Как видно из рис. 13.1, разработка новых товаров может принимать разнообразные формы. К ним относятся расширение функций товара, создание продуктов нового поколения и разработка новых товаров для существующего рынка.
Часть IV. Стратегии роста
Добавление новых функций
Одним из направлений товарных разработок является дополнение существующего продукта новыми функциями и свойствами. Правильно подобранная «изюминка» позволяет решительно изменить ситуацию на рынке. К примеру, в категории йогуртов Yopla.it, дочерняя компания концерна General Mills, сумела обогнать ведущего производителя, компанию Dannon, при помощи нового продукта под названием «Go-Gurt» (предназначенного специально для детей йогурта в тюбике). Появление «йогурта, для которого не нужна ложка» переопределило товарную категорию для одного из важнейших сегментов рынка. Чтобы избежать рыночного дисбаланса, Yoplait предложила аналогичный продукт для взрослых под названием «Yoplait Expresse». Стремящаяся к расширению существующего рынка автомобильная компания может предложить модель с новой трансмиссией или верхним люком. Для многих производителей конфет залогом успеха является создание новой упаковки. Добавление новых функций не требует особых изменений ни в маркетинге, ни в производстве товара, ни в менеджменте. В силу очевидной возможности роста и относительной простоты исполнения придание дополнительных функций товару является весьма заманчивой перспективой. В то же время здесь могут потребоваться дополнительные ресурсы, поэтому при недостаточно высоком показателе нормы возврата инвестиций (ROI) менеджменту не следует поддаваться искушению добавления товару новых функций.
Модификации товаров могут появиться и в том случае, когда клиент высокотехнологичной или промышленной компании обращается к производителю с предложением выпустить для него специализированную версию продукта. Следствием разработок может быть увеличение объема продаж или создание принципиально новых товаров. Поскольку покупатель открыто выражает свою потребность, данная возможность для роста привлекательна вдвойне. Однако если ее реализация отвлекает компанию от более амбициозных разработок, под угрозой оказывается ее долгосрочное благосостояние.