Исходные данные: эксплуатируемое дорожное асфальтобетонное покрытие состоит из трех асфальтобетонных слоев: 1 — средней толщиной h = 0,063 м, 2 — средней толщиной h = 0,079 м, 3 — средней толщиной h = 0,101 м. Общий вид конструкции дорожного покрытия представлен на рисунке М.4.
Рисунок М.4 — Общий вид эксплуатируемой дорожной одежды
На рисунке М.5 указаны модули упругости асфальтобетонных слоев при температуре минус 15 °С.
При ремонте эксплуатируемой дорожной одежды предусмотрено дорожное покрытие, состоящее из двух слоев, как показано на рисунке М.5:
– нижний слой 1 — из щебеночного мелкозернистого горячего пористого асфальтобетона марки I (ЩМПг — I по СТБ 1033) толщиной h = 0,06 м, Rc = 7,5 МПа по СТБ 1033;
– верхний слой 2 — из щебеночного мелкозернистого горячего плотного асфальтобетона марки II типа Б (ЩМБг — II /2,33 СТБ 1033-2004) толщиной h = 0,05 м.
Рисунок М.5 — Общий вид ремонтируемой дорожной одежды
Проверка условия необходимости мероприятий по предотвращению образования отраженных трещин выполняется в следующем порядке.
|
|
Определяют предельное напряжение при растяжении:
= 0,2 × 7,5 = 1,5 МПа.
Определяют средневзвешенный модуль упругости материала покрытия при температуре минус 15 °С — при толщине покрытия h = 0,243 м Е в = 9906 МПа.
По графику, представленному на рисунке Л.1 (см. приложение Л), в зависимости от толщины старого покрытия h = 0,243 м и среднего модуля упругости Е в = 9906 МПа при температуре минус 15 °С определяют значение растягивающих напряжений в нижней части слоя s r = 5,93 МПа.
Проверяют условие устойчивости к образованию отраженных трещин (Л.1): 5,93 МПа £ 1,5 МПа, т. е. условие не выполнено, следовательно необходимо предусмотреть мероприятия по предотвращению образования отраженных трещин.
Выполняют расчет глубины фрезерования покрытия и ширины разделки трещин.
Снижают толщину покрытия на 0,01 м (т. е. общая толщина покрытия h = 0,233 м), в этом случае растягивающие напряжения в нижней части слоя s r = 5,45 МПа. Проверяют условие (Л.1), т. е. 5,45 МПа £ 1,5 МПа. Условие не выполнено. Снижают толщину покрытия еще на 0,01 м и т. д., до выполнения условия (Л.1). Результаты расчета приведены в таблице М.3.
Таблица М.3 — Результаты определения глубины фрезерования
Шаг вычислений | Толщина старого асфальтобетонного покрытия h, м | Средний модуль упругости старого покрытия Е в, МПа | Напряжения в нижней части слоя, если разделка трещины не производится s r, МПа |
0,243 | 5,93 | ||
0,233 | 5,45 | ||
0,223 | 4,97 | ||
0,213 | 4,48 | ||
0,203 | 4,00 | ||
0,193 | 3,62 | ||
0,183 | 3,28 | ||
0,173 | 3,02 | ||
0,163 | 2,86 | ||
0,153 | 2,64 | ||
0,143 | 2,39 | ||
0,133 | 2,14 | ||
0,123 | 1,99 | ||
0,113 | 1,72 | ||
0,103 | 1,46 |
Таким образом, для предотвращения отраженных трещин необходимо фрезерование старого асфальтобетонного покрытия на глубину 0,10 м, так как при данной глубине выполняется условие (Л.1) — 1,46 МПа ≤ 1,5 МПа.
|
|
Определяют ширину разделки трещин для рассматриваемого примера.
Как установлено выше, растягивающие напряжения в нижней части слоя s r = 5,93 МПа.
Коэффициент снижения растягивающих напряжений равен 5,93/1 = 5,93.
По графику, представленному на рисунке Л.2 (см. приложение Л), определяют отношение ширины разделки трещин к толщине старого слоя асфальтобетона (в нашем случае — 1,79). Определяют ширину разделки трещин путем умножения полученного коэффициента на общую толщину покрытия: 1,79 · 0,243 = 0,43 м, т. е. 0,45 м.
В ходе расчетов установлено, что для предотвращения образования отраженных трещин на новом покрытии необходимо произвести фрезерование старого покрытия на глубину 0,10 м или произвести разделку трещин на ширину 0,45 м.
В рассматриваемом примере для уменьшения глубины фрезерования и ширины разделки трещин можно предусмотреть комплекс мероприятий, где совместно будет применена разделка трещин и фрезерование покрытия.
С этой целью принимают глубину фрезерования 0,06 м. В этом случае по таблице М.3 растягивающие напряжения в нижней части слоя s r = 3,28 МПа. Коэффициент снижения растягивающих напряжений равен 3,28/1 = 3,28. Отношение ширины разделки трещин к толщине старого слоя асфальтобетона 0,18. Ширина разделки трещин равна 0,05 м (0,18 · 0,243 = 0,04 м). Таким образом, при совместном выполнении комплекса мероприятий по фрезерованию покрытия на глубину 0,06 м и разделке трещины на ширину 0,05 м, отраженные трещины на новом покрытии не образуются.
М.3 Расчет дорожной одежды на действие группы нагрузок А2
Задание: запроектировать дорожную одежду во 2-м дорожно-климатическом районе для III категории дорог с заданным сроком службы 12 лет на действие группы нагрузок А2. Расчетная интенсивность движения приведенных автомобилей на последний год службы — 400 автомобилей в сутки на 1 полосу движения. Прирост интенсивности движения — 5 % в год. Грунт рабочего слоя земляного полотна — супесь легкая. Средняя высота насыпи — 1,5 м. Дорога проходит по I типу местности.
Вычисляют число накопленных осей за срок службы по 6.2.10 при Кс = 17,71 (см. таблицу Г.2 приложения Г); Трдг = 130 сут (см. таблицу Г.1); Кn = 1,38 (см. таблицу 6.8).
Тогда шт.
Определяют расчетную влажность и расчетные характеристики грунта земляного полотна по формуле (А.1) (см. приложение А).
Расчетная влажность:
;
Wтаб = 0,60 (см. таблицу А.2);
t = 1,71 (см. таблицу 6.13).
Тогда Wp = 0,60 · (1 + 0,1 · 1,71) = 0,8 %.
Тогда по таблице А.1 принимаем: Е у = 62 МПа; j = 25°; С = 0,007 МПа.
Назначают расчетную конструкцию дорожной одежды, как указано в таблице М.4.
Таблица М.4 — Параметры конструкции дорожной одежды
Номер слоя | Материал | h, м | Е 10, МПа | Е 20, МПа | Е 0, МПа | R и, МПа | φ | С, МПа |
Асфальтобетон плотный м/з на битуме БНД 90/130 | 0,06 | R и= 9,5 m = 5,0a = 4,8 | — | — | ||||
Асфальтобетон пористый к/з на битуме БНД 90/130 | 0,08 | R и= 7,8 m = 4,0a = 8,6 | — | — | ||||
Щебень по способу заклинки | 0,30 | — | — | — | 42° | 0,04 | ||
Песок к/з | 0,30 | — | — | — | 35° | 0,004 | ||
Супесь легкая | — | — | — | — | 25° | 0,007 | ||
Примечание — Расчетные характеристики приняты по приложению Б. |
По приложению В определяют для группы нагрузок А2 расчетный диаметр и давление: D = 0,37 м; р = 0,6 МПа.
Выполняют расчет по допускаемому упругому прогибу.
Расчет по допускаемому упругому прогибу выполняют послойно, начиная с подстилающего грунта, по номограмме (см. рисунок 6.2).
Слой основания из к/з песка (слой 4):
;
По номограмме (см. рисунок 6.2):
;
.
Слой основания из щебня по способу заклинки (слой 3):
|
|
;
.
Тогда ; .
Нижний слой покрытия из пористого асфальтобетона (слой 2):
;
.
Тогда ; .
Верхний слой покрытия из плотного асфальтобетона (слой 1):
;
.
Тогда ; .
Определяют по 6.4.2 значение минимально требуемого модуля упругости:
Е тр = 98,65·[lg() – c ] = 98,65 × [lg(520 404) – 3,23)] = 245 МПа.
Требуемый коэффициент прочности = 1,1.
Определяют соблюдение условия по 6.4.1.
274 > 245 × 1,1 = 269,5 МПа, т. е. условие выполнено.
Выполняют расчет конструкции монолитных слоев на сопротивление усталостному разрушению при растяжении при изгибе:
1 Определяют полное растягивающее напряжение при изгибе s r.
где МПа; .
Для определения используют номограмму (см. рисунок 6.7). Для этого необходимо знать отношение значений и . Расчетная температура — 0 °С. Толщина монолитного слоя h = 0,14 м.
Приводят пакет асфальтобетонных слоев к средневзвешенному.
МПа;
;
;
МПа.
Тогда МПа.
2 Определяют предельно допустимое растягивающее напряжение при изгибе.
,
где Kм = 0,85;
Kт = 0,90;
= 0,32.
Тогда .
Определяют выполнение условия (6.12):
, т. е. условие выполняется.
Выполняют расчет сдвигоустойчивости слоев дорожной одежды по приложению Д (например, как для группы нагрузок А1).
Прочность конструкции количественно оценивается величиной коэффициента прочности, определяемого по формуле
.
Эквивалентную толщину дорожной одежды h экв, м, вычисляют по формуле
h экв = z – Н 1 + Н 1 (Е в/ Е нобщ)1/3,
где Н 1 – толщина верхнего слоя модели (толщина монолитных слоев), м.
Для щебня:
МПа;
Е нобщ = 174 МПа.
Тогда м;
;
Z = 0,14 м;
С = 0,04 МПа;
;
Q расч = 50,0 кН;
К дин = 1,3.
Тогда .
Для песка:
МПа;
Е нобщ = 94,25 МПа.
Тогда м;
;
Z = 0,49 м;
С = 0,004 МПа;
;
Q расч = 50,0 кН;
К дин = 1,3.
Тогда .
Для грунта:
МПа;
Енобщ = 62 МПа.
Тогда м;
;
Z = 0,79 м;
С = 0,007 МПа;
;
Q расч = 50,0 КН;
К дин = 1,3.
Тогда .
Все условия выполняются, конструкция является прочной.