Вне всяких сомнений, управление переходом на новую технологию имеет огромное (иногда жизненно важное) значение. Однако появление новой, пусть даже более эффективной технологии отнюдь не означает, что использующие привычные методы компании в одночасье утратят конкурентоспособность.
Группа исследователей из Университета Пардье изучила последствия появления в пяти отраслях принципиально новых технологий для 15 компаний:4
• дизель-электрические локомотивы вместо паровозов;
• транзисторы вместо электронных ламп;
• шариковые ручки вместо перьевых авторучек;
• ядерные электростанции вместо электростанций на органическом топливе;
• электробритвы вместо безопасных бритв.
Было сделано два интересных вывода, способных заставить задуматься любого, кто попытается прогнозировать влияние на стратегию компании совершенно новой технологии. Во-первых, коммерческое использование старых технологий продолжалось еще очень долгое время, отчасти потому, что заинтересованные фирмы продолжали их совершенствовать. С момента изобретения электробритвы объем продаж ее прямого конкурента, безопасных бритв, даже увеличился на 800%. Таким образом, само по себе появление новой технологии не означает окончания стадии роста предыдущей. Во всех случаях фирмы, использовавшие старые технологии, имели значительный запас времени, чтобы отреагировать на появление новых.
Часть II. Стратегический анализ
Во-вторых, предсказать результаты внедрения новой технологии относительно сложно. Поначалу все изученные новые технологии оставались весьма дорогими и достаточно «сырыми». Кроме того, первоначально они завладевали небольшими субрынками (транзисторы, например, длительное время применялись только в слуховых аппаратах и карманных радиоприемниках). Вдобавок новые технологии не столько посягали на существующие рынки, сколько создавали новые. Одноразовые шариковые ручки и многие транзисторные устройства открыли совершенно новые сферы применения.






