• Ориентированная на создание УКП стратегия должна быть ценной для рынка и подкрепляться невоспроизводимыми конкурентами активами и компетенциями. Наиболее распространенными УКП являются репутация производителя высококачественных товаров, поддержка покупателей и узнаваемая торговая марка.
• Устойчивость синергизма объясняется тем, что он базируется на уникальных характеристиках организации.
• Стратегический оппортунизм сфокусирован на настоящем, когда основное внимание уделяется существующим возможностям и стратегическим альтернативам. Стратегическое же видение предполагает долгосрочную перспективу и минимум изменений в стратегии. Оппортунизм нередко ведет к стратегическому дрейфу, видение — к стратегической неуступчивости.
• Стратегические намерения соединяют стратегическое видение и устойчивую одержимость. Использованию организацией стратегических возможностей и устранению стратегических проблем способствует ее стратегическая гибкость.
Темы для обсуждения
1. Что такое устойчивое конкурентное преимущество? Определите УКП для компаний Dell, P&G, Tide и Citibank.
2. Выберите товарный класс и несколько крупных торговых марок. Каковы точки паритета и точки отличия для каждой торговой марки? Установите связь между точками паритета и ключевыми факторами успеха, а также между точками отличия и устойчивыми конкурентными преимуществами.
3. Что такое синергизм? Каковы источники синергизма? Приведите примеры. Почему столь трудно добиться синергизма?
4. Что такое стратегическое видение и в чем его отличие от стратегического оппортунизма? Что такое стратегический дрейф и стратегическая неуступчивость? По какой причине они возникают? Можете ли вы привести какие-либо примеры помимо тех, которые были упомянуты в данной главе? Привели ли ошибочные стратегические решения к возникновению серьезных проблем или их причиной были внутренние организационные недостатки? Что такое динамичное видение и насколько реально его осуществление? Действительно ли компания Schwab продемонстрировала динамичное видение?
Глава 8. Создание устойчивых конкурентных преимуществ 239
5. Сравните стратегическое видение и стратегические намерения. Проиллюстрируйте свой анализ примерами.
6. Проиллюстрируйте соответствующими примерами стратегическую гибкость.