double arrow

Святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца

26 августа Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня святая Церковь празднует память великого святителя российского Тихона Задонского. Все те люди, которые любят и ценят духовные книги, книги о христианской жизни, — все они знают имя святителя Тихона Задонского, который оставил нам после себя великие сокровища своих писаний.

В день его памяти полагается читать то место из Евангелия, где Господь призывает всех нас светить миру. Мало того, что Господь Сам сказал о Себе: «Я свет миру!»[106]; Он еще и нам, людям, идущим по его пути, людям, принявшим Его Крест и уверовавшим в Его Евангелие, говорит: «Вы — свет мира!»[107]

Какая великая ответственность, какое великое призвание каждому из нас! Оказывается, Господь хотел, чтобы мы светили этому миру. Светили добротой и правдой, светили мужеством и служением. Во мраке жизни, в темноте человеческого горя, греха и заблуждений мы, верующие люди, должны стоять, как свеча, стоящая на подсвечнике.

Вот таким светильником был Тихон Задонский. С детства он привлекал внимание близких. Все чувствовали в нем необычайного ребенка. Родился он в глухой деревне в Новгородской губернии у бедного многодетного псаломщика. И все дети этой семьи пошли по тяжелой дороге труда, и Тихону, который тогда еще носил имя Тимофей, была определена участь стать кучером. Но старший брат, зная, что это необыкновенное дитя, упал в ноги матери и сказал: «Не отдавай его. Я сам буду недоедать, но его выращу и отдам в учение».

Так и произошло. Действительно, старший брат сделал все для того, чтобы юный Тимофей встал на ноги, обучился и поступил в семинарию. И там неожиданно он проявил удивительные способности. Такие, которые поражали людей, получивших образование с детских лет. Но не только мудрость, не только образование, не только знание множества языков поражали их, а именно свет, который исходил от этого молодого человека, ставшего преподавателем латинского языка и философии.

Только на тридцать четвертом году жизни он постригся в иночество и через некоторое время стал иеромонахом, а потом и епископом. Человек необычайно слабого здоровья, немощный, такой, что ему иногда трудно было даже передвигаться без посторонней помощи, он прослужил на архиерейской кафедре всего четыре года. Остальное время ему пришлось прожить дома, на покое, почти в затворе. И чтобы не оставлять своего служения, он писал книги.

Незадолго до смерти ему приснился сон. «Вижу я, — говорил он келейнику, — лестницу высокую. Уходит она в небо. Меня туда зовут, а подняться у меня нет сил. И думаю, как я пойду по этой лестнице? Упаду, не дойду. И вдруг подходят какие–то люди, берут меня под руки, поддерживают и помогают мне восходить». А келейник сказал: «Наверное, владыко, это те ваши молитвенники, которые, читая ваши наставления, укрепляются в жизни. Они–то и будут всегда молиться за вас, когда вы уйдете от нас из этой жизни».

Все четыре года своего архиерейского служения святитель Тихон Задонский старался искоренять язычество. Он ставил себе это главной задачей. Нам это может показаться странным, ведь он жил всего лишь двести с лишним лет назад, в восемнадцатом веке. Казалось бы, какое уж там язычество в Задонске, где он был епископом?

Все люди крещенные, все, естественно, ходят по воскресеньям и по праздникам в храмы. Однако пристальный глаз святителя Тихона видел, что все это была только оболочка, все это было только внешнее. Он быстро разобрался, что его священники не знают Слова Божия и службу совершают, часто даже не понимая, что делают. Тем более и миряне пребывали в страшном и темном невежестве.

И вот Тихон Задонский поставил своей задачей заново проповедовать Евангелие этим людям до тех пор, пока у него хватает сил. Уйдя в затвор, он продолжал это делать с пером в руках. Одна из главных его книг называется «Об истинном христианстве». Смотрите, какие показательные, какие знаменательные слова — «Об истинном христианстве»!

Ибо бывает и ложное, бывает поверхностное, бывает внешнее христианство, внешнее благочестие, которое Господь сравнивал с красивой, покрашенной гробницей, внутри которой лежат сгнившие кости. Вот это внешнее благочестие и было обличаемо Тихоном Задонским.

Вслед за пророками Священного Писания, вслед за Самим Господом он призывал своих соотечественников и современников, а также и нас с вами сделать свою веру, свое христианство внутренним, сердечным. Таким, которое проникло бы в нашу совесть, в нашу мысль, в нашу жизнь, а не оставалось только на языке и в руках, когда мы совершаем крестное знамение, носим крест на груди и только поэтому называем себя христианами.

Эта ложная внешняя вера способна причинить вред не только тому человеку, который вот так, внешне Богу служит и тем Его оскорбляет. Она может посеять соблазн кругом!

Один грех накладывается на другой. Потому что такой человек, живущий в своем доме, в своей семье, ходящий на свою работу, всюду встречается как христианин. На него все смотрят; на любую бабушку смотрят — вот она православная, вот она ходит в храм, и какой же мы ее видим? Так спрашивают внешние люди. Но, оказывается, она просто ходит. Пришла сюда, постояла, поумилялась, может быть, и слезу пролила, послушав пение, и вернулась домой, к людям, неся в себе зло, которое не вычистила, не вырвала из своего сердца. И таким образом через нее хулится вера Христова. Потому что люди говорят: «Вот что она вынесла из храма Божия!»

Так, дорогие мои, как опасна вера внешняя, формальная. Поэтому нам нужны истинное христианство и истинная вера, о которой учил нас святитель Тихон Задонский.

И в день его памяти мы все должны просить его (ибо святые продолжают молиться за тех, кого они покинули в этой жизни) о том, чтобы он, ставший в мире светочем, светом, святителем, и нас наставил, укрепил и научил исполнять волю Христа Спасителя, Который сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного!» [108]

Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: