человеческая мысль способна отрываться от действительности и создавать сложный многообразный мир сознания. В этом мире изменяется, и все творит – мысль, которая формирует верные и иллюзорные представления. Мышление движется по уже готовым шаблонам, которые составлены предыдущими поколениями, но при этом прокладывает и новые пути.

Сознание – это свойство не всей материи, а только высокоорганизованной - человеческого мозга. Сознание не только и не сколько результат биологического развития, а главным образом общественно-исторической практики, то есть имеет социальный характер.

Материя и сознание находятся в диалектическом единстве.

Материя порождает сознание, сознание же через материальные условия воздействует на материю.

Источником сознания человека являются его общественные отношения, а их основой выступает – труд.

Сознание человека в отличие от животных формируется по мере развития общества и по своей сущности оно социально. Сознание должно формироваться под воздействием социальной среды. Человек становится человеком только через связи с другими людьми.

Три вывода о свойствах сознания:

1)Возникнув как результат развития материи, сознание не может существовать и не существует без высокоорганизованной материи, свойством которой она является.

2)Мысль не тождественна предметам, которые она отражает. Мысль по своей природе идеальна, а предметы – материальны. Мысль идеальная – это продукт деятельности мозга, но определяются они предметами и явлениями материального мира. Идеальное – это материальное, пересаженное в голову и преобразованное в ней. Идеальный образ объективен по содержанию и субъективен по форме, так как складывается он в голове субъекта, который отражает материальный мир. Сознание – это субъективный образ объективного мира. Субъективное в сознании исходит от субъекта, зависит от его способностей; объективное принадлежит объекту материи.

Таким образом, в сознании взаимодействуют две стороны: субъективное и объективное.

3) Различие между материей и сознанием не абсолютно. В реальной же человеческой деятельности цель действия как образ будущей действительности претворяет саму действительность и поэтому сознание оказывается первичным по отношению к будущей реальности.

В сознании отражаются не только предметы внешнего мира, но и собственного Я познающего субъекта, который отделяет себя от основного мира и на этой основе возникает самосознание.

Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе, то есть осознание себя как личности.

Формирование самосознания начинается у человека в раннем детстве, когда он начинает отличать себя от всего другого. В последующем у человека постепенно складывается целостное представление о своем «Я». Са­мосознание можно охарактеризовать как осознание человеком своих чувств, мыслей, интересов, положения себя в системе отношений с другими людьми и т. д. В самосознании важную роль играет общение с другими людьми, учет их мнений о себе.

В самосознании человек подвергает себя рефлексии. Рефлексия (са­моанализ) может быть представлена аналогично рассмотренной выше струк­туре сознания.

Самопознание, самонаблюдение, познание себя, своего положения, способностей и т. д.

Эмоциональная оценка (положительная или отрицательная) своих качеств.

Выработка мотивации, определение целей и способов самоизменения.

Волевые усилия для достижения целей, саморегуляция, самоконтроль.

С понятием сознания часто коррелируется понятие сознательности. По­нятие сознательности, конечно, предполагает сознание у человека, при этом сознание и сознательность не тождественны. Сознательность связана с по­ниманием общественного долга, чувства ответственности за свои поступки; можно сказать, что чем большее место в мотивации занимает понимание об­щественного долга, тем выше уровень сознательности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: