Широкое распространение получило мнение о том, что компания должна избегать инвестиций в рынки, находящиеся на стадии спада, используя стратегии «уборки урожая» или ликвидации соответствующих бизнес-единиц.2
В то же время у компаний имеется другой, более агрессивный вариант действий, а именно — дополнительные инвестиции в завоевание или упрочение лидерских позиций. Сильная, выжившая на «упадочном» рынке фирма может получать прибыль хотя бы из-за отсутствия реальных конкурентов, а также потому, что ее инвестиции могут быть
Глава 15. Стратегии действий на враждебных рынках
относительно невелики. Краеугольный камень данной стратегии — побуждение конкурентов к выходу с рынка. Для этого фирма может:
• Открыто демонстрировать свое стремление стать выжившим лидером отрасли.
• Повысить издержки конкуренции для соперников, снизив цену или усилив продвижение.
• Создать новые товары и охватить новые сегменты, затруднив конкурентам поиск прибыльных ниш.
• Снизить для конкурентов барьеры на выходе, приняв на себя их обязательства по долгосрочным контрактам, поставляя запасные части и обслуживая их продукцию или поставляя товары для них самих. Например, пекарня может поставлять хлебобулочную продукцию местному розничному торговцу под его частной маркой, тем самым позволяя покупателю отказаться от самостоятельной выпечки хлеба.
|
|
• Создать в раздробленной, упадочной отрасли доминирующую торговую марку национального масштаба. Компания Chesebrough-Ponds, например, приобрела Ragu Packing, регионального производителя соусов для спагетти, и создала ведущую национальную марку, тем самым обеспечив себе эффект масштаба в маркетинге и производстве.
• Приобрести долю рынка и/или производственные мощности конкурента. Применение данного подхода означает полное устранение барьеров на выходе и гарантирует, что ослабевшего конкурента не приобретет другая, более решительная организация. В конце 1980-х гг. компания Кит, изготавливавшая банковские расчетные книжки, смогла приобрести активы конкурента по цене, которая была настолько ниже их балансовой стоимости, что период окупаемости измерялся несколькими месяцами. В результате Кит добилась рекордной прибыли в отрасли, которую все остальные списали со счетов как «полумертвую» еще несколько десятков лет тому назад.
«Доение», или «уборка урожая»
Цель стратегии «доения», или «уборки урожая», состоит в создании потоков денежных средств за счет ограничения инвестиций и сокращений операционных расходов, невзирая на возможное снижение объема продаж и доли рынка. При этом предполагается, что у фирмы есть дру-
|
|
27-2998
Часть IV. Стратегии роста
гие, более выгодные способы вложения капитала; что предназначенный для «доения» бизнес не является для фирмы критически важным в финансовом или синергетическом отношении; что снижение продаж будет носить систематический характер (техническая возможность «уборки урожая»).
Использование стратегия «доения» может быть вызвано появлением на рынке новой компании, которая делает привычный рынок враждебным. Компания Chase & Sanborn первой в США предложила покупателям обжаренные кофейные зерна в герметичных банках и долгое время доминировала на рынке кофе; «Chase & Sanborn» с участием Эдгара Бергена и Чарли Маккарти была одной из самых популярных радиопередач того времени. Однако после Второй мировой войны Chase & Sanborn решила избрать стратегию «доения» вместо того, чтобы вести дорогостоящую борьбу по удержанию своей доли рынка в условиях растущей популярности растворимого кофе и появления активно рекламируемой марки «Maxwell House» компании General Foods.
Полезно различать планы быстрой и медленной «уборки урожая». Стратегия медленного «доения» позволяет резко сократить долгосрочные инвестиции и одновременно поддерживать на прежнем уровне операционные расходы (например, маркетинговые и сервисные). Быстрое «доение» связано с резким сокращением операционных расходов на торговую марку и призвано обеспечивать максимизацию краткосрочных денежных потоков, при этом оно сопряжено с риском быстрого ухода с рынка.