Преподобного Андрея Рублева, иконописца

17 июля Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Уже давно, уже многие столетия у нас, в Троице–Сергиевой Лавре сложилась традиция почитать — как преподобного — великого древнерусского иконописца Андрея Рублева. Но традиция эта была местная, и только недавно на поместном Соборе было принято его почитание по всей нашей Церкви. То, что только имя его было славно, а жизнь его оставалась малоизвестной, говорит о том, что он был как бы на время потерян, полузабыт. Имя его, повторяю, никогда не было забыто, а вот его великие труды были почти забыты.

Как же могло так случиться? Он был известный на всю Русь иконописец, которому поручили расписывать соборы в Кремле, который расписывал белокаменный собор в Лавре, современник преподобного Сергия, быть может, знавший его в юные годы. В память и похвалу преподобному он написал свое великое творение — Живоначалъную Троицу, копию которой вы все видели в Лавре в Троицком соборе (а оригинал ее хранится в Третьяковской галерее).

И вот об этом человеке остались нам только отдельные летописные упоминания и сказания, а в настоящее время — повести, рассказы и кинофильмы. Кто из вас не видел художественного кинофильма «Андрей Рублев», советую пойти и посмотреть. Этот фильм суровый, жестокий, потому что время, когда жил преподобный, было жестоким, а впрочем, любая эпоха всегда полна греха, озлобления, ненависти…

Мастер, который создавал этот фильм, хотел показать, что несмотря на мрачное окружение, несмотря на войны, предательства, страшные пытки — несмотря на все это, был человек, который среди тьмы на земле видел Небо, видел Божие страдающее присутствие — Крест Христов в мире, где так мучительно и тяжко.

Преподобный Андрей Рублев был не только великим художником, он был тайновидцем, его душе открывалось то, что не всякому видно, поэтому и почитали его как человека имеющего прозрение в тайны Неба.

Подойдите к иконе Святой Троицы в соборе в Лавре, не уходите сразу, постойте около нее несколько минут, а может быть, и полчаса — и она вас к себе приворожит! Потому что от нее исходит великая сила примирения, любви, победы Божественного начала над черным, сатанинским, пытающимся убить образ Божий в человеке.

И вот что удивительно — сто лет назад никто не знал, каким художником был преподобный Андрей Рублев, потому что иконы его были записаны другими иконописцами, покрыты драгоценными украшениями. Троица была скрыта тяжелой позолоченной ризой, и лики были черными, а его великие иконы — Спаситель, Архангел Михаил, апостол Павел — вообще валялись в забвении, как почерневшие доски, о которых никто не знал.

И только в наше столетие, такое же трудное, какое было во времена Андрея Рублева, — полное таких же трагедий, страданий, бесчинств, насилий, попрания человечности, — руками мастеров были открыты иконы Рублева, и мы увидели преломленный в них Божественный свет.

И вот теперь мы с радостью его прославляем и радуемся, что увидели его творения; и я думаю, что он тоже теперь радуется, потому что его иконы — это его сердце, которое он отдал людям, это его Божественное вдохновение, которое он принес к нам на землю. Скрытые, они теперь открылись, а он прославлен как всероссийский святой.

Вот так бывает, что во времена внешнего мира и благополучия Божественное окно, которое ведет в вечность, закрыто, а когда приходят дни испытания и все основы колеблются — открывается это окно, и «свет во тьме светит, и тьма его не объяла» [103].

Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: