Автоматические воздушные выключатели (АВВ)

АВВ, в отличие от предохранителея, совмещает в себе функции защитного отключения и коммутации. АВВ предназначены для защиты как потребителей, так и щитов и генераторов. Защита производится от к.з. и перегрузок; однако для генераторных автоматов, имеющих много расцепителей, возможны и другие виды защит при наличии специальных измерительных цепей.

Основные элементы АВВ:

Р – расцепитель (реле того или иного типа);

КС – контактная система;

МПК – механизм перемещения контактов;

ДУ – дугогасящие устройство.

АВВ разделяются на селективные (имеют управляемое время срабатывания) и установочные (с неуправляемым временем срабатывания).

Функциональная схема АВВ:

b1 с1

а1

РО

РП

РН

 
 


дк кд РМ

откл.авт. включение

кп кг

а2

БК

отключ. ручно включ.

Такой набор элементов характерен для генераторных АВВ, как наиболее сложных.

РО – расцепитель отлючающий; автоматически отключает контакты АВВ по внешнему сигналу, например, от реле обратной мощности РОМ (Защищает от перехода Г в двигательный режим при параллельной работе)

РП – перегрузочный расцепитель (как правило, тепловой с биметаллической пластиной БМ)

РН – нулевой расцепитель, отключает при исчезновении напряжении или снижении его ниже уставки (%).

РМ – максимальный расцепитель, отключает при к.з.

Для селективных АВВ имеется задержка срабатывания (ЗС) в виде механического или гидравлического замедлителя.

Механизм перемещения контактов на отключение автоматически управляется расцепителями; дистанционное включение – при помощи двигателя. Имеется также и ручное включение и отключение.

Контактная схема включает в себя:

КГ – контакты главные (подвижный и неподвижный);

КП – контакты предварительные. Замыкаются чуть раньше главных, принимая на себя дугу при замыкании (что продлевает срок службы несменяемых КГ); (перехватывают дугу)

КД – контакты дугогасящие, размыкаются несколько позже КГ, перехватывая эл. дугу (это увеличивает срок службы КГ). Дуга гасится в дугогасящёй камере - ДК.

БК – блок контакты для коммутации цепей управления и автоматики.

Контактная система:

Судовые АВВ имеют несменяемые контакты. Они бывают:

а) точечный (ток ‹ 100÷10 1А)

б) линейный – 2 полуцилиндра или цилиндра на плоскости.

 
 


ток 101÷103 А

]

в) плоскостной ток ≥103 А


В судовых АВВ используют в основном линейные контакты

Дугогасящее устройство:

Из-за действия от дуги и происходящей от этого эрозии (т.е. переноса массы)

поверхность контактов изменяется, превращаясь из линейной в многоточечную:

новые контаткты поработавшие контакты

 
 


Это ведёт к росту сопротивления контактов, увеличению нагрева и сокращению срока службы.

Дугогасящее устройстройство продлевает срок службы КГ и КП; оно включает в себя дугогасящие контакты специальной конструкции

(изогнутые), с которых сбегает дуга; для сокращения срока горения дуги используют дугогасящую камеру

а, б, в – стадии гарения дуги

ДК

В ДК из-за разности температур

внутри и снаружи создаётся поток

воздуха, выдувающий дугу

с контактов в щель.

щель в б а

Щели:

широкая щель узкая щель деионная решётка

 
 


деионная решётка из медной проволоки (дуга дробится и быстрее гаснет)

В судовыз АВВ чаще всего применяются узкая щель или решётка.

Для ускорения процесса используют магнитное дутьё:

 
 


виток на контакте

(создаёт магнитное поле)

В

Д


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: