Числовые карты: масть Жезлов

Масть Жезлов имеет отношение к волевой динамике, идеям, инициативе, решениям, сопротивлению внешней среде, продвижению своих целей, социальному взаимодействию.

Туз Жезлов – корень всей масти, ее семя и потенциал ее развития. Он включает в себя возможность проявления всех остальных карт Жезлов, однако не является еще ее развитием. Это только возможность, вероятность, шанс.

Туз Жезлов, таким образом, имеет отношение к новым начинаниям, воплощенным в идее, проекте социальной сферы. Это также возможность развития сама по себе, потому он может обозначать начало отношений, «случайный секс» (возможно, и в связи с графической ассоциацией карты) или беременность.

Туз Жезлов «Сказочного Таро» связан со сказкой «Джек и бобовый стебель». Это прекрасная сказка о том, как малое и незначительное превращается в целую историю, полную приключений, обмана, фантазий и чудес. Таков в принципе мир, увиденный из Туза Жезлов: перед героем открыты все дороги, за каждым поворотом его ждет чудовище, а на каждом перекрестке сногсшибательная красавица с мешком денег. Все может случиться, все уже готово произойти – из масти Жезлов нет сомнений В том, что история будет героической и успешной, хотя и, возможно, опасной. В целом Туз Жезлов (как человек внутри этой карты) вполне оптимистичен.

Эта карта достаточно похожа на нулевой аркан Старших арканов, «Шут», но уже его по значению. Здесь только – движение, оптимизм, полнота сил и убежденность в том, что нечто уже начало происходить. В отличие от «Шута» в Тузе Жезлов нет ощущения пустоты окружающего пространства или наполненности мира.

Туз Жезлов колоды Тота Кроули именовался, по традиции Золотой Зари, «Корень Сил Огня». В этой системе он соответствовал квадранту Рак–Лев–Дева, однако мы не можем найти смысл этой атрибутации в качествах этих знаков зодиака, первый из которых кардинальный водный, второй – фиксированный огненный, а третий – мутабельный и земной. Их качества слишком различны для того, чтобы иметь возможность быть объединенными одним символом, тем более имеющим отношение к одной из стихий – Огню. На карте изображен жезл, испускающий алые молнии. И она, на наш взгляд, является шедевром в выражении искрящейся и мощной сути масти Жезлов.

Туз Жезлов «Tapo Хайндля» представляет единение четырех стихий в рамках одной карты. Копье, окруженное огненным ореолом (иллюстрированная цитата из колоды Кроули), распространяется дымным облаком в воздухе, на фоне, несомненно, принадлежащего стихии земли камня (или огромного семечка), который стоит в морской раковинке, полной воды. Символы женских стихий здесь дублируются: земля повторяется и в ландшафте почвы, из которой появляются ростки, вода – в водном морском горизонте. Таким образом. Туз Жезлов колоды Хайндля – это скорее символ целостности в ее зарождении, образ начала и средоточия Всего, что может быть проявлено в подлунном мире. Это похоже на Туз Тузов, если бы такое было возможно. Импульс, идея, проявляющаяся уже сквозь реальность. Инициирующий и одухотворяющий мужской принцип. Также время, место и обстоятельства проявления принципа.

Двойка Жезлов в современных колодах часто представляется как расширение кругозора (у Уэйта), первоначальное силовое напряжение (у Кроули). Это естественно для начала развития масти Жезлов, для которой важны ориентация на будущее или хотя бы следующий шаг и общее социальное пространство. Например, это обзор вариантов, куда можно вложить деньги; напряжение между страстно желаемым шагом и привычными опасениями и т.д.

Двойка Жезлов колоды (и системы) Уэйта достаточно слаба. Карты часто не отражают нужного по силе образа. Здесь «господин оглядывает свои владения, время от времени бросая взгляд на глобус». Это величественное стояние может обозначать какое угодно настроение, задачи, процесс действия, цель. Непонятно, что именно он делает и какой в этом особый смысл. Двойка Жезлов колоды Уэйта показывает некий обзор возможностей, сравнение этих вероятных объектов применения своих сил с общим идеалом – непонятно, подходящим ли для оных (как можно сравнивать ландшафт с глобусом?).

Двойка Жезлов колоды Тота Кроули называется «Dominion» – «Господство» и связана с планетой Марс в первом деканате знака Овна, где Марс является естественным управителем и знака, и деканата. Качества планеты в своей обители, в первом из знаков зодиака, проявляются очень ярко и естественно. Это чистая, незамутненная энергия, действие, агрессия, проявление силы. Однако изображены на карте два тибетских скрещенных жезла, символизирующие молнии небес. Их изображение крест-накрест символизирует препятствие, остановку, запрет, равно как и некое пространство напряжения, создаваемое крестом. Мы склонны интерпретировать образ этой карты как силовое напряжение, в котором одна сила встречает себе равную, но противоположную по целям. Вместе с тем благодаря этому противостоянию происходит раскрытие окружающего мира, своеобразное освещение пространства вокруг актуального процесса. Намек на это есть и в иконографии карты (лучи пламени или света), и в интерпретациях автора, который напоминает, что в Овне экзальтирует Солнце, символ «созидательной Воли», но мы бы сказали – осознания и творческой силы. В целом можно было бы заключить, что карта обозначает несколько иной, более сдержанный и напряженный, процесс, нежели тот, что описывал бы Марс в первом деканате Овна. Причины этого несоответствия мы уже объяснили в главе, посвященной атрибутациям системы.

Кроули пишет об этой карте как о разрушении насилия, сменяющегося женственным покорением и радостным сотрудничеством. Но мы не склонны видеть в одной карте как одном акте проявления принципа некое многоходовое решение. Понятны взгляды А. Кроули, который, в духе и по букве правил Золотой Зари, совмещал астрологические соответствия с каббалистическими в одной карте, но эта структура не получила дальнейшего развития в современной системе Таро. Также он объяснял смысл Числовых карт через их соответствие гексаграммам И-Цзин, но эта система также не получила своего осмысленного продолжения. Стремление свести воедино в одном символическом все основные оккультные системы характерно для экуменизма начала XX века, позднее оно сменилось уже бесформенной эклектикой нью-эйдж.

В интерпретациях А. Кроули существует большое количество ссылок на его своеобразное философско-магическое учение, однако быть его неофитами или адептами исследователю и практику системы Таро не обязательно. Поэтому мы в своем описании будем делать упор на иконографию карт и их имена, общий смысл карты этой системы в большей степени, чем на воззрения магического пророка. Практические опыты с колодой Тота Кроули нами были осуществлены как в мантической практике, так и в процессе немантических упражнений, поэтому мы склонны описывать здесь и свой непосредственный опыт с данными образами.

Двойка Жезлов «Сказочного Таро» представлена сказкой «Козлы бородатые». Эта колода специфична тем, что ориентируется на литературный текст, а не на иконографию. Сказка повествует о трех козлах, которые увидели, что на другом берегу реки трава зеленее и сочнее, но путь им преграждает тролль под мостом. Первый козел упросил не есть его, потому что он очень хилый, а дальше идут здоровяки. Второй рассказал, что он тоже не самый жирный, а вот его брат куда упитаннее. Но третий козел сам победил тролля, и так все братья оказались на том берегу, где трава зеленее и сочнее. Это прекрасный сюжет, иллюстрирующий особенности удачного и неудачного целеполагания.

Двойка Жезлов в немецком издании «Таро Хайндля» называется «Selbstkontrolle» (мы и в дальнейшем будем ориентироваться именно на немецкое издание с оригинальными названиями, английские имена карт более унифицированы) – «Самоконтроль». Как мы видим, здесь иное значение карты: осознанная сила воли противостоит внутренним желаниям, позывам, стимулам. Это вполне подходит для второй карты масти Жезлов, цикл развития которой посвящен управлению самим собой и окружающим пространством, волевому контролю. В противовес напористости карты в колоде Кроули, в отличие от довольной созерцательности колоды Уэйта, в колоде Хайндля мы видим предостережение и необходимость выдержки. Потому на карте два скрещенных копья заграждают вход в побитые временем и ветром развалины, как будто показывая, что не время для самозабвенных изысков и душевного попустительства. Это время собранности, волевой мобилизации, «плотности» восприятия и целеустремленности в рамках первичных ограничений. Эта карта похожа на частный вариант Старшего аркана «Сила» в его старинном значении контроля над стихийными желаниями и инстинктами (или «Ид» во фрейдовском понимании). Здесь даже можно отметить небольшую изувеченную колонну, частый образ (целой или сломанной колонны) на первых картах «Сила» в Таро.

Двойка Огня «Таро Элементов» называется «Flame» – «Пламя», она связана с астрологическим сочетанием сил Венеры и Марса, что дает в интерпретации авторов импульсивность, сексуальное притяжение и творческое созидание. В этой колоде карта в большей степени подобна Двойке Чаш, их связывает тема партнерства, любовного союза.

Тройка Жезлов в традиции Золотой Зари карта называлась «Владыка утвержденной силы», и в этом есть смысл той самой фокусировки силы, которая имеется при правильном волевом движении. Там же карте приписывалось соответствие второму деканату Овна, в котором стоит Солнце, как управитель деканата. Солнце в знаке своей экзальтации и в своем деканате придает центрированность на себе в активном жизненном проявлении знака Овна. При этом тройки используют накопленный потенциал Двоек, чтобы создать нечто новое, в зависимости от масти. Так, Тройка Жезлов – это уже ясная определенность с целью и начало развития дела. Поскольку Жезлы имеют отношение к социальным процессам, то здесь ключевыми словами будут «инициатива и продвижение». В Тройке мы видим повышение градуса напряжения по сравнению с Двойкой и большую степень самоорганизованности.

Тройка Жезлов колоды (и системы) Уэйта мало отличается от Двойки, и в этом дублировании мы видим один из признаков слабости масти в системе. Каждый акт развития масти должен быть ясным и определенным, отдельным от предыдущего; здесь же – весьма вялое развитие, без четких границ. Если раньше герой карты стоял к нам в профиль, то теперь и вовсе задом, зато перестал сравнивать реальность с воображаемым миром в виде глобуса и смотрит вдаль (или, согласно Уэйту, на свой отплывающий флот). В руке он держит посох, а сзади него стоят еще два таких же, воткнутых в землю. Конечно, это говорит нам о некотором обзоре перспектив, об ожиданиях от будущего. Но, как уже было сказано, несильно по смыслу отличается от Двойки Жезлов, поэтому в работе с «клонами Уэйта» приходится уныло наблюдать не слишком большое различие обеих карт и вынужденно оптимистично бодриться хотя бы от перспектив.

Образ отплывающего флота повлиял на иконографическую интерпретацию карты с изображением уже больших кораблей, морского порта, морских маяков, человека, находящегося в плавании, – в различных колодах.

Тройка Жезлов колоды Тота Кроули называется «Virtue» – «Добродетель». В его системе Воля передается материнской силе, которая вынашивает и рождает ее проявление. Иначе мы можем назвать это нравственным оформлением волевого потенциала или осознанием морально-ценностной значимости явлений и собственных действий. На карте изображены три скрещенных жезла, с лотосовыми навершиями. Из их союза происходят лепестки пламени, окутывающие почти все пространство карты.

Тройка Жезлов «Таро Хайидля» называется «Zentrierlekraft» – «Центрированная сила». Скрещенные копья по-прежнему, как и в Двойке, заслоняют проход – по карта значительно усложнилась, стала богаче и глубже по цветовой гамме, – и он становится единственным и ясным выходом из подземелья к свету и наверх. Так, если на Двойке Жезлов необходимо было проявлять Усилие сдерживания, то теперь очевидно настало время прорыва.

Тройка Жезлов «Сказочного Таро» связана со сказкой о первом плавании Синдбада-морехода. Это изящное соответствие уэйтовскому «властителю флота», с единственным – и главным! – отличием: он сам отправляется в плавание. История повествует об удачах и несчастьях, влиянии фатума и о том, что все равно (и во всем оставшемся) человек сам делает свою судьбу. Интересно, что эта карта, в ее связи со сказкой, часто имеет отношение к какому-то «домику у моря», однако желание вырваться из тесных рамок предсказуемой судьбы оказывается намного сильнее.

Тройка Огня «Таро Элементов», уникальной системы, ориентированной на астрологические соответствия, совершенно отличные от системы Золотой Зари, называется «Beacon» – «Сигнальный огонь». Она связана с сочетанием сил планет Юпитера и Солнца (в астрологии светила тоже называются планетами) и воплощает яркую экспансию, знак проявления себя и своей воли, призыв к себе, творческую энергию, готовность к достижению цели. Как мы видим, несмотря на иные астрологические соответствия, общий смысл системы в этой колоде остается.

Здесь, в целом по поводу Тройки Жезлов, хочется отметить еще и следующее. При начальном изучении системы Таро Тройки всех мастей способны выпадать сиг-иификаторами любовных треугольников. Притом, что дела романтические и супружеские оказываются наиболее частой темой запроса при первичном изучении Таро (высокие духовные помыслы и экзистенциальность судьбы интересуют куда позднее), эта вероятность способна смутить неопытные ряды и посеять панику, я понимаю. Однако, действительно. Тройка Жезлов способна характеризовать такого рода отношения как некий драйв жизни. Без ответственности, без особых чувств, без обязательств – проявление личной жизненной силы в параллельных отношениях.

Четверка Жезлов. Четверки являются «первой формой» масти, первым достаточно целостным организмом или явлением. На этом этапе создается ощущение, что это и есть целостность, окончательность развития принципа. Четверку Жезлов мы понимаем как малую общность, некоторое постоянное сообщество, групповую динамику взаимоотношений, что, как правило, подчеркивается системными, а не оракульными колодами Таро. Типичным примером могут служить тусовки, сообщество, некая общая социальная среда, в которой приходится вращаться и вариться. Это демонстрация своих социальных умений, коммуникативного интеллекта, потому более успешными здесь оказываются опытные, много повидавшие, много общавшиеся с разными людьми индивиды. Это также определенный этикет, гостя и хозяина, путешественника – при социальной встрече незнакомых людей.

В системе Золотой Зари Четверке Жезлов соответствовала Венера в последнем деканате Овна. И хотя Вечера управляет этим фасом (деканатом), все же в Овне она находится в знаке своего изгнания. Потому в целом ей в этом знаке находиться крайне некомфортно. Остается вопрос: почему идеологи Золотой Зари выбрали именно такую астрологическую атрибутацию, с не самым сильным, вторичным проявлением силы планеты в знаке? Пока мы можем предположить лишь стремление к универсальному подсчету частей: 40 числовых карт минус 4 Туза – это 36 карт, которые легко ложатся на 36 деканатов (делений по 10 градусов) 360 градусов эклиптики.

Четверка Жезлов колоды Уэйта, несмотря на признаки астрологического дискомфорта планеты, дает описание милой деревенской жизни и спокойствия. Здесь вновь мы видим достаточную пассивность автора, если Речь идет о вызове масти Жезлов. И хотя при интерпретации мы можем следовать взглядам автора, но также и в целом самостоятельно считывать «послание образа». На карте изображены, очевидно, радующиеся люди, объединенные неким общим праздничным пространством и имеющие отношение к замковому ландшафту. В целом образ не противоречит идее групповых отношений и сообществ, а также подвижных занятий на свежем воздухе.

Четверка Жезлов Таро «Богемские Барочные коты» интересна тем, что при формальном следовании «канону Уэйта» живые и непосредственные «лица» кошачьих передают многообразную гамму чувств. Кроме того, карта кардинально изменилась от первого ко второму изданию. Если в первом была очевидна фигура хозяйки территории и ее свиты, что обычно для Жезлов, как мы знаем из описания Старших арканов, то во втором, при сохранении тех же персонажей, выходит на первый план совершенно сверхъестественная белая кошка абиссинской породы. Как будто поменялись персонажи на той же самой сцене! Вперед вышла загадочная и тревожащая героиня.

Четверка Жезлов колоды Тота Кроули имеет название «Completion» – «Завершенность». Здесь также подчеркивается значительно большая устойчивость принципа масти, чем прежде. Кроули комментирует тут связь карты с Венерой в Овне как необходимость привнесения доброты и такта в общественные отношения, однако это никак не характеризуется самим положением Венеры в Овне, в своем деканате или вне него. Овен, как первый знак зодиака, в арабо-европейской астрологии вообще мало связан с прочными общественными структурами (это скорее был бы Стрелец или Козерог), тем более с неустойчивой в этом знаке Венерой, где лучшее, что она может получить, – это импульсивность желания, игривость, спонтанность. Тем не менее, Четверка нумерологически – через связь с квадратом и им же, как символом земли – ориентирует нас на некую завершенность форму, пусть даже и предварительную, поскольку развитие принципа масти еще не завершено. В этом смысле карта колоды Кроули, с ее именем и интерпретациями, в достаточной степени емко обозначает развитие масти Жезлов на этом этапе.

Художница Фрида Харрис поместила здесь на жезлы головы баранов-Овнов с одной стороны и голубей – с другой. Это символика сочетания Марса и Венеры, маскулинного и феминного в общем союзе. Их ограничивает окружность желтого света, что наилучшим образом иллюстрирует тему первичной оформленное™ принципа масти. Небольшие языки пламени из центра скрещенных жезлов дают понять, что пространство вызова для проявления уже не так велико. Сферы влияния определены и поделены.

Четверка Жезлов «Таро Хайндля» по-немецки называется «Vollendung» – «Завершение, окончание, совершенство», что идентично названию в колоде Кроули. Здесь мы также видим акцент на разнообразии действующих сил – два копья направлены вниз, а два – вверх, однако они не перекрещены, а являют собой ритмическое чередование, последовательность проявления сил. Окружность, символ целостности, здесь существует как будто сама по себе, как гигантская капля воды или стеклянная линза, лежащая на земле. А сквозь нее проглядывает полузакрытый или прищуренный глаз… самой Материи (или Бытия). Это в меньшей степени иллюстрация социальных взаимоотношений, а в большей образ того, что мы для мира» в данном конкретном аспекте проявления. Это чуткость и реакция окружающего пространства, ответы Мира, его знаки как живого организма, или партнера.

Четверка Жезлов «Таро Элементов» называется «Hearth» – «Очаг» и связана с богиней Вестой и с сочетанием сил Солнца и Венеры. Это в большой степени соответствует и силе эгоцентрического проявления, экспансии в мире, свойственной Жезлам (и Солнцу), и продуктивности, творческой оформленности Венеры (и Четверки). Авторы колоды, Кэролайн Смит и Джон Астроп, говорят о том, что карта связана с доверием и безопасностью в творческих делах и сообществах, продуктивностью и ориентацией на красоту, избирательность и вкус. В этом смысле это может быть весьма знаковая карта для ее создателей.

Пятерка Жезлов. Пятерки знаменуют кризис, крах устоявшейся формы Четверки. Это первый общий кризис масти. Пятерка Жезлов – обычно конфликт, соперничество, конкуренция, в большей степени из-за границ и сопротивления влиянию на территории. Это достаточно дикое и прямое столкновение, здесь обычно нет тайных хитросплетений отношений, неочевидных причин и прочего. Пятерка Жезлов проявляется как очевидное и явное столкновение из-за границ и аргументов в стиле «А ты кто тут будешь?». Жезлы вообще в этом смысле достаточно прямолинейны: «Погнали наши городских» и т.д.

Пятерка Жезлов колоды (и системы) Уэйта – это иллюстрация к названию карты в традиции Золотой Зари – «Владыка борьбы». С ней связывается проявление планеты Сатурн в первом деканате Льва, которым она управляет. Сатурн во Льве находится в изгнании, таким образом, это скудные, поврежденные качества Сатурна, отвечающего за структуру, правила, границы в знаке, ориентированном на самопроявление. Сатурн находясь во Льве не может быть «внешней силой, ограничивающей Льва и потому вызывающей у него конфликт», потому что он сам находится во Льве, как на территории определенных свойств. Знак зодиака – это не субъект силы, а лишь определенные качества, которые она приобретает в лице планеты, попавшей в область знака. Трудно сказать, как Сатурн во Льве связан с качествами Пятерки Жезлов, по всей видимости, общий смысл карт выводился все же не из астрологии.

Пятерка Жезлов Tapo «Богемские Барочные коты» трудна в описании, но это одна из моих любимых карт. На ней изображена кошачья потасовка, и хотя все персонажи стоят на задних лапах и даже одеты в человеческую одежду (при создании колоды ни один кот не пострадал), но их яростные мордочки многое могут сказать тому, кто хотя бы однажды видел клубок визжащих, вцепившихся друг в друга тел, его ужас и прелесть одновременно. Сцена говорит мне, например, намного больше, нежели символика незаконченной пентаграммы из жезлов юношей в колоде Уэйта.

Пятерка Жезлов Tapo «Фантастический Зверинец» хотя также представляет «звериный стиль» от «Баба Студио», по здесь мы видим уже двух петухов в военной форме, ринувшихся в схватку. Можно предположить, что речь идет о конфликте из-за позы, самолюбия, хвастовства, позерства. Каждая колода даст свои оттенки смысла общего значения карты. А в несистемных колодах нет никаких соответствий ни одной системе и не существует собственной.

Пятерка Жезлов колоды Тота Кроули называется «Sirife» – «Борьба», и в ней Кроули описывает ниспровержение старой системы под бурей и натиском изменений. Он считает планету Сатурн и знак Льва равными управителями карты, где Лев проявляется мощно и уравновешенно огненным своим проявлением знака, а Сатурн придаст тяжеловесность и озлобленность, вместе же они являют миру взрывную вулканическую силу. Интересно, что Кроули сам идентифицировал себя с проявлением Пятерки Жезлов, оставив свою метку, букву «А» из двух змеек, на центральном жезле карты.

Мы можем интерпретировать карту этой колоды как сопротивление Жезлов давящей внешней среде или иной необратимой силе, которая воспринимается как гнетущая, подавляющая чужая воля. В отличие от колоды Уэйта и ее последователей здесь в меньшей степени выражен социальный конфликт, это может быть и переживание некоего сдерживания со стороны окружающей среды или обстоятельств. В этом смысле карта сильно отличается от равновесного «братского» конфликта колоды и системы Уйэта. Однако это сближает ее с Семеркой Жезлов той же системы Уэйта, где более ярко выражен конфликт между своим и чужими.

Пятерка Жезлов «Таро Хайндля» называется «Konflikt» – «Конфликт». Здесь пять копий (жезлов с огненно-стальным навершием) пытаются вырваться вверх. За ними – достаточно неприятная на вид, угрожающая, поглощающая среда или материя, в которой чудится спутанность форм, хаотическое поглощение инициативы, воли, смысла, а по ее краям мертвенно-ледяной покров снега, и видится звериный мех, окрашенный кровью. Художнику удивительно удалось показать и естественный человеческий страх перед хаосом, неприязнь к чудовищной «темной материи» (и Ужасной пожирающей Матери), но и следы яростной и дикой борьбы, чей результат – может быть героизм, но может быть и просто поражение, жертва и смерть.

Пятерка Огня колоды «Таро Элементов» называется «Furnace» – «Печь, горнило» и связана с Солнцем и Ураном. Для создателей системы эта карта обозначает внезапный и вынужденный бунт или действие, необходимость включения в работу, процесс, деяние. Неожиданный вызов с той стороны, которую даже не принимали в расчет. Это такой прорыв из неизвестности в реальность с требованием действия. Не могу не отметить, что эта колода дает более внятную атрибутацию астрологических соответствий, чем традиция Золотой Зари, однако же, не намекает ни на какую систему (логику) оных. Тем не менее, значения ее карт идут в общем русле Таро-традиции, сложившейся после и в результате деятельности членов Золотой Зари.

Пятерка Жезлов колоды «Колесо Изменений» отличается от карт уже известных нам систем. Я ее включила в этот обзор именно потому, что ее колода сама является самодостаточной связанной системой. В ней Пятерки – вовсе не конфликт, а как раз целостность, а разбитые надежды появляются лишь на Шестерках. «Колесо Изменений» – очень женская, викканско-кроулианская колода со своим взглядом на мир и на систему Таро. Пятерка Жезлов в ней – это алтарь четырех стихий, чьими знаками являются четыре разноцветных свечи – с пятой свечой Духа посередине. Алтарь, который создает своим существованием или обозначает мир родной планеты посреди безграничной Вселенной. Персонифицирована на этой карте именно Вселенная, в виде женской фигуры, распластанной в темном космическом пространстве.

Шестерка Жезлов. Шестерки – наиболее яркое (хотя и не самое полное) развитие масти. С одной стороны, это восстановление после кризиса Пятерок, и в этом смысле в Шестерках проявляется возвращение к успешному прошлому, чтобы преодолеть катастрофу Пятерок. С другой – это прохождение кризиса и как рывок сквозь него, и как обновление, очищение от скверного. С третьей – это именно промежуточный успех. Шестерка Жезлов прекрасна в своем пафосе. Она – это промежуточный результат всего дела. На Тузе возникла идея, на Двойке собирались силы и делался обзор возможностей, на Тройке появилось понимание тактики и ожидаемой цели, на Четверке – обнаружилась поддержка, сила и организация других, на Пятерке – естественный кризис, деление территории, конфликты по поводу сфер влияния… и Шестерка – появился победитель. Или главный герой истории сумел «оказаться на коне», пригнать свою победу и покивать рукоплещущему партеру. Вы видите немного знакомые метафоры? Да, это уже часть пути достаточно развитых Жезлов. Шестерка Жезлов – это прекрасная цель Рыцаря Жезлов, однако, полностью пройти ее, с ее – как у всякого этапа – неоднозначностью, может уже Королева. Рыцарю будет достаточно самого триумфа или мечты о нем.

Шестерка Жезлов колоды (и системы) Уэйта представляет собой конного триумфатора с лавровым венком на голове и на жезле, в окружении своей свиты, с общими атрибутами – жезлами. При этом в описании карт присутствует намек на то, что это вовсе не триумфатор, а только его гонец, вестник (это объясняет венок на жезле). Это своеобразный намек на то, что цель еще не достигнута, что, как мы и говорили, это лишь «промежуточный успех».

Интересно, что на практике эта карта «потомков Уэйта» работает как похвала самому себе, удовлетворение от проделанной работы. Это то, что восполняет целостность героя после столкновения Пятерки Жезлов. Если мы не готовы или не способны признавать свое существование в Шестерке Жезлов, то дальнейшее развитие уже не будет успешным – всегда останутся сомнения, страхи, недоговоренности или, наоборот, оправдания о том, что можно было сделать лучше. Непрохождение Шестерки Жезлов – проклятие перфекциониста.

Астрологическая атрибутация Золотой Зари дает Шестерке Жезлов Юпитер во втором деканате Юпитера во Льве. Комментаторы указывают, что здесь силу Льва не сдерживает Сатурн, а, наоборот, поощряет Юпитер. Вновь мы оказываемся на перепутье: полагать ли данную атрибутацию частью «египетской системы» астрологических Владык (чем она была изначально) или интерпретировать ее в рамках системы арабо-европейской астрологии, как это все же пытается сделать Кроули. Не соглашаясь с таким эклектическим выбором, нам, однако, интересно отметить, что Юпитер является также управителем триплицитета Льва в традиционной астрологии, что в этой системе дает Юпитеру достаточную силу или, точнее, естественную свободу в этом знаке, в то время как управление деканатом дает не более чем хорошую оформленность ее силы. (Как указывает астролог Бен Эзра: «…планета в своем триплицитете – это человек среди своих родных. Планета в своем фасе (или деканате. – Г. Б.) подобна человеку опрятному и нарядному»).

Шестерка Жезлов «Сказочного Таро» меня очень веселит и радует. Она связана со сказкой о голом короле, и там изображен именно вышагивающий под балдахином, с чувством своей неотразимости невысокий голый мужчина средних лет, с брюшком. Впрочем, такое несоответствие претензий и реальных достижений по Шестерке Жезлов бывает редко. Чаще всего в моей практике даже эту карту стоит читать как обычную системную Шестерку Жезлов.

Шестерка Жезлов колоды Тота Кроули называется «Viclory» – «Победа» и символизирует, по словам автора, энергию в его наиболее гармоничной и уравновешенной форме. Здесь Шестерка воспринимается как дитя инертной феминной Четверки и пылкой маскулинной Пятерки. Тут также система уже не заключена в окружность, как это было в предыдущих картах, а сама себя являет и поддерживает в устойчивом состоянии. Можно сказать, что на этом этапе происходит внутреннее восприятие границ, как в реальности это может быть личная этика, принятая мораль не в страхе перед законом или осуждением, а из индивидуального ощущения правил как гармонии мира.

Шестерка Жезлов «Таро Хайндля» называется «Triumph» ~ «Триумф». Здесь жезлы (копья) выстроились в ряд на фоне стремящейся ввысь растительности, возможно – виноградной ветви, символа мистерий и духовного возрождения. Это само стремление к победе, волевое усердие, кооперация с другими, благоприятные возможности среды и достижение как результат. Развитие с опорой на реальность.

Шестерка Жезлов колоды «Колесо Изменений» принадлежит совершенно иной системе (неизвестно, встречается ли она где-то кроме этой колоды), в которой Шестерки разрушают прекрасную целостность Пятерок. Здесь Шестерка Жезлов – это тяжелые мрачные трубы нефтеперерабатывающего завода на фоне северного сияния. Злая людская воля, повреждающая чудесный природный мир, хищническое использование природных ресурсов, истощение Земли.

Шестерка Жезлов (Шестерка Огня) «Таро Элементов» называется «Факел». Она связывает проявления Юпитера и Плутона. Это для авторов колоды получение признания у аудитории, удовлетворение и уверенность в своих способностях. В отрицательном смысле – пробивание себе успеха, хождение по головам других. Очень ясная и целостная картина, вписывающаяся в общий смысл Шестерок как промежуточного результата, как успеха, связанного с волевыми движениями и конструктивными, в том числе социальными, усилиями.

Семерка Жезлов. Семерки представляют собой новый кризис развития масти, но на этот раз это больше внутренний конфликт, нежели внешний. Это очередной вызов на пути развития принципа. А также новый риск. Семерка Жезлов – это внутренняя защита от реального или воображаемого конфликта. Например, проявляющиеся в суждениях или поведении, осознанно или даже чаще бессознательно, механизмы психической защиты. Это вытеснение (устранение непроизвольных мыслей), регрессия (сознание или поведение гораздо более раннего возраста), проекция (наделение объекта идеальными или отвергаемыми свойствами), рационализация (интеллектуализация), компенсация (символическое преодоление внутреннего ущерба), реактивное формирование (приписывание себе противоположных истинным, но неприемлемым для осознавания идей, мыслей, чувств, переживаний), отрицание, замещение (смещение объекта чувств на более доступный). Семерки Жезлов часто выпадают в раскладах либо на ситуацию реального противостояния, отстаивания своего мира, своей территории от вторжения, либо как привычный механизм защиты от внешнего мира, вторжения неких Других, от изменений.

Семерка Жезлов колоды (и системы) Уэйта представляет собой человека, который пытается с высоты отбиться дубинкой от очевидных держателей других дубинок. Карте в системе Золотой Зари соответствует Марс в третьем деканате Льва, который находится в своем фасе (деканате). Общая логика этой триады Жезлов достаточно выверена в рамках перехода от сопротивления, напряжения Сатурна к яркому щедрому Юпитеру и затем к агрессивному Марсу в рамках арабо-европейской астрологии. Хотя при желании это могли бы быть и управители триплицитета в традиционной астрологии: Солнце, Юпитер и Сатурн. Солнце сделало бы Пятерку Жезлов более эгоцентричной, но менее печально-напряженной (а обычная интерпретация лежит где-то посередине). Юпитер стоял бы там, где он и находится. А Сатурн куда более подошел бы к Семерке Жезлов с ее реальным напряжением именно от сопротивления среды.

Семерка Жезлов колоды Тота Кроули называется «Valour» – «Доблесть, отвага», в соответствии с названием карты в Золотой Заре – «Владыка доблести». Кроули подчеркивает, что здесь велик риск быть поглощенным своей неистовой борьбой, при этом пребывая в иллюзиях. Однако если битва реальна, то победа возможна лишь пеной личной доблести. На карте изображены жезлы, однако на переднем плане находится грубая дубина: намек на адекватность и неадекватность оружия и орудий, в соответствии с ситуацией. Пламя, создаваемое скрещенными жезлами, искажено кривизной. Фон карты – густо-фиолетовый, сгущающаяся темнота, напряженность иллюзорность. Карта, нарисованная Фридой Харрис как будто говорит о том, что одной доблести недостаточно и что это место своеобразной «ловушки для доблести», в которой можно сражаться, быть последним солдатом, но и эта битва окажется напрасной, а ее цели ложными. Тем не менее, на этом этапе может не быть иного выхода.

Семерка Жезлов «Таро Хайндля» называется «Wagemut» – «Отвага, смелость, дерзание». На ней изображены неупорядоченно стоящие, но направленные ввысь копья (жезлы). Часть из них словно висит в воздухе, другие будто бы упираются на глиняную землю или камень. Вдали виднеется водная гладь. Справа над побережьем вздымается будто бы клуб белого дыма. Мы видим в карте сложный ландшафт, все четыре стихии, включая огненные копья Жезлов, и наблюдаем их неорганизованность, несхожесть, от противостояния до отчужденности, – и, тем не менее, стремление преодолеть существующую ситуацию, с попыткой опоры просто на то, что есть. Это непростое восприятие реальности, несмотря на возможность деления на белое и черное. Сфера сверху может говорить об ориентации на идеал и объединение сил перед общим или воображаемым врагом или трудностями.

Семерка Огня (Семерка Жезлов) «Таро Элементов» называется «Метеор». На фоне алого неба на ней изображены два гневных лица, очевидно спорящие друг с другом, посередине же фигура человека, ныряющего (напоминающего по позе «Повешенного») в синюю воду. Также на карте выделен египетский иероглиф (система «Таро Элементов» использует эти символы), обозначающий – по словам авторов – скрытую агрессию или движение. Карта связан с влиянием планет Марса и Урана и обозначает скрытое, экстраординарное усилие; необходимость попробовать новый неординарный метод Решения вопроса. Это или бунт, восстание, или творческое преображение. Семерки в этой колоде в наибольшей степени ориентированы на «новый риск», нежели Семерки в колодах последователей Золотой Зари и их потомков.

Семерка Жезлов Таро «Колесо Изменений» представляет парк развлечений, с цирковыми шатрами и фейерверком в ночном небе. Формально по иконографии мы можем увидеть тут сочетание праздника и триумфа традиционной Шестерки Жезлов с рискованностью Семерки (все чаще проявляющейся в современных колодах). Однако автор интерпретирует карту как восприятие реальности в виде сочетания различных пластов бытия, в том числе и иллюзий, обманов и самообманов. Вызовом тогда становится отделить в жизни важное от незначимого и выбрать то, что нужно. Очень женская интерпретация в очень женской колоде.

Восьмерка Жезлов одна из наиболее непротиворечивых и ясных Числовых карт. Наилучшим образом ее можно определить как «Быстрота, скорость». Здесь Жезлы, после двух кризисов Пятерки и Семерки, проявляют себя во всей красе. Также поступают и другие масти, выражая «усовершенствованную форму» принципа, своеобразную «развитую Четверку». Здесь это стремительность, напор, захват в сочетании с легкостью движения. Нюансы же отличаются в разных колодах.

Восьмерка Жезлов колоды (и системы) Уэйта называйся по традиции Золотой Зари «Владыка скорости» и относится к Меркурию в первом деканате Стрельца, которым он управляет. Других достоинств Меркурий в Стрельце, в традиционной арабо-европейской астрологии, не имеет и даже находится в изгнании в самом знаке, что известным образом нивелирует его положение в деканате. Тем не менее, в этой карте он отнюдь не выглядит пораженным или слабым, что показывает условность астрологических соответствий системы. На карте изображены летящие к цели жезлы, как будто выполняющие роли и функции копий. Ее значение совершенно незамысловато и не выходит за рамки предыдущей интерпретации. Можно также сказать, что легкость действия на Восьмерке Жезлов – это результат героического усилия в Семерке Жезлов. Если идти по циклу развития масти, это так. В реальных раскладах, описаниях ситуации предпосылкой Восьмерки Жезлов может быть и другой источник, в частности присоединение к архетипу «Колесницы», которая следует за выбором «Влюбленных».

Восьмерка Жезлов колоды Тота Кроули, как всякая Восьмерка Числовых карт этой системы, «исправляет ошибки Семерки». Стихия Огня здесь становится очищенной и культурной, возвышенной, вне первоначальной брутальности и агрессии. Карта называется «Swiftness», что буквально и означает «быстрота, скорость». На ней жезлы превращаются в молнии, формируют сложную фигуру радужных цветов и получают обрамление полукругом настоящей радуги сверху.

Восьмерка Жезлов «Сказочного Таро» очень интересна тем, что связана с легендой об эльфийской охоте (или Дикой Охоте). Это сверхъестественная сила в мире, нечеловеческая, негуманная, хотя и достаточно близкая, понятная, способная увлечь за собой, очаровать, влюбить, запугать… которую соотносили с властью эльфов. Здесь вспоминаются не мудрые эльфы Толкиена, а коварные, бездушные эльфы Терри Пратчетта или совершенно «иные» эльфы Сюзанн Кларк. Восьмерка Жезлов «Сказочного Таро» – о безумном очаровании, но и том, что зачастую лучше спрятаться, пересидеть и спастись от гибели.

Восьмерка Жезлов «Таро Хайндля» – «Schnelligkeit», также буквально означает «быстрота, скорость». На карте изображен ровный прорыв восьми огненных копий в расщелину пещеры или скалистого ущелья на фоне огненно-небесного фона. Здесь мы почти буквально ощущаем стремительность и совершенную точность угла попадания в цель этих орудий (или оружия). Также тут видится совершенная чистота и ясность, проявленная в изображении неба и огненно-воздушных потоков на его голубом фоне.

Восьмерка Жезлов «Таро Элементов» называется «Вулкан» и связана с действиями Солнца и Нептуна. Авторы колоды в большей степени следуют нумерологическому принципу «Восьмерка – это усовершенствованная Четверка», нежели деятели Золотой Зари. Карта обозначает достижение социального, профессионального превосходства, однако и обязательства перед другими вследствие этого, а также опасность превозношения личности почитателями и поклонниками.

Девятка Жезлов. Девятки являются наиболее полным развитием принципа масти. Девятка Жезлов в традиции Золотой Зари называлась «Владыка великой силы», и в ней мы способны увидеть огромное волевое усилие Жезлов, связанное с противостоянием внешней среде. При этом это может быть как действие силы давления – напора варваров на последний оплот римлян, так и величайшая выдержка, непреклонность и постоянство своей воли последнего римского оплота и солдата перед лицом орд варваров. Историческая метафора, связывающая яркий императорский Рим и буйных, диких многочисленных варваров, кажется мне прекрасной для описания Жезлов, а особенно конца развития масти Жезлов, когда все великолепие принципа уже проявлено и пришло время встретиться с Другими (и Иными, хотя тоже Жезлами) на новом этапе, который уже не даст развития, а либо продлит жизнь и утвердит принципы, либо сломает бесповоротно. Уже невозможен диалог, симбиоз, следование за кем-то, обычная оборона. Или мы сломим и отстоим, или нас сломят, и нас не останется. Иллюстративно мне очень нравится Девятка Жезлов «Романтической Викторианы» Tapo с ее римским солдатом, сосредоточенным и осознающим ситуацию, очень в стиле военной поэтики.

Девятка Жезлов колоды (и системы) Уэйта следует также атрибутации к карте Луны во втором деканате Стрельца, где она является управителем оного, не имея никаких других преимуществ в знаке. На карте изображен опечаленный раненный в голову воин, устало опирающийся на жезл и стоящий спиной к ограде из жезлов. А. Костенко в этой карте видит реплику из «Отшельника», тоже одинокого мужчины с посохом. По общему смыслу образа, иногда интерпретируемого как «один в поле воин», вполне можно было бы ее принять. Однако в этом случае Девятка была бы небольшим драматическим развитием («дали по голове») обороняющейся Семерки, чего в общем, а не частном смысле недостаточно. Герой колоды Уэйта пребывает в пугливых опасениях, устал или сомневается – мы уже упоминали в самом начале развития масти Жезлов, что автору не всегда хватало сил для того, чтобы выдерживать необходимое напряжение масти. Он предлагал более пассивное течение принципа, как это мы наблюдаем и здесь. В современных версиях потомков системы Уэйта Девятка Жезлов выглядит зачастую более мужественно и решительно.

Девятка Жезлов колоды Тота Кроули называется «Strength» – «Сила». Автор обращается к символике Луны, совершенно необъяснимо для астрологии называя ее «слабейшей из планет» (а Стрельца – «самым неуловимым» знаком), но отличая ее подвижные качества. Из этого сочетания и некоторых каббалистических соответствий он делает вывод о постоянстве, пребывающем в вечных переменах, что мы способны определить как динамическое равновесие, принцип гомеостаза и т.д.

Замечание А. Кроули о том, что карта находится под «двойным влиянием Луны», стоит полагать ошибкой с точки зрения традиционной астрологии, так как Луна не имеет в Стрельце силы, за исключением среднего деканата, а полагать динамику Стрельца идентичной подвижности Луны тем более было бы неверно. Из классической астрологии, которая до XVII века была наукой, нельзя вытаскивать образы, которые просто подходят к текущему умозаключению, но при этом не опираются ни на какие аргументы. К сожалению, с упадком отношения к астрологии как к науке ее образами (терминологией, техниками) стали пользоваться менее опрятно. Астрологическая система даже в качестве дополнительного фона символической системы колоды не может быть воспринята из одного, тем более, достаточно позднего, источника – самого автора колоды. Ее символический слой в источнике (колоде) необходимо соотносить с общей астрологической системой в рамках конкретной традиции. В стремлении к обретению универсального символического языка участники и выпускники ордена Золотой Зари об этом не задумывались.

Если обратиться к изобразительной символике карты, на тягостном серо-черном фоне мы видим уже стрелы с наконечниками – лунницами, направленными вниз, в темноту; и срединный жезл, на нижнем конце которого находится Луна, а на верхнем – Солнце, способное осветить темноту вокруг жезлов, то есть оно здесь является основным источником силы и движения.

Девятка Жезлов Таро Хайндля называется «Stärke» – «Сила, насыщенность, могущество». Здесь девять огненных копий направлены веером из общего корня в пространство. За ними – удивительный и неприятный срез хаотической бесформенной материи. Она наполнена выемками, похожими на людские фигуры и расщелинами, ущельями и пещерами, кроме того, в ней живут чьи-то голубые и черные глаза. Мы видим в этой карте сосредоточенную, организованную, концентрированную силу, направленную на противостояние с размытой, неупорядоченной, опасной средой. Также это противостояние гармонирует с более сложно оформленным конфликтом Света (Солнца и Луны) и Тьмы на карте колоды Тота А. Кроули. Однако здесь суть конфликта выражена более ясно и отчетливо: это направленная и распространяющаяся воля Космоса (как мирового порядка) в противовес поглощающей силе Хаоса. В этом смысле Девятка Жезлов – это победившая Пятерка Жезлов колоды.

Девятка Жезлов «Таро Элементов» называется «Радиация». Интересно, что это совпадает с «электрическим», в отличие от «огненного», развитием конца масти в системе Кроули. Авторами колоды она связывается с сочетанием сил Солнца и Марса, что для нас достаточно удивительно – это слишком личные планеты, в конце масти могли быть проявлены уже планеты более общего порядка (Юпитер и Сатурн) или же высшие планеты (Уран, Нептун, Плутон). Однако здесь и смысл карты совершенно иной – тут это нахождение своих истинных желаний, волевого самопроявления, творческой реализации. Своеобразная целостность Жезлов для себя, а не для мира; можно сказать, интровертная, эгоцентрическая направленность развития масти.

Десятка Жезлов. Десятки – конец, завершение развития масти, ее истощение и итог. Иногда печально это осознавать, но это не «новое рождение», а именно «коней старого процесса». Десятка Жезлов – это обычно груз взятых обязательств, тяжесть достигнутых целей. Это также ответственность за многообразие и неоднозначность совершенных поступков («были дела плохие, были дела хорошие»). Буквально эта карта в системе потомков Уэйта часто обозначает усталость и «замотанность» делами и обязанностями. В традиции Кроули она получает еще один смысл – «злоупотребления властью и силой».

Десятка Жезлов колоды (и системы) Уэйта, как и в системе Золотой Зари, иконографически следует именованию «Владыка угнетенности» и представляет собой мужчину, несущего все десять жезлов к какому-то поселению, к людям, но при этом выставив их перед собой, загораживая кругозор. Автор говорит о тяжком беремени для человека, о власти, а также и о том, что с ней человек может натворить немало бед.

Десятка Жезлов Сказочного Tapo связана со сказкой «Ученик чародея», расхожим сюжетом средневековых легенд об ученике волшебника, который не справился со своими многочисленными обязанностями, чем навлек на себя множество несчастий.

Десятка Жезлов колоды Тота Кроули называется «Supression» – «Угнетение» и связывается, по традиции Золотой Зари, с положением Сатурна в третьем деканате Стрельца, которым и управляет. Здесь, по мнению автора, тяжеловесность Сатурна подавляет обычный оптимизм Стрельца, тормозит его привычную инициативность. Однако же обычно в традиционной арабо-европейской астрологии планета рассматривается как источник силы в знаке как территории, способствующей ее проявлению или не способствующей этому. Поэтому мы можем сказать, что Сатурн как планета долгов и обязательств скорее чувствует себя не слишком комфортно в оптимистично инициативном, ориентированном на самые общие цели Стрельце. На это у Сатурна не хватает ни сил, ни желания, подобно тому, как было бы непросто безногому ездить на лошади.

Если обратиться к иконографии карты, то заметно, как два тяжелых «свинцовых» жезла доминируют в карте, подавляя остальные, более воздушные инструменты. Здесь автор сравнивает проявление этой карты с тиранией, слишком большим успехом и победой воли над средой и окружением. В отсутствие противостояния даже самая прекрасная сила приводит к отсутствию динамики, проявлению и развитию исходных недостатков, тяжеловесной инертности, потере способности к движению.

Это очень интересное значение Десятки Жезлов, гораздо более глубокое, нежели в системе Уэйта, и совершенно вписывающееся в цикл развития масти.

Десятка Жезлов «Таро Хайндля» называется «Missbrauchte Kraft» – «Злоупотребление силой». Здесь Г. Хайндль идет вслед за интерпретацией колоды Тота А. Кроули. На карте изображен полет неких существ, похоже из той самой материи Хаоса, с чудовищными тусклыми лицами – мордами не то кошек, не то ласок, не то птиц, с копями и перьями. Этот полет направлен строго вниз (или прямо на наблюдателя!), равно как и неровная, неупорядоченная шеренга огненных копий, которые тут представляют Жезлы, что создает ощущение мощного и неукротимого движения. Они летят на наблюдателя, и от этого становится страшно. Здесь значение карты очень отличается от того, что дает традиция и потомки Уэйта. Хотя возможность и есть шанс предотвратить этот чудовищный полет.

Десятка Жезлов «Таро Элементов» называется «Flare» – «Вспышка пламени». Карта связана у авторов со скандинавским богом войны и безумия, вдохновения, поэзии и магии – Одином. На ней изображен поединок, в котором один из противников повержен, а в земле лежит прикрыв руками голову, не то спасаясь, не то от ужаса, женщина. Карта относится к влиянию сочетания планет Марса и Плутона. И обозначает, как ни странно, необходимость жестокого действия для трансформации ситуации. Вновь мы видим склонность этой колоды к приоритету личною восприятия над социальными правилами или взаимодействием. Как в Девятке Жезлов наиболее всего важна была лишь собственная реализация, так и тут – индивидуальная трансформация важнее связей, отношений, социального облика. Нам в этом видится ущерб современного популярного в индивидуальной психотерапии и нью-эйджевских течениях слишком индивидуалистического, почти солипсического взгляда на себя и свое место в мире. В сочетании с идеями толерантности эти возможности предоставляются и другим индивидуумам, а в результате каждый оказывается замкнутым в своем собственном прекрасном мире, пне связи с большими системами, вне общей этики, общепризнанных правил и т.д. Примечательно, что именно разбивание стенок этого прекрасного пузыря собственного микромира оказывается завершением масти в этой колоде. Это ее предел. В то время как А. Кроули, переживший и время «великих тиранов» 1930–1940-х, говорил о деспотиях, поскольку это был наиболее значимый социальный и философский опыт человека того времени. Нынешнее время демонстрирует и требует, очевидно, других пределов.

И в заключение рассмотрения масти Жезлов я хочу привести отрывок из песни «Горячее время» русскоязычной рэп-группы «Каста» (я искала примеры песен для Жезлов именно в этом стиле, агрессивном, безусловно подростково-юношеском, упертом в принципы) из альбома «Что нам делать в Греции»:

…Дань времени, феодалы на осколках империи

Без суждений о морали и вере,

Под гнетом новой хищной стратегии – степной лихорадки,

Симптом которой – деньги.

Здесь руки одноглазой Фемиды

Кольцом замкнули пищевые цепи.

Разбиты старые пирамиды, а новые – кроваво-скорые.

Их возводят молодые борзые.

Еще не изданный, но видимый издали

Свод законов, на ходу сыпящий искрами,

Лепит инстинкты клыкастой поросли,

Играет лязгом стали в охрипшем голосе.

Меняются лица на морды и рыла,

Руки – на лапы с когтями, копыта и крылья,

И что получишь ты, затеяв спор с природой?

Будь осторожен, охотник! Держись границ угодий.

Припев:

Новое время ставит свою пробу,

Тиран в каждом из нас строит себе дорогу.

Спокоен тот, кто хранит в себе Бога.

Страх в каждом из нас строит себе дорогу.

Горячее время ставит свою пробу,

Дурак в каждом из нас строит себе дорогу.

Спокоен тот, кто хранит в себе Бога,

Монарх в каждом из нас строит себе дорогу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: