Этапы преобразования российской системы учета

Анализ показывает, что система бухгалтерского учета в России находится на этапе реформирования. Началом этого процесса можно считать принятие Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 23. 10. 1992 г. №3708-1.

Как уже было показано, поставленная задача – переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), разрабатываемые Комитетом по Международным стандартам, – обусловлена не только интеграцией России в мировую экономику, расширением числа заинтересованных пользователей финансовой отчетностью, прежде всего, за счет инвесторов (отечественных и иностранных), но и необходимостью владения полной систематизированной информацией самими организациями (управленцами) для успешного ведения бизнеса, а также разделения отчетности на налоговую и финансовую.

В 1994 г. руководящим органом (бюро) Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине РФ была одобрена разработанная Программа реформирования системы бухгалтерского учета. В соответствии с этой Программой переход на международные стандарты должен осуществляться поэтапно до 2000 г.

Намечены четыре основных направления и следующие этапы преобразования бухгалтерской системы. Они включают:

1. Приведение концепции бухгалтерского учета в соответствие с новыми экономическими условиями, формирование правил и норм постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами:

à создание методик учета новых объектов деятельности, новых субъектов; формирование и нормативное закрепление основных концепций учета в рыночной экономике, а также основ публичной отчетности; разделение бухгалтерского и налогового учета;

à разработка и принятие Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике;

à определение допустимых отступлений от МСФО;

à изменение понимания роли аудитора;

à формирование новой нормативно-правовой базы.

2. Реорганизация системы нормативного регулирования:

à определение: общей структуры системы нормативного регулирования, оптимальной схемы сочетания государственного регулирования и деятельности профессиональных кругов; наиболее приемлемой формы регулирования; создание законодательных основ бухгалтерского учета;

à формирование органов регулирования бухгалтерского учета; создание системы общественно-государственного контроля за соблюдением правил бухгалтерского учета.

3. Формирование бухгалтерской профессии:

à создание простейших профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов; введение профессиональной аттестации; формирование общих представлений о профессиональной этике; установление контактов с соответствующими иностранными и международными профессиональными организациями;

à формирование институтов профессиональных бухгалтеров и профессиональных аудиторов, включение их в пересмотр системы профессиональной аттестации;

à вступление национальных профессиональных институтов в международные организации.


4. Реорганизация системы подготовки кадров:

à обновление учебных программ подготовки специалистов бухгалтерской профессии; создание сети повышения квалификации кадров;

à организация системы профессиональной аттестации;

à введение учебных дисциплин, формирующих у пользователей потребность в информации бухгалтерской отчетности;

à международное признание российской системы профессиональной аттестации.

В настоящее время на пути реформирования системы бухгалтерского учета сделано многое. Принят и вступил в действие Федеральный закон от 21. 11. 1996 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете", принята программа реформирования бухгалтерского учета (постановление от 6 марта 1998 г. №283), одной из главных составляющих которой является разработка и утверждение 22 национальных стандартов – положений по бухгалтерскому учету в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности. В рамках этой программы будут переработаны 5 действующих в настоящее время и вновь разработаны 17 новых положений, которые подразделены на три группы: общие вопросы раскрытия информации (9), активы и обязательства организации (8), финансовые результаты деятельности организации (5). Также планируется определение структуры системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Однако преобразования еще не закончены.

В условиях расширения круга пользователей учетной информацией усиливается необходимость установления качественного контроля ее достоверности, от степени которой будет зависеть эффективность принимаемых решений акционерами, инвесторами, кредиторами и т. п. Поэтому параллельно с совершенствованием системы бухгалтерского учета в настоящее время с учетом международных требований ведется работа над стандартами аудиторской деятельности, призванными детализировать правила и приемы проведения аудита. Некоторые из них одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации и официально опубликованы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: