Притча о талантах

Евангелие от Матфея 25:14–30 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы с вами читали в Евангелии притчу о талантах. В ней говорится о господине, который ушел в далекую страну. Не первый раз Господь рассказывает нам о том, что надо ждать господина, того, кто послал, кто поручил, кто создал, кто задумал. Ушел господин, покинул место, где, вернувшись, он собирается собрать плоды.

Также и крестьянин бросает в землю зерна и ждет, а зерно, им брошенное, без него прорастает. Так и Царство Божие: Господь его посеял и ждет, когда оно прорастет. Хозяин удобрил почву, все сделал, чтобы дерево принесло плод, а через три года он придет и посмотрит, есть ли плоды на этом дереве; если нет — тогда срубит. Поздно ночью задержался жених, и подруги невесты уже заснули, ожидая его; долго его нет, и вот внезапно он приходит. Негодный раб пьянствует и веселится в доме своего господина, и вдруг неожиданно, как тать ночью, является господин.

Много притч рассказано в Евангелии о том, как наступает час, когда приходит господин и требует отчета. И это для нас должно служить напоминанием, что Господь как бы скрылся из мира, как бы, начав Свое дело, Он не дает нам ясно почувствовать Свое присутствие. Но это до поры, потому что пробьет час, когда Он от каждого из нас потребует отчета, когда каждая жизнь будет взвешена на весах.

А теперь давайте подумаем о тех слугах, которым раздал господин таланты и уехал. Он далеко! Неизвестно, когда он вернется, но они всегда о нем помнят. Для них он близко, и его волю, его поручение некоторые из них ревностно исполняют — они умножают то богатство, которое он им дал, чтобы, вернувшись, он нашел приумноженные таланты.

Не так ли и у нас с вами: Господь как бы скрылся от нас, но придет день, когда Он спросит, как мы потратили свои таланты.

Конечно, мы можем спросить: а что это за таланты? Ведь в притче это просто деньги: он оставил им деньги, и они пустили их в дело, в оборот, и в конце концов получили прибыль. А у нас что? Как мы должны трудиться до того момента, пока придет Господь?

Конечно, есть люди, особенно одаренные; ясно, что они должны трудиться, умножая свой особый дар. Но ведь большинство из нас скажет: у меня нет даров, у меня нет особенных талантов; как же я смогу потрудиться, чтобы дать отчет в последний момент, когда придет Господь? И на это Господь Сам отвечает, что всякий труд, все, что мы делаем в жизни для людей, все, в чем мы выражаем свое сердце, терпение, доброту, трудолюбие, — все это делается для Бога. Апостол Павел говорит нам: что бы вы ни делали — всегда делайте перед Господом [36].

Самое страшное для человека — жить как бы раздвоенно, когда в одном человеке живут два лица: когда в храме он осеняет себя крестным знамением, повторяя святые слова, да и дома любит лишний раз упомянуть слово Божие, но дела его злы и мысли черны. Когда у человека двоящиеся мысли, он нетверд в путях своих, говорит Писание. Раздвоенный человек — это больной человек! Лечебницы для душевнобольных наполнены такими несчастными. И если мы начинаем жить двойной жизнью, если мы с одной стороны христиане, но с другой стороны язычники, не имеющие ни совести, ни страха Божия, живущие только по законам своей алчности, себялюбия, самолюбия, гордости, невоздержания, всего прочего, — мы уже больные, ходящие среди здоровых.

Самое дорогое для Господа — если мы будем трудиться для Него, ожидая своего часа, будучи всегда перед лицом Его в любой момент своей жизни, в любых обстоятельствах. Как странно, как страшно, как уродливо и болезненно, если человек говорит о милости Божией, говорит «спаси вас Господи», никогда слова в простоте не скажет, всегда имя Божие упомянет — а при этом вся душа его полна нечистоты, злобы, ненависти, превозношения и гордости. Вот что страшно: две жизни, живущие как бы в одном человеке.

Поэтому и призывает нас Слово Божие очистить свое сердце от этой тьмы, и всегда — в работе, в труде, в печали, в отдыхе, в радости, в повседневных занятиях, в храме — всегда знать, что Господь близок, что нам только кажется, что Он ушел, а Он ждет того часа, когда захочет прийти и потребовать с нас отчета.

Аминь.

4 октября 1980 г.

«Дорожите временем…»

Послание к Ефесянам 5:15–16 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В нынешнем апостольском чтении вы слышали слова апостола Павла о времени: «Дорожите временем, ибо дни лукавы». Так он коротко сказал…

Дни лукавы, жизнь коротка, и поэтому об этом надо помнить, это надо чувствовать всем сердцем и понимать, как драгоценно то время, что нам отпущено. Некоторые люди думают, что размышлять о быстротечности времени — значит думать о печальном, о том, что нагоняет на нас тоску и мрачные мысли. Но это совсем не так. Наоборот, каждую минуту время приближает нас к вечности, каждую минуту оно с нас спрашивает: «Что ты сделал для нее?»

Ведь мы все гости в этом мире. Мы гости на короткое, на очень короткое время: пришедшие из тайны и уходящие в тайну. Но Господь открывает нам, что эта короткая жизнь имеет для нас огромное значение, потому что она есть школа вечности. Здесь наша душа, наша личность, наша совесть — все, что есть в нас божественного, все это здесь растет и воспитывается.

И как страшно человеку, который промотал свое время, потратил его на бездну пустяков, на вещи ничтожные и жалкие. Он оборачивается, и оказывается — жизнь уже прошла в мелочных заботах, в пустой, бесплодной болтовне, в какихто вещах, о которых даже, может быть, не стоило и думать. Время проходит.

Время нельзя повернуть ни на одну секунду, и поэтому апостол умоляет нас: «Берегите время, не тратьте его зря, не проводите его в праздных словах, ненужных делах. Помните, что драгоценна каждая минута. Каждый час может стоить человеку вечной жизни».

Когда мы думаем об этом, мы иначе относимся к жизни, к своему долгу и своим трудам, ко всему, что нас окружает. Относимся бережно, зная, что не сегодня завтра нас могут призвать к ответу. Представьте себе, что сейчас, сегодня все мы можем погибнуть. Половина из нас уже идет к закату жизни, согнутые тяжелыми болезнями. Остальные так легко могут умереть в один миг.

Еще раз повторяю: это не повод для уныния — мысль о правильной жизни, об ответственности, — с чем мы придем и с чем предстанем, что мы успели и смогли сделать в этой жизни из того, что требовали от нас наша совесть, наш долг. Какой становится прекрасной жизнь, когда ты чувствуешь ответственность, какой она становится действительно насыщенной.

Память о том, что за нами придут, должна быть ободряющей, укрепляющей нас, не дающей нам расслабиться, разболтаться, впасть в уныние, безделие, мелочность, ничтожество. Вот почему в старину был обычай у людей держать череп человеческий в доме, чтобы он напоминал о смерти, и даже надпись такую делали: «Memento тогі!» — «Помни о смерти!» Помни для того, чтобы жить правильно, жить собранно, жить в познании, в любви, в трудах, понимая, что нам это дано ненадолго.

Сколько вокруг валяется камней! Миллионы, миллиарды, мы топчем их, проходя, — не замечаем. А золото находят в малых крупицах. И один грамм его стоит огромных денег, потому что его мало. Так вот время — оно так же, как золото, драгоценно. Поэтому пусть у каждого из вас будет твердое правило — относиться к нему благоговейно. Если трудишься — трудись, если молишься — молись, если отдыхаешь — отдыхай. Но ничего не должно делать бессмысленно, бестолково.

Есть страшные слова: «Убить время». Правильные слова, но страшные. Потому что время — это наша жизнь. И если мы убиваем, напрасно тратим время, мы убиваем свою собственную жизнь. Проверяйте себя, думайте об этом, старайтесь, чтобы ничто не проходило напрасно, в праздности, в бесполезности, в бездарности.

И последнее: когда апостол говорит нам: «Поберегите время, ибо дни лукавы», — он учит нас отличать в жизни важнейшее, главное от менее важного. Главное — это то, что создает нас как людей. Главное — это то, что мы перенесем по ту сторону, те черты, которые останутся с нами, когда мы будем дряхлыми, старыми, ветхими — мертвыми телом, но вечными душой. Главное — это то, что каждый из нас, как сокровище, соберет в своей жизни. Все остальное служит этому. Мы питаемся, одеваемся, трудимся, чтобы поддержать свою жизнь для того, чтобы наш дух рос, ибо если этой цели нет, то чем мы отличаемся от любого зверя или дерева, которое тоже питается, растет и размножается?

Так берегите время и для души своей, и в жизни своей, и относитесь к нему как к великому дару Божиему. Я знаю нескольких человек, которые были больны смертельно, и потом Господь дал им время. Как они ценили его, как они благодарили Бога, что им еще отпущены год, два, неизвестно сколько. Тогда–то они почувствовали остро — как это нужно — время. Так зачем же нам с вами дожидаться каких–то смертельных опасностей или болезней, когда лучше сегодня внять слову апостола:

«Дорожите временем, ибо дни лукавы».

Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: