9 марта Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня празднуется второе и третье обретение главы Иоанна Крестителя.
Этот праздник должен напоминать нам о том, что в жизни каждого христианина могут быть потери; могут быть такие дни, и иногда даже месяцы, а быть может, и годы, когда благодать Божия, которая касалась нас так близко, поддерживала нас так осязаемо, так явственно, которая всю нашу жизнь озаряла светом, — вдруг нас покидает, и мы больше не чувствуем непосредственной помощи Божией. Мы больше не чувствуем такого подъема, вдохновения, не чувствуем прилива душевных сил, которые дает нам Господь.
И кажется нам, что то, что было, уже отошло навсегда и потеряно безвозвратно, что уже нет для нас возможности снова воскресить тот полет души, который у нас был, что жизнь наша потускнела, увяла и больше никогда не вернется благословение Божие. В таких случаях мы не должны поддаваться унынию и отчаянию, не должны думать, что все уже кончилось, что источник благодати закрылся.
На самом деле Господь всегда незримо над нами бодрствует. Всегда! Даже тогда, когда мы не чувствуем Его касания, Его присутствия.
|
|
Если мы чувствуем, что сердце наше охладело и окаменело, мы должны задать себе вопрос: почему это случилось? Нередко это бывает нам напоминанием о том, что грех слишком въелся в нашу душу, что мы слишком широко открыли ворота для всяческого зла и благодать отходит от нас.
Это также может быть напоминанием, что мы оставили ревностную молитву, что мы редко обращаемся сердцем к Богу и только в особых обстоятельствах, когда нас вынуждает какая–то тревога, печаль, необходимость, только тогда взываем к Господу. А так — утром и вечером пробормочем положенные молитвы — вот и вся наша молитвенная жизнь. Постепенно, когда мы начинаем пренебрегать молитвой, благодать может нас оставить.
Бывает также, что это время дано нам для того, чтобы побудить нас к настоящей христианской жизни. Потому что дар Божий, благословение Божие, радость о Господе, священная евангельская радость дается нам не для того, чтобы мы ею наслаждались, как мы наслаждаемся музыкой или чем–либо прекрасным. Она нам дается, чтобы, приняв ее в свое сердце, мы отдавали другим, чтобы свет, который в нас, освещал окружающий нас мир. И если мы ничего не делаем для других, если мы ничего не делаем для того, чтобы засвидетельствовать о радости и благословении веры, которая в нас живет, — благодать может нас оставить.
Также порой нам кажется, что мы достигли чуть ли не праведности, большой высоты в духовной жизни. Но когда отнимается у нас благодать, мы вдруг чувствуем себя нищими. Оказывается, все то доброе, что в нас было, это был дар Божий. И как только Он его у нас отнял, мы все потеряли. Только тогда мы начинаем понимать, что мы ничего не завоевали, ничего не достигли, ничего не заработали и остались нищими.
|
|
И тогда в нас пробуждается сознание нищеты духовной, то есть того, что не в нас живет благодать, а она нам дается. Подобно тому, как жизнь принадлежит не нам, а мы ее получили от Бога и можем потерять ее, так же и сила свыше нам дается и может быть от нас отнята.
И еще, мы должны помнить, что в такие минуты и дни Господь испытывает наше терпение. Не всегда верующий человек переживает радость, не всегда бывает у него на сердце светло — бывают дни скорби, одиночества, печали, душевного охлаждения. Это дается нам для того, чтобы мы искали Господа, но не только для того, чтобы получить от Него радость и благословение, не только для того, чтобы получить от Него исцеление своих душевных и телесных болезней, а просто из любви к Нему. Потому что в минуты сердечной тяжести, в минуты горести, когда нам кажется, что Сам Бог оставил нас, — если мы остаемся верными Ему, мы проявляем настоящую, бескорыстную веру. Мы ищем не только даров Божиих, но и самого Господа, мы готовы вместе с Ним страдать и сострадать Ему, неся свой крест.
Крест — это радость, потому что Господь умирал за нас — за тех, кого Он возлюбил. Но крест — это, конечно, и страдание, и скорбь. Поэтому, принимая крест Христов на себя, на свое сердце, мы должны помнить, что он означает и страдание, и терпение, и спасение.
Вот, дорогие мои, о чем нам напоминает этот праздник, праздник потери и обретения святыни. Так же как после долгих лет исчезновения верующие с радостью нашли ее вновь — так и мы с вами должны твердо надеяться, что даже тогда, когда надолго, на очень долгое время душа наша ослабевает, пустеет, черствеет, как будто бы теряет и веру, и молитву, — если мы останемся твердыми, будем взывать и с надеждой ждать спасающей руки Господней, — Он не оставит нас, Он придет и поднимет нас из самого рва преисподней.
«Из глубины воззвах к Тебе, Господи, и Ты услышал меня» [82].
Аминь.
8 марта 1980 г.