Как видно из рис. 2.1, процесс разработки стратегии логичен и последователен. Сначала проводится внешний и внутренний анализ, затем изучаются варианты стратегии и отбирается наиболее выгодный. После этого разрабатывается программа внедрения операционного плана и пересмотра стратегии. Затем, возможно уже в следующем цикле планирования, т. е. на следующий год, процесс повторяется и в план вносятся коррективы.
Структура на рис. 2.1 не отражает одного: процесс должен быть не столько последовательным, сколько итерационным и круговым. Идентификация и выбор стратегий должны происходить уже на этапе внешнего и внутреннего анализа. Далее, оценка стратегий чаще всего требует дополнительного внешнего анализа, а значит, процесс повторяется, и неоднократно. Как уже было сказано, стратегии и индикаторы, указывающие на необходимость их изменения, требуют непрерывного мониторинга. Процесс, поддерживающий разработку стратегий бизнеса, рассматривается в главе 16.
Главные идеи
• Внешний анализ включает в себя изучение покупателей, конкурентов, рынков и среды. Его роль — поиск существующих и возникающих возможностей, угроз, тенденций, стратегических неопределенностей и стратегических альтернатив.
• Внутренний анализ предполагает оценку результатов деятельности и изучение сильных и слабых сторон организации, актуальных для нее стратегических проблем, ограничений и вариантов стратегии.
• Видение бизнеса состоит из стержневых ценностей (вечных, непреложных принципов), основных намерений (причины существования) и нескольких БАЦ (больших амбициозных целей).
Часть I. Введение и обзор
• Детальная разработка стратегии бизнеса требует определения объема товарного рынка и выбора определенного набора стратегических направлений, в число которых входят предложение ценности, активы и компетенции, а также стратегии функциональных областей.
• При выборе стратегии необходимо учитывать различные сценарии, перспективы ROA, УКП, видение компании, гибкость стратегии и другие стратегии фирмы.