Святого благоверного князя Александра Невского

12 сентября Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Среди святых Церкви, среди отшельников, святителей и мучеников есть такой особый чин — «благоверные князья», которые, выполняя свой гражданский долг, свое гражданское служение, явили образ христианской жизни.

Я думаю, что этот подвиг был одним из самых трудных. Наверно, легче было исполнять заповеди Христовы в других служениях, нежели в княжеском, когда человек должен был повелевать, воевать, наказывать. Тем не менее, множество князей оказались среди христианских святых.

И конечно, сегодня мы прославляем Александра Невского не за его победу на Чудском озере или за его победу над шведами — это есть гражданское прославление человека, — а мы прославляем его за победу над собой, над гордостью князя, гордостью воина!

Многие из вас, наверно, смотрели фильм «Александр Невский». Он начинается с того, как этот князь, в простой рубахе, вместе со своими дружинниками ловит рыбу, бросив город, который от него отрекся, который не захотел, чтобы он там правил. Он ушел и жил спокойно, почти частной жизнью. Но когда подступили враги, когда загорелись города, когда нужна была воинская власть и воинская сила, люди побежали к нему.

И другой бы на его месте сказал: «Вы меня изгнали — теперь пожинайте горькие плоды». Наверно, многие из нас поступили бы именно так, сказав в душе или вслух: «Так вам и следует; вы от меня отказались — теперь пожалеете об этом».

Но он поступил иначе. Он простил их, конечно, не без внутренней борьбы. Он вернулся в Новгород и Псков, возглавил войско и, как мы знаем, выиграл знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере.

Так вот, эта черта князя Александра и сделала его в глазах народа праведником: он умел прощать, умел себя обуздывать. И к хану татарскому ездил, тоже ломая, преодолевая себя, потому что нелегко ему было, победителю шведов и немцев, становиться на колени перед татарским ханом. Но он становился ради народа, ради того, чтобы земля не была разгромлена и разграблена, потому что понимал — оружием он татар одолеть не сможет.

Итак, он простил. Мы часто говорим о прощении, и сюда к исповеди приходим просить у Господа прощения, и в последнее воскресенье перед Великим постом, в Прощеное воскресенье, устами, а иногда и сердцем просим другу друга прощения.

Но давайте на минутку вдумаемся: что это такое? Человеку всегда хочется воздать злом за зло, отомстить. Это нам свойственно, это для нас естественно. Но Господь говорит иное: умей прощать.

И, если вы подумаете о своей семейной, домашней жизни, о своих сослуживцах, с которыми вы работаете, вообще о жизни, — может ли человек жить, не прощая тех, кто как–то его обидел или ущемил? Если будет так, то зло окончательно воцарится в наших сердцах, в наших семьях и домах, в нашей жизни. Потому что все мы несовершенные, все мы можемпричинить друг другу боль, обиду, огорчение — словом, поступком. И единственный способ подняться, освободиться от бремени обид, от этих шрамов, которые на сердце, — это уметь простить, перечеркнуть, забыть.

Но как это сделать? И Господь нам дает прямой ответ: «Молитесь за обидевших вас»[112]. Кто причинил вам зло — пусть будет первым среди имен, о которых вы возносите молитву. И вы почувствуете, что ваше сердце начинает приближаться к Богу и вы становитесь выше этого зла. Святая Церковь говорит: «Ненавидь грех, но люби грешников».

И сегодня мы просим у благоверного князя Александра Невского, чтобы он дал нам, по его молитвам, мужество побеждать себя, побеждать в себе злобу, обиду, ропот, недовольство. Чтобы душа наша была свободна от этого, чтобы она примирялась с жизнью и в то же время приобретала любовь к Богу, Который есть начало и конец всей нашей жизни.

Аминь.

12 сентября 1987 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: