Задание: запроектировать дорожную одежду во 2-м дорожно-климатическом районе для дороги I-а категории с заданным сроком службы 18 лет на действие группы нагрузок А3. Расчетная интенсивность движения приведенных автомобилей на последний год службы 3000 автомобилей в сутки на 1 полосу движения. Прирост интенсивности движения — 5 % в год. Грунт рабочего слоя земляного полотна — супесь пылеватая. Средняя высота насыпи — 1,5 м. Дорога проходит по I типу местности.
При проектировании необходимо использовать:
– верхний слой покрытия — из плотной асфальтобетонной смеси на модифицированном битуме;
– нижний слой покрытия — из плотной асфальтобетонной смеси типа А на битуме БНД 60/90;
– верхний слой основания — из пористого асфальтобетона на битуме БНД 60/90;
– второй слой основания — из черного щебня;
– третий слой основания — из щебня по способу заклинки (заклинка каменной мелочью);
– дополнительный слой основания — из среднезернистого песка.
Расчет производят в следующей последовательности.
|
|
1. Вычисляют число накопленных осей за срок службы по 6.2.10:
,
где К с = 29,8 (см. таблицу Г.2 приложения Г);
Т рдг = 130 сут (см. таблицу Г.1);
Кn = 1,49 (см. таблицу 6.8).
Тогда шт.
Определяют расчетную влажность и расчетные характеристики грунта земляного полотна по формуле (А.1) (приложение А):
,
где (см. таблицу А.2);
(см. таблицу 6.13).
Тогда = 0,91 %.
По таблице А.1 принимаем: Е у= 54 МПа; φ = 23º; С = 0,005 МПа.
2. Предварительно назначают конструкцию дорожной одежды, как указано в таблице М.1.
Таблица М.1 — Параметры конструкции дорожной одежды
Номер слоя | Материал | h, м | Е 10, МПа | Е 20, МПа | Е 0, МПа | R и, МПа | φ | C, МПа |
Асфальтобетон плотный на модифицированном битуме | 0,05 | R и= 13 m = 6,9a= 3,3 | — | — | ||||
Асфальтобетон плотный крупнозернистый тип А на битуме БНД 60/90 | 0,06 | R и = 9,8 m = 5,5a = 4,3 | — | — | ||||
Асфальтобетон пористый крупнозернистый на битуме БНД 60/90 | 0,08 | R и = 8,0 m = 4,3a = 8,2 | — | — | ||||
Черный щебень | 0,20 | — | — | — | ||||
Щебень по способу заклинки каменной мелочью | 0,20 | — | 43º | 0,05 | ||||
Песок среднезернистый | 0,40 | — | 32º | 0,004 | ||||
Грунт земляного полотна — супесь пылеватая | — | — | 23º | 0,005 | ||||
Примечание — Расчетные характеристики приняты по приложению Б. |
По приложению В определяют для группы нагрузок А3 расчетный диаметр и давление колеса на покрытие: D = 0,41 м; р = 0,6 МПа.
3 Выполняют расчет по допускаемому упругому прогибу.
Расчет по допускаемому упругому прогибу выполняют послойно, начиная с подстилающего грунта, по номограмме (см. рисунок 6.2).
3.1 Дополнительный слой основания (слой 6):
|
|
;
.
Тогда по номограмме (см. рисунок 6.2): ; МПа.
3.2 Третий слой основания из щебня по способу заклинки (слой 5):
;
.
Тогда ; МПа.
3.3 Второй слой основания из черного щебня (слой 4):
;
.
Тогда ; МПа.
3.4 Верхний слой основания из пористого асфальтобетона (слой 3):
;
.
Тогда ; МПа.
3.5 Нижний слой покрытия из плотного асфальтобетона (слой 2):
;
.
Тогда ; МПа.
3.6 Верхний слой покрытия из плотного асфальтобетона на модифицированном вяжущем (слой 1):
;
.
Тогда ; МПа.
Определяют по 6.4.2 величину минимально требуемого модуля упругости:
Е тр = 98,65 · [lg () – c ] = 98,65 · [lg (5 290 000) – 3,05] = 362 МПа.
Определяют соблюдение условия по 6.4.1 при требуемом коэффициенте прочности
550 > 362 · 1,40 = 506,80 МПа.
Условие выполнено.
4 Выполняют расчет на сдвигоустойчивость грунта земляного полотна.
Расчет выполняют в соответствии с 6.5.
4.1 Определяют расчетное активное сопротивление сдвига Т а по формуле (6.10):
где МПа — по номограмме (см. рисунок 6.6);
МПа;
— определяют по номограмме (см. рисунок 6.5), так как общая толщина дорожной одежды — 0,99 м (99 см). Расчетная температура — 20 °С.
Приводят пакет вышележащих слоев к средневзвешенному:
= 690 МПа.
Далее ; ; МПа.
Тогда МПа.
4.2 Определяют предельную величину активного сдвига по 6.5.2:
,
где С = 0,005 МПа;
К 1 = 1,5 – для супеси пылеватой;
К 2 – определяют по рисунку 6.3 в зависимости от среднесуточной интенсивности движения приведенных автомобилей за расчетный срок службы, определяемой по формуле (6.9).
; К 2 = 0,66.
Тогда Т пр = 0,005 · 1,5 · 0,66 = 0,005 МПа.
Для обеспечения сдвигоустойчивости должно выполняться условие
,
т. е. 0,0021·1,25 = 0,0026 < 0,005.
Условие выполнено.
5 Выполняют расчет на сдвигоустойчивость дополнительного слоя основания из среднезернистого песка.
5.1 Определяют активное напряжение сдвига:
МПа;
р = 0,6МПа;
– определяют по номограмме (см. рисунок 6.4), так как h = 0,59 м (59 см) < 0,82 м (82 см).
Приводят пакет вышележащих слоев к средневзвешенному:
МПа.
Далее ; ; МПа.
Тогда МПа.
5.2 Определяют предельную величину активного сдвига при С = 0,004 МПа; К 1 = 6,5; К 2 = 0,66. Тогда МПа.
Определяют выполнение условия:
.
Условие выполнено.
6 Выполняют расчет на сдвигоустойчивость нижнего слоя основания из щебня, расклинцованного каменной мелочью.
6.1 Определяют активное напряжение сдвига:
МПа;
р = 0,6МПа;
– определяют по номограмме (см. рисунок 6.4), так как h = 0,19 м (19 см) < 0,82 м (82 см).
Приводят пакет вышележащих слоев к средневзвешенному:
= 2074 МПа.
Далее ; = 0,46; МПа.
Тогда МПа.
6.2 Определяют предельную величину активного сдвига при С = 0,05 МПа; К 1= 7,0; К 2 = 0,66.
Тогда МПа.
Определяют выполнение условия:
.
Условие выполнено.
7 Выполняют расчет конструкции монолитных слоев на сопротивление усталостному разрушению при растяжении при изгибе.
7.1 Определяют растягивающее напряжение при изгибе s по формуле
,
где p = 0,6 МПа;
Кб = 1,0.
Для определения используют номограмму (см. рисунок 6.7). Для этого приводят пакет асфальтобетонных слоев к средневзвешенному при условии толщины монолитны слоев 0,19 м (19 см). Расчетная температура — 0 °С.
МПа;
; ; МПа.
Тогда МПа.
7.2 Определяют предельно допустимое растягивающее напряжение при изгибе:
,
где ; ; = 0,161.
Тогда МПа.
Определяют выполнение условия (6.12):
0,603/0,81 = 0,74 < = 1,20.
Условие выполнено.
8 Выполняют расчет сдвигоустойчивости асфальтобетонного покрытия. Назначают расчетные характеристики применяемых материалов по приложению Б (см. таблицу М.2).
Таблица М.2 — Расчетные характеристики материалов
Номер слоя | Е 50, МПа | φ | С, МПа |
41° | 0,38 | ||
41° | 0,32 | ||
43° | — | ||
— | — | ||
— | — | ||
— | — | ||
Грунт земляного полотна | 54 | — | — |
Примечание — Для слоя 1 введены поправочные коэффициенты — 1,4 (для С) и 1,05 (для φ). Для слоев 2 и 3, учитывая применение битума БНД 60/90, введены поправочные коэффициенты — 1,2 (для С) и 1,05 (для φ). Для нагрузки А3 при интенсивности 350 авт./сут учитывают горизонтальную нагрузку. |
Определяют эквивалентные модули упругости на контакте слоев по разделу 6. Диаметр отпечатка колеса принимают по таблице Е.1 (D = 0,28 м). Результаты расчета дорожной одежды приведены на рисунке М.1. Условие устойчивости дорожной одежды к пластическим деформациям изложено в Е.2 (см. приложение Е).
|
|
Рисунок М.1 — Результаты расчета дорожной одежды
При коэффициенте надежности К н = 0,98 коэффициент запаса прочности по условию сдвигоустойчивости, согласно таблице 6.1, = 1,30.
Проверяют условие устойчивости верхнего слоя покрытия 1.
Находят отношение
.
По номограмме (см. рисунок Е.3) при толщине слоя h = 0,05 м и отношении модулей 2,1 определяют значение касательных напряжений
= 0,20 МПа.
По номограмме (см. рисунок Е.4) определяют значение нормальных напряжений
= 0,117 МПа.
Учитывая наличие горизонтальной составляющей нагрузки значение увеличивают в 2 раза по Е.6 (см. приложение Е), а значение — в 1,7 раза.
= 0,20 · 2 = 0,40 МПа;
= 0,117 · 1,7 = 0,20 МПа.
По рисунку Е.6 находят коэффициент В р, который при интенсивности движения 1300 авт./сут составит 1,22.
Проверяют условие (Е.1):
;
, т. е. условие не выполнено.
Увеличивают толщину слоя 1 до 0,08 м.
В этом случае:
МПа;
МПа;
МПа;
МПа.
Проверяют условие (Е.1):
МПа.
τ = 0,38 МПа > 0,33 МПа, т. е. условие не выполнено.
Таким образом, увеличивая толщину слоя, нельзя решить проблему его сдвигоустойчивости.
Определим из условия (Е.1) требуемое значение С:
МПа.
Следовательно, в проектной документации необходимо учесть требования к параметру внутреннего сцепления С, т. е. С ≥ 0,45 МПа.
Данный показатель должен быть получен на стадии подбора состава асфальтобетона. Достигается требуемый показатель С путем применения более вязкого модифицированного битума, например БМА 50/70, ввода в смесь добавок и т. д.
Далее проверяют условие устойчивости слоя 2.
Вычисляют средний модуль упругости слоев по формуле (6.11). Поскольку значения модулей слоев 1 и 2 одинаковы, то Е в = 460 МПа.
|
|
Находят отношение:
.
По номограмме (см. рисунок Е.3) при толщине слоя h = 0,11 м и отношении модулей 2,42 определяют τ = 0,165 МПа. По номограмме (см. рисунок Е.5) определяют МПа.
Вводят коэффициент , учитывающий горизонтальную нагрузку, равный 1,4 и 1,2 для нижних слоев по Е.6 (см. приложение Е)
τ = 0,165 · 1,4 = 0,23 МПа;
МПа.
Проверяют условие (Е.1):
МПа;
МПа, т. е. условие не выполнено.
Проектируют в слое 2 асфальтобетон на модифицированном битуме. В этом случае значение С = 0,38 МПа.
Проверяют условие (Е.1):
МПа;
МПа, т. е. условие не выполнено.
Увеличивают толщину слоя 1 до 0,06 м, а слоя 2 — до 0,09 м.
Тогда для h = 0,15 м:
τ = 0,15 МПа;
МПа;
τ = 0,15 · 1,4 = 0,21 МПа;
МПа.
Проверяют условие (Е.1):
МПа;
МПа, т. е. условие выполнено.
Следовательно, для обеспечения сдвигоустойчивости слоя 2 необходимо применить для приготовления асфальтобетона модифицированный битум и увеличить толщину слоя 1 до 0,06 м, а слоя 2 — до 0,09 м.
Возможен вариант решения задачи аналогично рассмотренному ранее для слоя 1. Окончательное решение принимают на основании технико-экономического обоснования.
Проверяем условие устойчивости слоя 3:
МПа;
.
По номограмме (см. рисунок Е.3 и рисунок Е.5) определяют:
МПа;
МПа;
МПа;
МПа.
Проверяют условие (Е.1):
·0,93 = 0,151 + 0,022 = 0,173 МПа;
< 0,173 МПа, т. е. условие выполнено.
Таким образом, окончательно принимают следующую конструкцию дорожной одежды (рисунок М.2):
1 — асфальтобетон индивидуального подбора состава на модифицированном битуме,
обеспечивающим значение С = 0,45 МПа;
2 — асфальтобетон плотный на модифицированном битуме БНД 60/90;
3 — асфальтобетон пористый на битуме БНД 60/90; 4 — черный щебень на битуме БНД 60/90;
5 — щебень по методу заклинки; 6 — песок крупнозернистый
Рисунок М.2 — Конструкция дорожной одежды после расчета
9 Выполняют расчет устойчивости монолитных слоев на совместное действие транспортной нагрузки и природно-климатических факторов.
Расчетные характеристики материалов конструктивных слоев приняты по приложениям Б и Ж:
Слой 1 — щебеночно-мастичный асфальтобетон на модифицированном битуме:
– модуль упругости при температуре 0 °С — 5000 МПа;
– предельная структурная прочность — 10 МПа;
– прочность на растяжение при изгибе — 6 МПа.
Слой 2 — крупнозернистый плотный асфальтобетон на битуме БНД 60/90:
– модуль упругости при температуре 0 °С — 3200 МПа;
– предельная структурная прочность — 7,5 МПа;
– прочность на растяжение при изгибе — 5,5 МПа.
Слой 3 — пористый асфальтобетон на битуме БНД 60/90:
– модуль упругости при температуре 0 °С — 2000 МПа;
– предельная структурная прочность — 6,6 МПа;
– прочность на растяжение при изгибе — 4,3 МПа.
Слой 4 — черный щебень:
– модуль упругости при температуре 0 °С — 900 МПа.
Слой 5 — щебень по способу заклинки:
– модуль упругости — 300 МПа.
Слой 6 — песок среднезернистый:
– модуль упругости — 120 МПа.
Грунт земляного полотна — супесь пылеватая:
– модуль упругости — 52 МПа.
Конструкция дорожной одежды указана на рисунке М.3.
Рисунок М.3 — Конструкция дорожной одежды
Определяют растягивающие напряжения в монолитных слоях.
Слой 1:
Растягивающие напряжения в нижней части слоя (сцепление с нижележащим слоем обеспечено) для толщины слоя h = 0,05 м (см. номограмму — рисунок Ж.1) — 0 МПа.
Растягивающие напряжения в верхней части слоя для толщины слоя h = 0,05 м (см. номограмму — рисунок Ж.2) — 0,12 МПа.
Слой 2:
Растягивающие напряжения в нижней части слоя (сцепление с нижележащим слоем обеспечено) для общей толщины слоя (5 + 6) = 11 см (см. номограмму — рисунок Ж.1) — 0,12 МПа.
Слой 3:
Растягивающие напряжения в нижней части слоя (сцепление с нижележащим слоем обеспечено) для общей толщины слоя (5 + 6 + 8) = 19 см (см. номограмму — рисунок Ж.1) — 0,26 МПа. Принимая во внимание повышающий коэффициент 1,12 для нагрузки А3 по Ж.9, максимальные растягивающие напряжения в монолитных слоях составляют:
– слой 1 — 0,134 МПа;
– слой 2 — 0,134 МПа;
– слой 3 — 0,291 МПа.
Расчет фактического уровня повреждаемости для слоя 1:
Интенсивность движения по сезонам года для всех слоев (см. формулу (Ж.2)):
шт.;
шт.;
шт.;
шт.
Предельное число циклов нагружения для каждого сезона (см. формулу (Ж.3)):
Уровень работоспособности по сезонам (см. формулу (Ж.4)):
Приведенный к весеннему периоду уровень работоспособности дорожной одежды (см. формулу (Ж.5)):
Таким образом, влияние транспортной нагрузки при данной толщине слоев несущественно, и развитие усталостных деформаций в виде трещин или сетки трещин маловероятно.
Уровень работоспособности от перепадов температур (см. формулу (Ж.6)):
Уровень работоспособности от попеременного замораживания-оттаивания (см. формулу (Ж.8)):
Максимальное значение водонасыщения принято по СТБ 1033. Для щебеночно-мастичных асфальтобетонов — 3 %.
Уровень повреждаемости от температуры (см. формулу (Ж.10)):
Уровень повреждаемости от попеременного замораживания-оттаивания (см. формулу (Ж.11)):
Общий приведенный уровень работоспособности:
– от температурных факторов (см. формулу (Ж.12)):
– от попеременного замораживания-оттаивания (см. формулу (Ж.13)):
Общий приведенный уровень работоспособности (см. формулу (Ж.14)):
Общий уровень повреждаемости (см. формулу (Ж.15)):
Общий уровень повреждаемости выше предельно допустимого, равного 0,5, по Ж.1 (см. приложение Ж). Учитывая, что наибольшее влияние на его величину оказывает попеременное замораживание-оттаивание, следует ограничить максимальную величину водонасыщения.
Для обеспечения величины общего уровня повреждаемости, равного 0,5, произведя расчеты от обратного, максимальная величина показателя водонасыщения должна составлять не более 2,3 %.
Расчет показал, что основными видами возможных усталостных деформаций дорожной одежды будут температурные и коррозионные.
Расчет фактического уровня повреждаемости для слоя 2:
Интенсивность движения по сезонам года — как для слоя 1.
Предельное число циклов нагружения для каждого сезона (см. формулу (Ж.3)):
Уровень работоспособности по сезонам (см. формулу (Ж.4)):
Приведенный к весеннему периоду уровень работоспособности дорожной одежды (см. формулу (Ж.5)):
Уровень работоспособности от перепадов температур (см. формулу (Ж.6)):
Уровень работоспособности от попеременного замораживания-оттаивания (см. формулу (Ж.8)):
Максимальное значение водонасыщения принято по СТБ 1033. Для крупнозернистых плотных асфальтобетонов — 4 %.
Уровень повреждаемости от температуры (см. формулу (Ж.10)):
Уровень повреждаемости от попеременного замораживания-оттаивания (см. формулу (Ж.11)):
Общий приведенный уровень работоспособности:
– от температурных факторов (см. формулу (Ж.12)):
– от попеременного замораживания-оттаивания (см. формулу (Ж.13)):
Общий приведенный уровень работоспособности (см. формулу (Ж.14)):
Общий уровень повреждаемости (см. формулу (Ж.15)):
Общий уровень повреждаемости выше предельно допустимого, равного 0,5, по Ж.1 (см. приложение Ж). Учитывая, что наибольшее влияние на его величину оказывает попеременное замораживание-оттаивание, следует ограничить максимальную величину водонасыщения. Для обеспечения величины общего уровня повреждаемости, равного 0,5, произведя расчеты от обратного, максимальная величина показателя водонасыщения должна составлять не более 3,1 %.
Расчет фактического уровня повреждаемости для слоя 3:
Интенсивность движения по сезонам года — как для слоя 1.
Предельное число циклов нагружения для каждого сезона (см. формулу (Ж.3)):
Уровень работоспособности по сезонам (см. формулу (Ж.4)):
Приведенный к весеннему периоду уровень работоспособности дорожной одежды (см. формулу (Ж.5)):
Уровень работоспособности от перепадов температур (см. формулу (Ж.6)):
Уровень работоспособности от попеременного замораживания-оттаивания (см. формулу (Ж.8)):
Максимальное значение водонасыщения принято по СТБ 1033. Для пористых асфальтобетонов — 12 %.
Уровень повреждаемости от температуры (см. формулу (Ж.10)):
Уровень повреждаемости от попеременного замораживания-оттаивания (см. формулу (Ж.11)):
Общий приведенный уровень работоспособности:
– от температурных факторов (см. формулу (Ж.12)):
– от попеременного замораживания-оттаивания (см. формулу (Ж.13)):
Общий приведенный уровень работоспособности (см. формулу (Ж.14)):
Общий уровень повреждаемости (см. формулу (Ж.15)):
Общий уровень повреждаемости выше предельно допустимого, равного 0,5, по Ж.1 (см. приложение Ж). Учитывая, что наибольшее влияние на его величину оказывает попеременное замораживание-оттаивание, следует ограничить максимальную величину водонасыщения. Для обеспечения величины общего уровня повреждаемости, равного 0,5, произведя расчеты от обратного, максимальная величина показателя водонасыщения должна составлять не более 5,3 %. Возможно рассмотреть вопрос по увеличению толщины второго асфальтобетонного слоя, однако в этом случае следует производить технико-экономическую оценку.
При прочих равных условиях, наиболее предпочтительным является ограничение максимального водонасыщения.