Установление или сйятие законодательных или регулирующих ограничений может оказаться как значительной стратегической угрозой, так и привлекательной возможностью. Например, запрет на использование определенных ингредиентов в пищевых продуктах и в косметике серьезно повлиял на стратегии очень многих фирм. Попытки властей искоренить пиратство в сфере программного обеспечения (более четверти всех программных продуктов используется нелегально), CD, DVD и видео крайне важны для их производителей. Прекращение государственного регулирования банковской деятельности, энергетики и других отраслей имело громадные последствия для всех заинтересованных фирм. На автомобильную промышленность влияют стандарты топливной экономичности и налог на предметы роскоши. Смягчение регулирующих ограничений в Индии и Китае имело огромные последствия для глобальных фирм.
В условиях постоянно растущей глобальной экономики с характерной для нее взаимозависимостью рынков и источников товаров и услуг необходимо изучать и отслеживать политические «горячие точки». Результаты классического исследования успешности опубликованных в журнале «Fortune» в 1930-1940-е гг. прогнозов развития внешней среды свидетельствуют о том, что для многих областей они оказались весьма точными (появление синтетических витаминов, домов-трейлеров и скоростных автомагистралей, прорывы в генетике, уменьшение потребности в железнодорожных перевозках, изобретение телевидения). Однако как только в прогнозах затрагивались аспекты международной деятельности, вероятность фиаско «оракулов» резко возрастала.5
|
|
Так, в одной из опубликованных в 1930-е гг. статей автор отвергал даже гипотетическую возможность участия США в войне в Европе. В датированной 1945 г. статье ошибочно прогнозировался гигантский рост товарооборота между Америкой и СССР, а о возможности «холод-
Глава 6. Анализ среды и стратегическая неопределенность 155
ной войны» не было и речи. Сценарий развития ситуации на Ближнем Востоке не предполагал появления государства Израиль. Имеющие порой решающее значение для транснациональных корпораций вопросы международной политики практически не поддаются прогнозированию. В этой связи разумная стратегия должна базироваться на диверсификации и гибкости, чтобы очередной политический сюрприз не оказался причиной организационной катастрофы.