Многие компании пытаются одновременно применять и стратегическое видение, и стратегический оппортунизм. Оппортунизм как дополнение к стратегическому видению способствует диверсификации компании, когда она не замыкается на основном виде бизнеса. Так, если видение торговой марки «Weight Watchers» состоит в эксплуатации ассоциаций с маркой путем ее расширения в другие товарные категории, то стратегический оппортунизм можно описать как процесс выбора вариантов расширения и порядка их следования.
Такая комбинация может оказаться весьма результативной и действительно приносит свои плоды. Хотя, конечно, здесь есть очевидные риски и проблемы. Одной из таких проблем является тот факт, что стратегическое видение требует терпения и инвестиций. В то же время компания оказывается перед соблазнами немедленного получения прибыли (что характерно для стратегического оппортунизма). Впрочем, поддерживать необходимые для движения к определяемым видением целям настойчивость и дисциплину сложно в любом случае, даже в отсутствие отвлекающих внимание альтернативных стратегий.
Хуже обстоит дело с организационными проблемами. Одной и той же организации с трудом удается совмещать оба подхода, поскольку системы, люди, структура и культура, наиболее подходящие для одного из них, вообще говоря, не подходят для целей другого. Создание организации, которая бы.мастерски владела и видением, и оппортунизмом или хотя бы терпела их, — задача далеко не из легких.
Глава 8. Создание устойчивых конкурентных преимуществ 233