Определение наличия активной серы

Наличие в бензине сернистых соединений и элементной серы обусловливает коррозионные свойства самого бензина, а продукты сгорания серы вызывают дополнительную коррозию деталей двигателя. Наиболее сильное коррозионное воздействие на металл оказывают сероводород, элементная сера и низшие меркаптаны, которые вызывают коррозию емкостей и топливоподающей системы двигателя даже в обычных условиях. В связи с этим присутствие этих сернистых соединений в бензине не допускается. Активность действия сернистых соединений в топливе проверяют методом испытания на медной пластинке. С этой целью хорошо очищенную и отполированную медную пластинку помещают в пробирку с испытуемым топливом и нагревают в течение 3 ч в водяной бане при температуре 50 °С. Затем пластинку промывают. Если после этого на ней остался черный, темно-коричневый или серый налет, то это указывает на наличие в топливе активных сернистых соединений.

Неактивные сернистые соединения - сульфиды, тиофены и т. п. - практически не действуют на металлы в обычных условиях. Однако при их сгорании получаются сернистый SO2 и серный SO3 ангидриды, которые в присутствии даже небольшого количества воды образуют сернистую и серную кислоты, что вызывает сильную коррозию деталей. Таким образом, чем больше в топливе содержится сернистых соединений, тем сильнее коррозия и вызванный ею износ деталей двигателя. Повышенный износ и нагарообразование в двигателе при его работе на сернистом топливе вызывает снижение мощности и экономичности двигателя. Содержание серы в автомобильном топливе по техническим требованиям не должно превышать 0,1...0,12 %. Коррозионная активность топлива повышается с увеличением содержания воды в нем. Кроме того, в зимнее время наличие воды в бензине может вызвать закупорку в топливопроводах за счет образования кристаллов льда, в результате чего нарушается подача топлива и работа двигателя. Весьма нежелательно наличие в топливе механических примесей, которые забивают жиклеры карбюратора и способствуют повышению износов деталей двигателя.

Приняты два метода испытания топлив на медную пластинку: стандартный и ускоренный. По стандартному методу испытания длятся 3 ч при температуре 50°С, при ускоренном - 18 мин при температуре 100°С. Ниже приводится описание ускоренного метода, с вполне надежными результатами в соответствии с ГОСТ 6321-69.

Оборудование: колба коническая объемом 260 мл; обратный холодильник, водяная баня, пластинка размером 40x10x2 мм из электролитической меди, пруток медный, электроплитка.

Порядок выполнения работы:

1. В коническую колбу заливают испытуемое топливо на высоту 20-25 мм.

2. На медной проволочке подвешивают тщательно отшлифованную пластику из электролитической меди так, чтобы пластинка была погружена в топливо приблизительно на половину ее высоты (дотрагиваться до пластинки руками при подготовке ее и опускании в колбу нельзя).

3. Колбу закрывают корковой пробкой с вмонтированным в нее обратным холодильником, охлаждаемым проточной водой, и опускают точно на 18 мин в кипящую водяную баню (100°С).

4. По истечении 18 мин колбу быстро вынимают из бани, медную пластинку извлекают и тщательно осматривают. Если после испытания медная пластинка покрылась черными, темно-коричневыми или серо-стальными налетами и пятнами, считается, что топливо не выдерживает испытания.

Положительные результаты испытания бензина свидетельствуют о том, что содержание сероводорода не превышает 0,0003, а свободной серы - не более 0,0015% (масс.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: