При определенных условиях «молочная» стратегия оказывается предпочтительнее сохранения позиций или выхода с рынка.
• Наблюдается явная и необратимая тенденция рынка к спаду, однако темпы снижения спроса не слишком велики, а очаги стабильного спроса свидетельствуют о невозможности быстрого краха.
• Стабильность структуры цен; уровень цен позволяет эффективным фирмам получать прибыль.
• Позиция компании слаба, однако она пользуется достаточной лояльностью со стороны покупателей (возможно, у ограниченного сегмента рынка), чтобы поддерживать в режиме «доения» удовлетворительные уровни продаж и прибыли. В режиме «уборки урожая» риск ухудшения относительных позиций бизнес-единицы относительно невелик.
Глава 15. Стратегии действий на враждебных рынках
• Данный бизнес не является основным для текущего стратегического направления фирмы.
• Возможно эффективное управление стратегией «доения».
Проблемы с внедрением
Реализация стратегии «уборки урожая» может вызвать трудности. Одна из наиболее серьезных проблем связана с таким обстоятельством: если работники и покупатели придут к выводу о том, что компания перешла к «молочной» стратегии, утрата ими доверия к фирме может расстроить все планы. Поскольку граница между «уборкой урожая» и дивес-тициями в некоторых случаях практически незаметна, у покупателей могут возникнуть сомнения в товарах фирмы, а у сотрудников пропадет боевой дух. Увеличится и интенсивность атак конкурентов. Все это может инициировать более высокие, в сравнении с ожидаемыми, темпы спада. Чтобы свести подобные эффекты к минимуму, стратегия «доения» должна быть максимально незаметной для всех.
Другая серьезная проблема — сложность в подборе и мотивации менеджеров для управления СБЕ в подобной ситуации. Большинство руководителей СБЕ не имеют склонности, прошлого опыта или навыков для проведения успешной стратегии «уборки урожая». Корректировка оценок эффективности и вознаграждения может быть неудобна и для организации, и для самих менеджеров. Логичнее было бы привлечь менеджера, специализирующегося на стратегиях «доения», однако найти такого человека может быть непросто хотя бы потому, что такая специализация крайне редка. В большинстве фирм практикуется ротация менеджеров в ситуациях разных типов; сама идея продвижения по служебной лестнице не соответствует карьере «специалистов по доению».
Что если предположение о наступлении фазы спада было ошибочным?
Одно из преимуществ стратегии «доения» над выходом с рынка состоит в том, что в случае ошибочности выводов о перспективах рынка, действиях конкурентов, будущих затратах и других факторах, как правило, организация имеет возможность дать «задний ход». Примером тому служит возрождение, казалось бы, безжизненных или находящихся в глубоком упадке классов товаров. Объемы продаж овсяной каши, к примеру, резко выросли из-за низкой стоимости продукта и его ассоциации со здоровой пищей. В категории мужской одежды признаки роста снова подают подтяжки и карманные часы. Изобретенные в 1884 г.
27*
Часть IV. Стратегии роста
перьевые авторучки в 1939 г. были полностью вытеснены с рынка шариковыми. Однако ностальгия и стремление к престижу сделали свое дело: дорогие перьевые ручки снова вошли в моду. В результате объем продаж в данной категории несколько лет подряд удваивался.