double arrow

Прогнозирование роста


Анализ исторических данных позволяет оценить перспективы на бу­дущее и отделить желаемое от действительного, однако проведение та-

9-2998



Часть II. Стратегический анализ


кого анализа требует осторожности. Следует отдавать себе отчет в том, что, казалось бы, очевидные тренды могут быть вызваны случайными флуктуациями или экономическими условиями краткосрочного ха­рактера (рис. 5.2). Поэтому от экстраполяции данных на несколько временных периодов лучше отказаться. Вообще говоря, стратегия предполагает не историческое проецирование, а предсказание будущих поворотных точек, т. е. моментов изменений темпов и, возможно, на­правлений роста.

Рис. 5.2. Сценарии сбыта

В процессе прогнозирования используются опережающие индикато­ры рыночного объема продаж, например:

демографические данные.Опережающим индикатором спроса на образовательные услуги является уровень рождаемости; чис­ленность населения, возраст которого приближается к 65 годам, определяет спрос на услуги для пенсионеров;

объемы продаж дополняющих товаров.Продажи персональных компьютеров и принтеров являются опережающим индикатором спроса на расходные материалы и техническое обслуживание.

Для прогноза совокупного объема продаж на рынке можно восполь­зоваться опытом аналогичных отраслей (если вам удалось идентифи­цировать имеющий схожие характеристики рынок). Например, сбыт цветных телевизоров может развиваться по той же схеме, что и прода­жи черно-белых. Планируя выпуск закуски нового типа, вы имеете воз­можность рассмотреть имеющиеся данные о продажах схожих товаров из этой или других (например, энергетических батончиков) категорий.


Глава 5. Анализ рынков и субрынков 131

Наиболее точным является прогноз, в ходе подготовки которого вы изучили несколько классов аналогичных товаров и установили зави­симости объемов их продаж от характеристик продуктов.

Сегодня существуют методы, позволяющие с достаточно высокой точностью установить будущий характер спроса на товары длительно­го пользования (например, на бытовую технику, видеокамеры и видео­магнитофоны). Продажи в них подразделяются на две составляющие: первые покупки и покупки нового оборудования взамен старого (по­вторные).


Сейчас читают про: