При эксплуатации

Качество смазочных масел ухудшается в процессе эксплуатации вследствие того, что:

срабатываются присадки,

окисляются базовые масла,

испаряются компоненты масла,

накапливаются загрязнения.

При этом происходят изменения как в составе, так и в свойствах смазочных масел.

Под срабатыванием присадок понимают постепенное уменьшение их концентрации в масле вплоть до потери функционального действия. Присадки срабатываются в результате окисления и термического разложения, взаимодействия с металлическими поверхностями и продуктами их изнашивания, с продуктами окисления масла, а также с примесями и загрязнениями.

Наряду со срабатыванием присадок в процессе эксплуатации наблюдается изменение вязкости масла. Это связано с разными причинами и по-разному отражаются на величине вязкости масла. Окисление базового масла, например, приводит к увеличению его вязкости вследствие образования высокомолекулярных продуктов. Увеличению вязкости способствует также испарение из масла легких фракций. С другой стороны, присадки, улучшающие индекс вязкости, одновременно с окислением и термическим разложением подвергаются механической деструкции (разрушению при сдвиге). В этой связи уменьшаются как величина, так и индекс вязкости загущенных всесезонных и зимних масел. Кроме того, к уменьшению вязкости моторного масла приводит разбавление его топливом.

Благодаря саморегулированию, в циркуляционных смазочных системах непрерывно идут процессы накапливания и удаления органических и неорганических загрязнений. При некоторой наработке концентрация загрязнений стабилизируется. Однако такое равновесие сохраняется недолго и количество загрязнений, которые не задерживаются фильтрами и центрифугами, снова возрастает. В конце концов наступает коагуляция частиц загрязнений и образование осадка по всей смазочной системе. Отметим, что диспергирующие и моющие присадки увеличивают наработку масла лишь до начала коагуляции частиц, но время коагуляции и образования осадка сокращается.

Периодичность смен смазочных масел устанавливается производителями автомобилей по результатам длительных испытаний, и изменять ее произвольно не рекомендуется. Вместе с тем, указанные в инструкциях по эксплуатации сроки смен масел по среднестатистическим пробегам автомобилей не учитывают их фактического состояния. Кроме того, интенсивность изменения качества смазочных масел зависит, по крайней мере, от условий эксплуатации и режима работы машины. Один из рациональных путей повышения эффективности использования смазочных масел связан с оценкой их фактического состояния, которое обусловливает необходимость замены. Но известные системы браковочных показателей смазочных масел еще требуют совершенствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: