На обретение главы Иоанна Предтечи

9 марта Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня празднуется второе и третье обретение главы Иоанна Крестителя.

Этот праздник должен напоминать нам о том, что в жизни каждого христианина могут быть потери; могут быть такие дни, и иногда даже месяцы, а быть может, и годы, когда благодать Божия, которая касалась нас так близко, поддерживала нас так осязаемо, так явственно, которая всю нашу жизнь озаряла светом, — вдруг нас покидает, и мы больше не чувствуем непосредственной помощи Божией. Мы больше не чувствуем такого подъема, вдохновения, не чувствуем прилива душевных сил, которые дает нам Господь.

И кажется нам, что то, что было, уже отошло навсегда и потеряно безвозвратно, что уже нет для нас возможности снова воскресить тот полет души, который у нас был, что жизнь наша потускнела, увяла и больше никогда не вернется благословение Божие. В таких случаях мы не должны поддаваться унынию и отчаянию, не должны думать, что все уже кончилось, что источник благодати закрылся.

На самом деле Господь всегда незримо над нами бодрствует. Всегда! Даже тогда, когда мы не чувствуем Его касания, Его присутствия.

Если мы чувствуем, что сердце наше охладело и окаменело, мы должны задать себе вопрос: почему это случилось? Нередко это бывает нам напоминанием о том, что грех слишком въелся в нашу душу, что мы слишком широко открыли ворота для всяческого зла и благодать отходит от нас.

Это также может быть напоминанием, что мы оставили ревностную молитву, что мы редко обращаемся сердцем к Богу и только в особых обстоятельствах, когда нас вынуждает какая–то тревога, печаль, необходимость, только тогда взываем к Господу. А так — утром и вечером пробормочем положенные молитвы — вот и вся наша молитвенная жизнь. Постепенно, когда мы начинаем пренебрегать молитвой, благодать может нас оставить.

Бывает также, что это время дано нам для того, чтобы побудить нас к настоящей христианской жизни. Потому что дар Божий, благословение Божие, радость о Господе, священная евангельская радость дается нам не для того, чтобы мы ею наслаждались, как мы наслаждаемся музыкой или чем–либо прекрасным. Она нам дается, чтобы, приняв ее в свое сердце, мы отдавали другим, чтобы свет, который в нас, освещал окружающий нас мир. И если мы ничего не делаем для других, если мы ничего не делаем для того, чтобы засвидетельствовать о радости и благословении веры, которая в нас живет, — благодать может нас оставить.

Также порой нам кажется, что мы достигли чуть ли не праведности, большой высоты в духовной жизни. Но когда отнимается у нас благодать, мы вдруг чувствуем себя нищими. Оказывается, все то доброе, что в нас было, это был дар Божий. И как только Он его у нас отнял, мы все потеряли. Только тогда мы начинаем понимать, что мы ничего не завоевали, ничего не достигли, ничего не заработали и остались нищими.

И тогда в нас пробуждается сознание нищеты духовной, то есть того, что не в нас живет благодать, а она нам дается. Подобно тому, как жизнь принадлежит не нам, а мы ее получили от Бога и можем потерять ее, так же и сила свыше нам дается и может быть от нас отнята.

И еще, мы должны помнить, что в такие минуты и дни Господь испытывает наше терпение. Не всегда верующий человек переживает радость, не всегда бывает у него на сердце светло — бывают дни скорби, одиночества, печали, душевного охлаждения. Это дается нам для того, чтобы мы искали Господа, но не только для того, чтобы получить от Него радость и благословение, не только для того, чтобы получить от Него исцеление своих душевных и телесных болезней, а просто из любви к Нему. Потому что в минуты сердечной тяжести, в минуты горести, когда нам кажется, что Сам Бог оставил нас, — если мы остаемся верными Ему, мы проявляем настоящую, бескорыстную веру. Мы ищем не только даров Божиих, но и самого Господа, мы готовы вместе с Ним страдать и сострадать Ему, неся свой крест.

Крест — это радость, потому что Господь умирал за нас — за тех, кого Он возлюбил. Но крест — это, конечно, и страдание, и скорбь. Поэтому, принимая крест Христов на себя, на свое сердце, мы должны помнить, что он означает и страдание, и терпение, и спасение.

Вот, дорогие мои, о чем нам напоминает этот праздник, праздник потери и обретения святыни. Так же как после долгих лет исчезновения верующие с радостью нашли ее вновь — так и мы с вами должны твердо надеяться, что даже тогда, когда надолго, на очень долгое время душа наша ослабевает, пустеет, черствеет, как будто бы теряет и веру, и молитву, — если мы останемся твердыми, будем взывать и с надеждой ждать спасающей руки Господней, — Он не оставит нас, Он придет и поднимет нас из самого рва преисподней.

«Из глубины воззвах к Тебе, Господи, и Ты услышал меня» [82].

Аминь.

8 марта 1980 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: