double arrow

Базисные условия поставок. Инкотермс

Структура и содержание контракта купли-продажи

Тема 2. Контракт как основная форма внешнеторговых связей

2.1. Структура и содержание внешнеторгового контракта купли-продажи.

2.2. Особенности страхования во внешнеэкономической деятельности.

2.3. Базисные условия поставок. Инкотермс.

2.4. Особенности контрактов при встречной торговле.

2.5. Разнообразие цен. Их виды.

Порядок заключения внешнеторгового контракта купли-продажи регулируется Венской конвенцией 1980 г. Как правило, контракт состоит из следующих позиций:

1. Название фирм продавца и покупателя.

2. Предмет контракта – вид договора и краткое описание товара.

3. Базисные условия поставки.

4. Сроки поставки.

5. Количество товаров в натуральных единицах.

6. Цена за единицу и общая сумма контракта.

7. Условия платежа – подробное изложение порядка взаиморасчетов: формы расчетов, гарантии платежей по кредиту, валютные оговорки.

8. Упаковка и маркировка.

9. Гарантии продавца по качеству товара, а также срокам и условиям проверки качества.

10. Форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы). Дается их перечень и действия сторон в случае их наступления: приостановление или прекращение поставок.

11. Санкции – материальная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Санкции включают уплату штрафа и возмещение убытков.

Штрафные санкции, в частности, устанавливаются в следующих случаях:

· нарушение сроков поставок;

· неизвещение об отгрузке товаров;

· некомплектность поставки;

· задержки в предоставлении технической документации;

· поставку некачественного товара;

· нарушение платежных обязательств.

Под убытками понимаются расходы утраты, повреждения имущества или упущенная выгода.

12. Арбитражные и судебные разбирательства споров. Указывается, в судах какой страны происходит разбирательство споров.

13. Другие условия. К ним относятся порядок изменения и прекращения контракта, порядок и сроки предъявления претензий и т.д.

14. Страхование. Эта позиция указывается, если стороны не используют базисные условия поставки, установленные мировой практикой.

2.2. Особенности страхования во внешне­эко­номи­ческой деятельности

Основой страхования является создание особого резервного фонда. Средства этого фонда используются на покрытие убытков и предотвращение их в будущем.

Страхователь – физическое или юридическое лицо, страхующее интерес.

Страховщик – юридическое лицо, аккумулирующее взносы страхователей и обязующееся возместить им их потери (страховые компании).

Страховая премия – взносы страхователя страховщику.

Страховая сумма – это стоимость ущерба, принимаемая к страхованию (все имущество или его часть).

Франшиза – определенная часть ущерба страхователя, не подлежащая возмещению страховщиком. Может устанавливаться в виде определенного процента от стоимости имущества или в денежном выражении. Она бывает двух видов: условная (невычитаемая) и безусловная (вычитаемая). При условной франшизе страхователь освобождается от ответственности за убыток, если его размер не превышает франшизу, и должен возместить убыток полностью, если его размер превысил величину франшизы. При безусловной франшизе размер страхового возмещения определяется всегда за вычетом франшизы. Франшиза имеет целью освободить страховщика от возмещения мелких убытков.

Объектами страхования во внешнеэкономической деятельности являются груз, транспортное средство, фрахт (провозная плата владельцу транспорта за перевозку груза).

Основная особенность страхования в том, что в объем страховой суммы часто включается часть прибыли, ожидаемая в результате реализации товаров (в размере до 10% от стоимости груза).

Общим условием страхования является принцип добросовестности сторон, который предполагает получение всей информации от страхователя об особенностях груза, и пункте его назначения.

Страховое возмещение за груз предоставляется в той валюте, в которой была уплачена страховая премия. Размер убытков определяется представителями страховщика – аварийными комиссарами.

После выплаты страхового возмещения к страховщику переходит право на регресс. Регресс – это право на предъявление претензий к третьим лицам, виновным в порче или гибели груза.

В случаях пропажи судна без вести, а также в ряде других случаев, определяемых законодательством, страхователь может отказаться от прав на застрахованное имущество в пользу страховщика, который выплачивает ему за это страховое возмещение. Данный акт называется абандон.

Заявление об абандоне делается страховщику в течение 6 месяцев с момента наступления указанных обстоятельств и не может быть взято обратно. Обычно в законодательстве, в том числе в Кодексе торгового мореплавания России, абандон считается односторонним актом страхователя. Однако по английскому праву для абандона необходимо согласие страховщика.

Наиболее существенные условия сделок, определяющие обязательства и права сторон, получили названия базисных условий поставок. Базисные условия поставок (контракта) устанавливают, кто несёт расходы по транспортировке, погрузке, разгрузке, хранению и страхованию товара. Эти расходы могут достигать по некоторым видам грузов до 50% стоимости товара. Кроме того, базисные условия поставки определяют момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю.

Разграничение базисных условий поставок закреплено в международном документе под названием Инкотермс (Международные коммерческие термины). В настоящее время его последней редакцией является Инкотермс-2000. В нем дана подробная трактовка 13 основных вариантов базисных условий. Главными из них являются:

1. ФАС (FAS) – «свободен вдоль борта». Экспортер обязан доставить груз и несет риски и расходы по нему до момента разгрузки товара на пристани порта отправления.

2. ФОБ (FOB) - «свободен на борту». Экспортер обязан доставить груз в порт отправления и погрузить его на судно. Право собственности на груз переходит к импортеру в момент пересечения товаром поручней судна.

3. КАФ (СFR) – «стоимость, фрахт». В дополнении к условиям ФОБ предусматривает заключение договора морской перевозки и оплату фрахта.

4. СИФ (CIF) – «стоимость, страхование, фрахт». В дополнение к условиям КАФ оплачивается страхование.

Некоторые обязательства являются общими для экспортера и импортера при всех условиях. Экспортер обязан:

1. Поставить товар надлежащего качества в указанный в контракте пункт.

2. Обеспечить обыкновенную упаковку товара.

3. Передать относящиеся к товару документы и передать право собственности на товар.

Импортер обязан:

1. Принять товар.

2. Оплатить его стоимость.

В целом, использование Инкотермса позволяет устранить различия, связанные с пониманием базисных условий сделок, что снижает вероятность судебных исков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: