double arrow

Проба Ашнера


– естественное материнское вскармливание

– искусственное вскармливание

Рис. 5. Структура вегетативной реактивности дошкольников при различных видах их вскармливания в грудничковом периоде (г. Норильск, %).

Эти данные указывают на то, что у детей, вскормленных искусственным питанием, наблюдались более частые и более глубокие нарушения со стороны центральной и вегетативной нервной системы – как базовых систем жизнеобеспечения.

Полученные данные выявляют, что среди преждевременно отчужденных от материнской груди и вскормленных искусственным питанием недоразвитыми оказались самые фундаментальные системы, обеспечивающие системную реактивную целостность ребенка, в т.ч. его координаторные способности.

Безусловно, такое положение не могло не сказаться на функциональном состоянии всех систем развивающегося ребенка, в т.ч. на развитии его произвольно-координаторных, а, в конечном счете, высших психомоторных и духовно-психических функций. Рассмотрим эти положения на примере зрительного анализатора.

Установлено: что искусственное вскармливание способствовало дезорганизации в развитии систем с тонкими сопряженными структурами, в данном случае преломляющих оптико-физиологических систем глаза. Это проявилось в ускоренном (в 1,4 раза) формировании более сильной преломляющей способности глаза (0,82 Дптр против 0,59, рис. 6). Кроме того, для детей с искусственным вскармливанием характерен рост разнообразных нарушений в метрической сопряженности оптико-физиологической системы глаза (анизометропия, различные типы астигматизма, р < 0,05).

Анализ вариационного распределения показателей сферической (гармоничной) рефракции в сравниваемых группах выявляет также значительные отличия. Так, для группы детей с искусственным вскармливанием характерна «срезанная» плоская кривая с выраженной положительной асимметрией (0,85) и положительным эксцессом (1,59).

Для группы детей, находившихся на природосообразном грудном вскармливании, характерна одновершинная кривая с незначительной положительной асимметрией (0,15) и отрицательным эксцессом (-0,51).

Эти данные указывают на то, что при грудном вскармливании графическое распределение показателей приближается к нормальной (гармоничной) биноминальной кривой.

В данном возрастном интервале выявлены различия показателей рефракции в зависимости от пола ребенка. В частности, в группе девочек, вскормленных искусственным питанием, по сравнению с мальчиками выявлена тенденция к уменьшению (в 1,4 раза) доли гармоничной для данного возраста рефракции (гиперметропии) и превалированию усиленной рефракции, в данном случае эмметропии (р < 0,05). В противоположной группе девочек также отмечалась тенденция к уменьшению гармоничной рефракции (в 1,2 раза). Получается, что при искусственном вскармливании процесс органогенеза у девочек оказался несколько более уязвим по сравнению с мальчиками.

Рис. 6. Структура сопряженности симметрии рефракции и остроты зрения дошкольников, находившихся при различных видах вскармливания (г.Норильск).

РИЗ-ЗА – рефракция изометропическая (соразмерная) и асимметрическая острота зрения;

РИЗ-ЗС – рефракция изометропическая и симметрическая острота зрения.

Особую характеристику развития чувства пространства отражает такой показатель как глубинное зрение. При этом среди детей, вскормленных грудью, оно оказалось достоверно выше (1,3 против 1,7 см).

У дошкольников, воспитывающихся на искусственном вскармливании, показатель функциональной мобильности сетчатки (ФМС) на 39,33 градуса оказался ниже, чем при естественном (ро < 0,001; рис. 7).

У детей с искусственным вскармливанием данная кривая сдвинута в сторону более низких показателей.

– естественное материнское вскармливание

– искусственное вскармливание

Рис. 7. Состояние функций зрительной системы дошкольников при различных видах вскармливания (г. Норильск).

СОЗ – симметричная (между глазами) острота зрения;

АСОЗ – ассиметричная острота зрения;

ФМС – функциональная мобильность сетчатки;

ЗРК – зрительно-ручная координация.

Учитывая цельность организма, есть все основания утверждать, что такая «разбалансировка» в структурно-морфогенетической организации носит системный характер и проявляется в различных «незначительных» на первый взгляд «микроаномалиях», на которые уже давно акушеры и микропедиатры практически не обращают никакого внимания.


Сейчас читают про: