double arrow

Условие

Требуется определить расчетный уровень грунтовых вод, если в период изысканий в мае грунтовые воды залегают на глубине 1,8 м от поверхности земли. Участок проектируемой дороги находится в 3-м дорожно-климатическом районе вблизи г. Гомеля в пойме рек; земляное полотно возводится из песков пылеватых.

Решение

По таблице К.3 для соответствующих условий выбирают значения:

= 1,98 м; a = 0,83; Н ср = 1,29 м.

По формуле (К.2) вычисляют величину минимального осеннего уровня грунтовых вод:

H min = 1,98 + 0,83 ∙ (1,8 – 1,29) = 2,4 м.

Из таблицы К.2 для приведенных в примере условий выбирают значения коэффициентов:

К 0 = 1,22; К 1 = 0,42; К 2 = –0,002; К 3 = –0,004.

Расчетное количество осадков осенних и зимних для станции Гомель выбирают из таблицы К.1:

Q oc = 150 мм; Q 3 = 250 мм.

Подставляя полученные значения в формулу (К.1), вычисляют расчетный уровень грунтовых вод:

Н р = 1,22 + 0,42 ∙ 2,40 – 0,002 ∙ 150 – 0,004 ∙ 250 = 0,93 м.


Таблица К.3 — Значения расчетных коэффициентов

Дорожно-климати­ческий район Участок Глубина залегания грунтовых вод в период изысканий , м Значения коэффициентов, которые выбирают при проведении изысканий в месяце
май июнь июль август
, м a Н ср, м , м a Н ср, м , м a Н ср, м , м a Н ср, м
  Междуречье 1–3 2,21 0,88 0,58 + 2,03 2,21 0,87 0,79 + 2,17 2,21 0,98 1,04 + 2,31 2,21 0,94 1,11 + 2,47
3–5 4,36 0,62 3,00 + 4,60 4,36 0,72 2,92 + 4,48 4,36 0,78 3,23 + 4,75 4,36 0,59 3,30 + 4,83
В пойме рек 0–3 0,88 1,10 0,15 + 0,61 0,88 0,83 0,18 + 0,86 0,88 0,92 0,33 + 0,99 0,88 0,83 0,28 + 1,16
1–3 1,98 0,83 0,56 + 2,02 1,98 0,84 0,73 + 2,05 1,98 0,85 0,95 + 2,23 1,98 0,88 0,98 + 2,36
1 и 2 Междуречье 1–3 1,96 0,91 0,68 + 1,86 1,96 0,91 0,83 + 1,99 1,96 0,98 1,04 + 2,16 1,96 0,81 1,13 + 2,31
3–5 4,34 0,44 3,11 + 4,33 4,24 0,73 3,27 + 4,26 4,34 0,72 3,41 + 4,27 4,34 0,74 3,53 + 4,47
В пойме рек 1–3 1,87 0,61 0,47 + 1,69 1,87 0,73 0,61 + 1,87 1,87 0,85 0,82 + 2,12 1,87 0,83 0,96 + 2,23
Примечание — При подсчете максимального уровня грунтовых вод меньшие значения Н ср принимают в случае, когда количество атмосферных осадков в месяц, предшествующий изысканиям, больше нормы не менее чем на 15 %–20 %, средние — близко к норме и большие значения Н ср, когда количество осадков меньше нормы не менее чем на 15 %–20 %. Под нормой подразумевается среднее многолетнее количество атмосферных осадков, выпавших в определенном месяце для конкретной метеорологической станции.

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

(рекомендуемое)

Проектирование мероприятий
по предотвращению образования отраженных трещин

Л.1 При условии, что основными дефектами на участке покрытия являются только отраженные температурные трещины, а проектирование дорожной одежды ведется под группу нагрузки А3, в проекте предусматривают мероприятия по предотвращению отражения дефектов старого покрытия на новом. Должно выполняться условие отсутствия отраженных трещин

, (Л.1)

где – напряжения, возникающие в новом покрытии в районе трещины, МПа;

– предельное напряжение при растяжении, МПа.

Величину определяют по графику, представленному на рисунке Л.1, в зависимости от толщины всех слоев старого покрытия и средневзвешенного модуля упругости при температуре минус 15 °С.

Рисунок Л.1 — Зависимость растягивающих напряжений в нижней части слоя асфальтобетона от толщины старого слоя и его средневзвешенного

модуля упругости при температуре минус 15 °С

Значение средневзвешенного модуля упругости при температуре минус 15 °С определяют по СТБ 1415.

Предельное напряжение при растяжении , МПа, вычисляют по формуле

, (Л.2)

где – предельная структурная прочность материала нижнего слоя нового асфальтобетон­ного покрытия по СТБ 1033.

Л.2 Если условие (Л.1) не выполняется, то выполняют:

– фрезерование старого покрытия на глубину D h;

– разделку трещин на ширину 0,05–0,50 м с заполнением битумоминеральной смесью подобранного состава.

Возможна комбинация двух способов.

Л.3 Значение D h определяют следующим образом:

– последовательно снижают толщину покрытия (рекомендуется последовательное снижение на 0,01 м);

– определяют по рисунку Л.1 напряжения, возникающие в районе трещины , для каждого шага снижения толщины покрытия;

– проверяют условие (Л.1) для каждого шага снижения толщины;

– при выполнении условия (Л.1) принимают глубину фрезерования D h равной глубине снижения толщины.

Л.4 Снизить растягивающие напряжения в покрытии возможно за счет разделки трещины на определенную ширину. Ширину разделки определяют по графику, приведенному на рисунке Л.2 в зависимости от коэффициента снижения растягивающих напряжений. Данный коэффициент представляет собой отношение растягивающих напряжений, возникающих в нижней части нового слоя, при неразделанных трещинах к растягивающим напряжениям, возникающим в нижней части нового слоя, при разделке трещины на определенную ширину.

Л.5 Ширину разделки трещин определяют по следующей методике:

– для начальной общей толщины покрытия по рисунку Л.1 определяют напряжения, возникающие в районе трещины ;

– определяют коэффициент снижения растягивающих напряжений как отношение к (где — расчетные растягивающие напряжения, действующие в нижней части нового слоя, принимаемые равными 1 МПа);

– по рисунку Л.2 определяют отношение ширины разделки трещин к толщине старого слоя асфальтобетона;

– ширина разделки трещин равна произведению полученного в предыдущем пункте отношения на общую толщину покрытия.

Рисунок Л.2 — Зависимость ширины разделки трещины


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: