double arrow

Преподобного Ефрема Сирина


10 февраля Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Нынешнее воскресенье есть знаменательное совпадение двух памятных дней: дня, посвященного Суду Божию, и памяти преподобного Ефрема Сирина, учителя покаяния.

Каждый из нас Великим постом повторяет дивные слова его молитвы «Господи и Владыко живота моего…».

Они живут уже века, и тысячи сердец принимают эту молитву, живут ею, учатся через нее, очищаются через эту необъятную молитву, потому что в ней как бы заключена вся человеческая жизнь.

И вот память этого великого святого, как его называют, — пророка Сирии, совпала сегодня с днем покаяния и суда. Когда мы говорим о Страшном суде Божием, нам не нужно думать о нем как о чем–то далеком, как о чем–то, что настанет через неопределенное время. Каждый день и каждый час совершается для нас Суд Божий. Каждый миг на нас смотрит Господь и всегда взвешивает наши поступки, видит до глубины нашу душу и нашу совесть. Мы постоянно судимы Богом.

Когда проходит день, вечером оглянитесь на пройденные часы, и вы увидите, что они уже были достойны того, чтобы Господь их судил. Мы с вами знаем из Священного Писания, что Суд Божий продолжается; Сам Господь говорит нам, что Суд заключается в том, что Свет пришел в мир, и люди Его не приняли.

К нам, верующим людям, свет Божий, свет Христов, свет добра и правды приходит каждый день, но мы не хотим Его принимать, мы предпочитаем тьму мы больше возлюбили тьму. И вот тут совершается Суд Божий.

Для того чтобы об этом напомнить, святая Церковь нам предлагает множество мудрых наставлений, глубоких, полных смысла, трогательных песнопений. Достаточно вам напомнить песнопение, которое мы слышим каждую субботу перед постом: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» Или песнопение «На реках Вавилонских», в котором человек вспоминает об утраченной небесной отчизне.

Покаяние — это наш ответ на Суд Божий, когда Господь говорит нам и когда светом Своей правды пронизывает нас, и мы видим свою нечистоту. Что можем мы тогда сделать? Честно взглянуть на себя, мужественно признать свои грехи и прийти к Господу со смирением и покаянием.

Среди учителей Церкви преподобный Ефрем Сирин был одним из самых могучих проповедников покаяния. Он жил далеко на Востоке, в стране, которая теперь называется Ираком. Там впервые было проповедано Слово Божие еще в апостольские времена: апостол Фаддей пришел в эти места с проповедью Евангелия.

Мы с вами привыкли к тому, что слово Христово, выйдя из Иерусалима, пришло на Запад, пришло в Грецию, пришло на Русь. Но мы забываем, что были отважные, смелые проповедники, которые пошли на Восток, в глубоко языческую Азию, где были могущественные государства, где гораздо более жестоко преследовали христиан. И все–таки эти апостолы дошли до Ирана, до Индии, даже до Китая, и там утвердили первые ростки Христовой Церкви, которые до сих пор не искоренены, и до сих пор в этих странах, несмотря на все испытания и трудности, свет Христов не погас.

В одной из этих стран жил Ефрем Сирин, или, как его там называли, Map Ефрем. Map — таково было почтительное обращение на Востоке. Он был сирийцем по происхождению, говорил на сирийском языке, близком к языку древнееврейскому, на котором написано Священное Писание. Поэтому с молодости он мог читать, изучать Слово Божие Ветхого Завета в подлиннике. С детства Ефрем получил христианское воспитание.

Как он сам пишет в своей книге «Исповедь», с юных лет он видел вокруг себя прекрасные примеры честности, добродетели, благоговения, благочестия. Но было у него в сердце одно сомнение: ему начинало казаться, что в мире нет никакой правды, что Господь как бы бросил мир, что все происходит по воле слепых, злых сил, что кругом господствует случайность: нелепая смерть, нелепая болезнь, случайные столкновения, случайные падения.

И вот однажды с ним произошло несчастье. Отправился он поздно ночью по дороге из своего родного города Ниси–бина и, когда его застигла полночь, остановился отдохнуть у костра пастухов. А утром пастухи поднялись и обвинили его в том, что он украл несколько овец. На самом деле они сами были виноваты. Но он был незнакомый путник, и они решили взвалить вину на него. Места эти бедные, земля там неплодородная; каждая овца и коза были на вес золота. И похищение чужой овцы считалось большим преступлением.

Его немедленно повели в город, и оказался он в чужом месте, в тюрьме. И там он молился: «Господи, ты видишь, что все происходит без Твоего промысла, за что я тут нахожусь?» Он сидел вместе с преступниками, убийцами и ворами. Сквернословие, грязь, смрад — в этой темнице, как в аду, оказался юноша, который всегда старался отстраняться от всего черного и грязного.

Во время молитвы он заснул, и во сне увидел то селение, где ночевал с пастухами; и вдруг с необычайной яркостью вспомнил, что еще мальчиком бывал в этих местах, и как они с товарищами из озорства открыли ночью хлев у бедного человека. Открыли и убежали, а корова, единственное достояние бедняка, ушла из хлева в степь, где ее растерзали волки. Тот человек попал в еще большую нищету. Но хотя озорные дети не понимали, что делают, зло было посеяно.

И в это мгновение, когда Ефрем это вспомнил, когда сон подсказал ему это, он вдруг почувствовал, понял, что в мире никогда и ничего не происходит случайно, что каждая ниточка связана с другой ниточкой. И если мы с вами сегодня не видим этих связей, то потом все нам откроется.

Да, и зло властвует, и случай свирепствует, — все это так! Но где–то тайно рука Промысла над всем простерта. И обязательно — рано или поздно — зло будет иметь воздаяние. И когда нам кажется, что злой плод вырастает на пустом месте, — нет! Там он был посеян. А когда зло посеяно, оно обязательно дает горькие и страшные ростки.

Этот случай совершил переворот в душе Ефрема. Он был освобожден из тюрьмы. Его невиновность доказали, и он вернулся в свой город Нисибин, где целиком погрузился в изучение Священного Писания. Он пришел к епископу Иакову, стал его учеником и начал слагать церковные гимны и писать толкование на Священное Писание. После того как его родной город был захвачен иранцами, он переселился в сирийский город Эдессу. Там он жил и прославился как великий миротворец и как творец церковных песнопений, создатель молитв.

Говорят, что число строк, написанных им в книгах, было более трех миллионов, — это было огромное количество песнопений, толкований и поучений. Многие отцы и учителя Церкви любили и ценили его писания, многие знали Ефрема, хотя он старался, по своему смирению, никогда не выдвигаться. Он был простым монахом. И только святой Василий Великий почти насильственно заставил его принять сан дьякона, но священником Ефрем отказался быть, а епископом тем более. Он хотел быть только уединенным подвижником, церковным писателем, молитвенником за мир.

Ефрем Сирин был замечательный поэт и музыкант, сложил десятки церковных песен, которые за ним пели люди. Он считал необходимым, чтобы все христиане служили в своей жизни добру, и сам творил добрые дела. По его настоянию в Сирии были построены первые христианские больницы. И там люди благословляли имя Map Ефрема.

В той молитве, которая всем вам хорошо знакома, мы слышим голос его души: «Господи и владыко живота моего…», но большинство из вас, наверное, никогда не читали писаний Ефрема Сирина. Они написаны как бы огнем и слезами. Это была пламенная душа, огненный человек, горячий проповедник, который и сам умел каяться, и других заражал истинным покаянным чувством.

Послушайте несколько слов из его писаний:

«Встав при гробе, — пишет Ефрем Сирин, — проник я в него взором и увидел там истлевшую плоть. В могиле она стала отвратительной, нет и подобия лица, видны рассыпавшиеся сухие кости. Со скорбью и горестью отступил я от гроба, перенесся мыслию к тому времени, когда мы воскреснем по гласу трубы и прославим Тебя, Господи, на уготованное нам воскресение и скажем: «Хвала Тебе, Господи всяческих»».

Слыша в каждом Евангелии о Воскресении, возблагодарил я Бога и воскликнул:

Хвала преславной тайне Твоей,

Которая вначале украсила

и почтила наше естество,

а в конце времен ниспослала Сына Своего.

И Он спас нас от погибели

и паки приидет воскресить нас,

весь Адамов род.

Праведников вознесет на небо,

нечестивых ввергнет в геенну,

и воскликнут ему:

Праведен суд Твой, Господи, Царю!

Хвала Тебе, Господи всяческих!

Далее Ефрем Сирин обращается к Спасителю Христу с МОЛИТВОЙ:

Благий Человеколюбец!

Если на траву, на цветы, на всякую зелень земную

обильно изливается благодать Твоя в свое время,

то кольми паче подаешь Ты

просимое рабу Твоему, умоляющему Тебя.

Ибо вот, проясняется воздух,

и птицы разнообразят голоса свои,

воспевая славу великой Премудрости Твоей.

Вот вся земля облекается в одежду

из священных цветов,

сотканных не из рук человеческих,

веселится и празднует весну.

Окропи мое сердце

росою благодати Твоей,

Благий Человеколюбие!

Как засеяннная земля без дождя

не может дать и воспитать растения свои,

так и сердце мое без благодати Твоей

не в силах принести

благоугодное Тебе и плод правды.

Вот дождь питает растения и деревья,

увенчивает их цветами.

И роса благодати Твоей

да просветит ум мой,

и сердце мое,

и украсит цветами умиления, смирения, любви и терпения.

Да приблизится моление пред Тебя, Господи!

Даруй мне святого семени Твоего,

чтобы мог я принести Тебе корзины,

полные плодов благих и сказать:

Слава Давшему,

чтобы принести Ему

и поклониться

Отцу, Сыну и Святому Духу!

Аминь.


Сейчас читают про: