Анализ воспитательной работы МБОУ «Устьвашская средняя общеобразовательная школа» за 2011/12 учебный год

Цель воспитательной работы в 2001/12 учебном году: формирование первичных представлений о базовых национальных российских ценностях (начальная школа) и их сознательного принятия (основная, средняя школа), а также стремления к творческому и инициативному воплощению их в социальной практике.

Долгосрочная цель (цель воспитательной программы «Мир начинается с меня»): формирование и развитие у учащихся устойчивого нравственного отношения к учебно-воспитательной деятельности, потребности в здоровом образе жизни, ориентация учащихся на вечные общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого воспитанника с учетом традиций и потребностей современного общества. Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция.

Школа осуществляет воспитательную работу по следующим направлениям:

  • интеллектуальное;
  • гражданско-патриотическое;
  • профилактическое;
  • художественно-эстетическое;
  • физкультурно-оздоровительное;
  • взаимодействие с семьёй;
  • профориентационное.

Воспитательная работа в нашей школе осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную педагогическую работу.

В 2011-2012 учебном году школа решала следующие воспитательные задачи:

1) организовать воспитательные мероприятия, направленные на формирование представлений о базовых национальных ценностях российского общества: патриотизме, социальной солидарности, гражданственности, семье, здоровье, труде и творчестве, науке, искусстве и литературе, природе, человечестве;

2) организовать коллективную творческую деятельность ученического самоуправления;

3) развивать мотивации личности к познанию и творчеству через дополнительное образование;

4) систематизировать работу ШМО классных руководителей по повышению профессионального мастерства для большей эффективности воспитательной работы в классах;

5) разработать и реализовать систему мониторинга эффективности воспитательного процесса.

Эти задачи решались благодаря работе по реализации воспитательной программы школы «Мир начинается с меня». Большую роль в решении поставленных задач сыграли:

1) вовлечение обучающихся в различные кружки, секции; 2) создание особой развивающей среды, которая дает ребенку возможность пробовать, выбирать и принимать самостоятельные решения; 3) осознание педагогами идеи, что главной ценностью был и остается ребенок, а главным критерием эффективности воспитания является личность выпускника; 4) взаимодействие с социумом.

Вся внеурочная работа в школе строится на принципах добровольности и самоопределения.

121 ученик школы (61%) был охвачен дополнительным образованием.

Кружки, секции, работающие в 2011-2012 учебном году

Название Руководитель Класс
1. «Умелые ручки» Сидорова А.К.  
2. «Хореографический» Сахарева И.П. 1-3
3. «Колокольчики» Щепихина Н.А.  
4. «Весёлые пальчики» Сахарева И.П.  
5. «Занимательная математика» Сахарева И.П.  
6. «Дружим с книгой» Фатьянова Е.Б.  
7. «Колокольчики» Щепихина Н.А. 2 -3
8. «Волшебный сундучок» Масленникова Н.Н.  
9. «Рукодельница» Колбасина П.Б. 4 – 5
10. «Юный гитарист» Щепихина Н.А. 5 – 7
11. «Белая ладья» Мишуков Д.П. 5 – 11
12. «Театральный» Сидорова А.К. 6 – 11
13. «Волшебные струны» Щепихина Н.А. 6 – 11
14. «Фильмейкеры» Максимова Е.И.  
15. «Фильцевание» Масленникова Н.Н.  
16. «Лыжная подготовка» Парфёнова А.С. 5 – 6
17. ОФП Парфёнова А.С. 2 – 4
18. «Спортивные игры» Паюсова В.А. 9 – 11
19. «Спортивные игры» Паюсова В.А. 7 – 8
20. «Лыжная подготовка» Парфёнова А.С. 1 – 4
21. «Спортивные игры» Парфёнова А.С. 5 – 6
22. «Са-фи-дансе» Парфёнова А.С.  
23. «Стрелковый» Крупцов Н.В. 5 – 6
24. «Стрелковый» Крупцов Н.В. 7 – 8
25. «Школа выживания» Крупцов Н.В. 7 – 9

В 2010-2011 учебном году ребята принимали активное участие в подготовке и проведении следующих общешкольных дел и акций:

Месяц Название Классы
Сентябрь Праздник «День Знаний» 1 – 11
Праздник «Что нам осень принесла?» 1 – 4
Осенняя дискотека «Листики – листочки у меня в садочке» 5 – 11
Выставка поделок из природного и бросового материала «»Чудо-дерево» 1 – 11
Кросс «Золотая осень» 1 – 11
Октябрь Деловая игра «Выборы школьного президента». День самоуправления. 5 – 11
Концерт «Подари учителю улыбку» 1 – 11
Первенство школы по футболу 5 – 11
Посвящение в пятиклассники  
Семейные спортивные праздники 3 – 4
Ноябрь Районная акция «Мы – против алкоголя, курения и наркотиков» 1 – 11
КТД, посвящённое 300-летнему юбилею М.В. Ломоносова, «Гордость земли Поморской» 1 – 11
Конкурс стихов «Мама – это лучик света, мама – это значит ЖИЗНЬ!» 1 – 4
Декабрь Участие в районном месячнике права. 1 – 11
Первенство школы по баскетболу. 8 – 11
Спортивный праздник «Зимняя сказка» 1 – 4
Новогодние утренники, праздники, дискотеки. 1 – 11
Мастерская Деда Мороза. Конкурс поделок «Волшебный сундучок». 1 – 11
Январь Школьная учебно-исследовательская конференция. 4 – 11
Профориентационная неделя. 1 – 11
Февраль Школьная игра «Зарница» 8 – 11
Март Спортивный праздник «Неразлучные друзья – взрослые и дети» 1 – 2
5-е школьные лыжные соревнования на приз А.М. Киприянова. 1 – 11
КТД «Путешествие в природу». 1 – 4
Апрель Конкурс театральных коллективов «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». 1 – 6
Участие в областной акции «Мы за здоровый образ жизни» 1 – 11
Соревнования по прыжкам в высоту. 1 – 11
Май Конкурс театрализованный представлений «Этих дней не смолкнет слава!» 7, 8, 10
Конкурс плакатов «Семья – это надёжно!» 1-8,10
Семейные забеги. 1 – 4
Праздник Последнего звонка. 4, 9, 11
Весенний турслёт  

Все воспитательные мероприятия были направлены на формирование общечеловеческих ценностей.

В школе активно работала группа во главе со старшей вожатой, которая оказывала шефскую помощь пожилым людям. Главной задачей организации шефской группы была воспитание уважительного, бережного отношения к пожилым людям; воспитание подрастающего поколения в духе гуманизма.

Кроме того, в школу часто приглашались ветераны труда, войны, пожилые люди на нравственные беседы.

Классные руководители 4, 6, 7, 9 классов Кондратьева Е.Г., Иванова М.И., Петрова И.П., Яковлева А.В. показали открытые классные часы на единую тематику «Человеческие ценности».

Работа

по профилактике правонарушений

Педагогическим коллективом школы в 2010, 2011 году по профилактике правонарушений решались следующие задачи:

- повышение нравственного уровня воспитанности учащихся, снижение уровня правонарушений;

- профилактика социальной дезадаптации подростков;

- воспитание гуманистического и правового самосознания учащихся.

Работа по профилактике правонарушений и преступлений ведется согласно плану. Администрацией школы, педагогическим коллективом ежегодно проводятся педсоветы, совещания при директоре, затрагивающие проблемы воспитания. Так, на заседании педагогического совета был рассмотрен вопрос «Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся», на котором учитель физической культуры Петрова И.М. ознакомила с мониторингом состояния здоровья учащихся и остановилась на методах и приемах формирования ЗОЖ. При подведении итогов учебных четвертей заслушиваются отчеты классных руководителей по учету пропусков учащихся, работе с трудными подростками, с неблагополучными семьями, т.к. основная нагрузка в работе с трудными подростками ложится на классных руководителей.

Учитывая, эффективность в профилактике безнадзорности и правонарушений занятость учащихся во внеурочное время, ведется активная работа по привлечению детей в кружки и секции. Так, в 2010-2011 учебном году работали 13 кружков и спортивных секций. Особо хорошо была налажена работа танцевального кружка, куда регулярно посещали 23 учащихся школы (50 %) и спортивных секций.

Под особый контроль администрации взята занятость учащихся «группы риска» во внеурочное время. Учащиеся «группы риска», принимали активное участие в спортивных соревнованиях и конкурсах как внутришкольных, так и муниципальных.

Регулярно проводятся как классные родительские собрания, так и общешкольные по вопросам профилактики негативных проявлений в подростковой среде. На общешкольных родительских собраниях рассматривались такие вопросы, как «Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка», «Дети и родители. Давайте понимать друг друга», «Авторитет родителей в воспитании детей», и др. На классных родительских собраниях рассматривалась и вопросы по антинаркотической и антиалкогольной пропаганде, что отражено в протоколах. Традиционным эффективным мероприятием являются регулярные рейды в семьи учащихся, с сентября 2010 г. по май 2011г.настоящий момент которых проведено 9(в 7 семей).Составлено 5 актов ЖБУ. На сегодняшний день на профилактическом учёте в школе состоят 3 неблагополучные семьи, с которыми ведётся систематическая работа. Родителям этих учащихся даются рекомендации по вопросам обучения и воспитания детей, проводятся беседы по ЗОЖ, предупреждаются об ответственности за воспитание детей. С целью сотрудничества педагогов, родителей и учащихся, формирования здорового образа жизни ежегодно проводятся соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», соревнования по лыжной гонке.

В школе действует Совет профилактики, который является одним из звеньев системы комплексной работы по выполнению Закона Российской Федерации «О системе работы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних».

Главными задачами Совета профилактики являются:

- разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, бродяжничества, безнадзорности и употребления ПАВ среди учащихся школы;

- разъяснения существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;

- проведение индивидуальной воспитательной работы с подростками девиантного поведения;

- проведение просветительской деятельности по данной проблеме;

- организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав детей из данной категории семей.

В течение года проведено 8 заседаний Совета профилактики, результаты оформлены протоколами. В начале учебного года был составлен план работы Совета профилактики, по которому велась целенаправленная работа. Основное внимание уделялось работе с подростками, состоящими на учете в КДН и ВШУ, неблагополучным семьям.

Разработан план мероприятий по профилактике наркомании, алкоголя и табакокурения несовершеннолетних, проводятся лекционно-практические занятия с уч-ся 1-9 классов на тему: «Здоровый образ жизни». «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность», «Профилактика правонарушений», «Профилактика ЗОЖ», беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков, «Азбука нравственности», тест-тренинг «Мое здоровье», «Мои вредные привычки», «Мое самочувствие».

Школа тесно сотрудничает с сельским поселением.

Социальная деятельность

Закон Российской Федерации “Об образовании” закрепил приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большого внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые в условиях образовательного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных и педагогических проблем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания; взаимоотношениями с учителем, классом, отдельными группами и личностями класса и школы; обстановкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общения. В современных условиях решение социальных проблем детей рассматривается, прежде всего, в аспекте охраны и защиты их прав. Именно на это была направлена работа классных руководителей.

В 2010-2011 учебном году было проведено социологическое исследование, по данным которого был составлен социальный паспорт школы.

Социум

Кол-во семей

В них учащихся

- многодетные

- неполные

- неблагополучные

- малообеспеченные

- с детьми-инвалидами

-

-

- с опекаемыми детьми

-

-

- учащиеся, состоящие на внутришкольном учете

- учащиеся, состоящие на учете в ПДН

Сфера занятости родителей

Рабочие

Служащие

Безработные

Предприниматели

Пенсионеры

отец

мать

отец

мать

отец

мать

отец

мать

отец

мать

Начальное звено

-

-

-

-

-

Среднее звено

-

-

-

-

Итого

-

-

Таблица показывает невысокий процент интеллигенции среди наших родителей. Это мы будем учитывать в воспитательной работе в 2011-2012 учебном году.

На протяжении всего года 100% обучающихся получали горячее питание.

В школе проводится кропотливая работа с подростками «группы риска», с учащимися, пропускающими занятия: индивидуальные беседы с детьми и их родителями классных руководителей, администрации, членов Совета профилактики; ведется совместная работа с ИДН.

Для детей из малообеспеченных семей был организован при школе оздоровительный лагерь «Солнышко», в котором отдохнуло 15 человек.

Работа классных руководителей

Классные руководители – самая значимая категория организаторов воспитательного процесса в ОУ.

Кадровый состав:

Всего классных руководителей

Стаж работы в качестве классного руководителя

До 5 лет

6-10 лет

11-20 лет

Более 20 лет

-

Теоретические и практические вопросы воспитания рассматривались на педагогических советах, родительских собраниях, совещаниях классных руководителей:

· Выбор форм и методов воспитательной работы. Педагогическая диагностика;

· Целеполагание в воспитательном процессе школы;

· Анализ воспитательного процесса как условие его оптимизации.

В планах воспитательной работы классных руководителей отражена деятельность по всем целевым программам школы в следующих разделах:

- работа с классным коллективом;

- индивидуальная работа с обучающимися;

- работа с родителями.

Классные руководители ставили перед собой и решали следующие воспитательные задачи:

· работать над сплочением детского коллектива;

· воспитывать уважение к себе и окружающим;

· создавать условия для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе;

· формировать здоровый образ жизни;

· развивать ученическое самоуправление;

· совершенствовать систему семейного воспитания, повышать ответственность родителей за воспитание и обучение детей.

Сотрудничество с родителями

С целью повышения педагогической культуры родителей, укрепления взаимодействия школы и семьи, усиления её воспитательного потенциала используются массовые, групповые, индивидуальные формы и методы работы с родителями.

Педагогический коллектив постоянно изучает мнение родителей о процессе воспитания в школе. С этой целью проводятся анкетирования, опросы, беседы.

Родители выделяют классного руководителя как первого помощника в решении всех появляющихся вопросов и проблем.

Неоценима помощь родителей в организации и проведении многих воспитательных мероприятий класса и школы.

В 2010-2011 учебном году было проведено 4 общешкольных родительских собраний. Общей целью была: повышение воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации.

Исходя из вышесказанного, учитывая потребности обучающихся и их родителей и необходимость развития воспитательной системы школы, в 2011-2012 учебном году помимо новых задач необходимо продолжить решать следующие воспитательные задачи:

· продолжить воспитание гордости за свой народ, свою страну, свою школу, уважения к нашей истории и культуре;

· продолжить формирование гуманистического мировоззрения, высокой нравственной, эстетической и физической культуры, культуры достоинства;

· продолжить формирование активной жизненной позиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: