Глава VI. Проблема международного единства

Распределение мировых ресурсов и установление единства народов мира есть в действительности одно и то же, потому что за всеми современными войнами лежит фундаментальная экономическая проблема. Решите ее, и войны в основном прекратятся. Поэтому при обсуждении сохранения мира, к которому стремится и акцентирует Организация Объединенных Наций в наше время, тотчас становится очевидно, что мир, безопасность и мировая стабильность связаны главным образом с экономической проблемой. Когда наступит свобода от нужды, исчезнет одна из главных причин войны. Если существует неравномерное распределение мировых богатств и ситуация, когда одни нации имеют или берут все, а другим недостает продуктов первой жизненной необходимости, то очевидно, что налицо тревожный фактор и что-то надо делать. Поэтому обсуждать мировое единство и мир во всем мире надо главным образом под углом экономической проблемы.

С прекращением второй мировой войны появилась возможность положить начало новому, лучшему образу жизни и установить безопасность и мир, которых все люди непрестанно жаждут. Немедленно в мире появились три группы:

1. Могущественные реакционные консервативные группы, желающие сохранить как можно больше из того, что было в прошлом, обладающие огромным могуществом, но не имеющие видения.

2. Фанатичные идеологи в любой стране: коммунистической, демократической, фашистской.

3. Инертные массы людей в каждой стране, большей частью невежественные, желающие только мира после шторма и безопасности вместо экономического бедствия; они являются жертвами своих правителей, старых условий, их держат в неведении мировой ситуации.

Все эти факторы создают нынешние неурядицы и дискутируются в Организации Объединенных Наций. Хотя большой войны нет, нет и мира, безопасности, да и надежды на их ближайшее достижение.

Для будущего счастья и прогресса человечества важно, чтобы не произошло возврата на старую колею: политическую, религиозную или экономическую. Стало быть, решая эти проблемы, мы должны устранять неверные состояния, которые довели человечество до нынешнего почти катастрофического положения. Такие состояния вызывались религиозными вероисповеданиями, чьи представители не прогрессировали в своем мышлении в течение сотен лет; экономическими системами, ставившими акцент на накоплении богатств и материальной собственности, и предоставляющими всю власть и продукты земли относительно немногим людям, тогда как остальное человечество борется за едва достаточный прожиточный минимум; политическими режимами, когда правят люди коррумпированные, тоталитарно мыслящие, взяточники и те, кто любит место и власть больше, чем своих собратьев.

Важно, чтобы все представлялось в категориях духовного благосостояния человечества и более верной интерпретации смысла слова "духовный". Давно минуло время, когда можно было проводить демаркационную линию между религиозным миром и миром политическим или экономическим. Причина коррумпированной политики и корыстного амбициозного планирования многих ведущих деятелей мира может быть в том факте, что духовно мыслящие мужчины и женщины не взяли на себя — как побуждает их духовный долг и ответственность — лидерство над людьми. Они оставляют власть не в тех руках и позволяют править тем, кто эгоистичен и нежелателен.

Слово "духовный" не ассоциируется с церквями или мировыми религиями. "Чистая неоскверненная религия" это чистое милосердие и самоотверженное следование Христу. Церкви сами являются крупными капиталистическими системами, особенно римско-католическая, и являют мало свидетельств ума, какой и во Христе. У церквей была благая возможность, но они мало делали для того, чтобы изменять сердца людей или нести им благо. Сейчас, по циклическому закону, внимание людей занимают политические идеологии и национальное и международное планирование, повсюду прилагаются усилия осуществить лучшие человеческие отношения. Это, в глазах духовно мыслящего просвещенного работника, является знамением прогресса и указанием на внутреннюю божественность в человеке. По-настоящему духовно то, что правильно соотносит человека с человеком и человека с Богом, и демонстрирует лучший мир и выражение Четырех Свобод на всей планете. Во имя этого и должен работать духовный человек.

Царство Божье положит начало миру, в котором уяснится, что — в политическом отношении — человечество в целом намного важнее, чем любая нация; где утвердится новый мировой порядок, построенный на принципах, отличных от тех, что были в прошлом, и в котором люди будут обогащать духовным видением свои национальные правительства, свое экономическое планирование и все меры по осуществлению безопасности и правильных человеческих отношений. Духовность это, по существу, установление правильных человеческих отношений, поощрение доброй воли и, наконец, установление подлинного мира на земле в результате обоих выражений божественности.

Мир сегодня наводнен противоречивыми голосами; повсюду ширится протест против наличествующих в мире условий; все вытаскивается на свет дня; о злоупотреблениях кричат с кровель, как и предрекал Христос. Причина всех протестов, дискуссий, шумного критицизма в том, что люди пробуждаются к фактам и начинают мыслить и планировать, они осведомлены о своей внутренней вине; совесть мучит их; они сознают, что их возможности неодинаковы, сознают тяжкие злоупотребления, укоренившиеся различия между людьми и фактор расовой и национальной дискриминации; они сомневаются в собственных индивидуальных целях, так же как и в национальном планировании. Массы людей в каждой стране начинают уяснять, что они в большой степени ответственны за то, что ошибочно, что их инертность и отсутствие правильного действия и мышления привели к нынешнему печальному состоянию дел в мире. Отсюда вызов людям, а никакой вызов в общем нежелателен.

Пробуждение масс и решимость реакционных сил и денежных интересов сохранять старое и бороться с новым в большой степени ответственны за нынешний мировой кризис. Битва между старыми окопавшимися силами и возникающим новым идеализмом — вот сегодняшняя проблема; прочие факторы — хотя и важные в индивидуальном или национальном отношении — сравнительно незначительны с истинной, духовной точки зрения.

Единство, мир и безопасность наций, больших и малых, достигаются не подчинением жадным капиталистам или амбициозным деятелям какой-либо нации, хотя во многих случаях с их властью смиряются. Их не добиться слепым следованием какой-либо идеологии, какой бы хорошей она ни казалась тем, кто ею обусловлен; все же есть такие, кто стремится навязать миру свою особую идеологию — и не только в России. К ним не прийти, оставаясь в стороне и перекладывая изменения условий на Бога или на эволюционный процесс; однако существуют те, кто пальцем не пошевелит, чтобы помочь, даже отлично зная положение дел, которое вынуждена регулировать Организация Объединенных Наций.

Единство, мир и безопасность наступят благодаря распознаванию зол, что привели к нынешней ситуации в мире, затем благодаря принятию основанных на сострадании и понимании мудрых шагов, которые приведут к установлению правильных человеческих отношений, к замене нынешней системы конкуренции системой сотрудничества и к обучению масс в каждой стране природе истинной доброй воли и ее до сих пор неиспользуемой мощи. Это будет означать вложение бессчетных миллионов в достойные образовательные системы вместо использования их силами войны и превращения их в армии, флоты и вооружения.

Именно это духовно, именно это важно, именно за это все должны бороться. Духовная Иерархия планеты прежде всего заинтересована в нахождении людей, которые будут действовать по этим направлениям. Она прежде всего заинтересована в человечестве, разумеющем, что предпринятые человечеством в ближайшем будущем шаги обусловят новый век и определят человеческую судьбу. Будет ли этой судьбой уничтожение, планетарная война, всемирный голод и эпидемия, поход одной нации против другой и полная гибель всего, что делает жизнь достойной? Все это может случиться, если не будет базовых изменений, причем на основе доброй воли и любящего понимания. В этом случае мы можем пережить период (трудный, но полезный, ибо он многому нас научит) урегулирования, уступок и отказов; можем пережить период точного распознавания общей благоприятной возможности, совместных попыток осуществить правильные человеческие отношения, образовательного процесса, который подготовит молодежь всех наций к тому, чтобы функционировать как граждане мира, а не как националистические пропагандисты. Что нам нужно прежде всего засвидетельствовать — в результате духовной зрелости, — так это отмену тех двух принципов, которые принесли столько зла миру и которые подытожены в двух словах: "суверенитет" и "национализм".

Мировая разобщенность

Что в данный момент препятствует мировому единству и мешает Организации Объединенных Наций достичь необходимых урегулирований, которых человек с улицы так жаждет? Ответ нетрудно найти, и относится он ко всем нациям: это национализм, капитализм, конкуренция, слепая нелепая жадность. Именно сильный эмоциональный национализм делает польскую нацию столь трудным членом семьи наций; именно материализм и страх, плюс недостаток духовного интереса делают Францию постоянным обструкционистом, побуждая противодействовать совместному мировому усилию; именно фанатичная приверженность идеологии и национальная незрелость определяют активность России; именно неистовый капитализм делает Соединенные Штаты одной из наиболее вызывающих страх наций, плюс ее бряцание оружием; именно быстро умирающий империализм тормозит Великобританию, да цеплянье за ответственность и территории, которые, как она чувствует, вполне можно было бы перепоручить Организации Объединенных Наций; надежда Великобритании — в ее социалистических тенденциях, позволяющих ей избрать "средний путь" между коммунизмом России и капитализмом Соединенных Штатов. Именно самодовольная алчность наций, избежавших войны, препятствует прогрессу; именно лукавые действия евреев и сеемая ими ненависть подрывают надежду на мир; именно хаос в Индии и Китае осложняет работу людей с добрыми намерениями; именно нехристианское и недемократическое обращение с негритянскими народами в Соединенных Штатах и Африке усиливает брожение; именно слепая инерция и равнодушие масс людей позволяют оставаться у власти не тем людям; именно страх перед остальным миром заставляет вождей России держать свои народы в неведении об отношении других наций к происходящему в мире; именно неправильное расходование денег характеризует прессу и радио Великобритании и еще больше — Соединенных Штатов, позволяя таить значительную часть правды от людей; именно повсеместное наступление труда вызывает смятение и подвергает общество ненужным лишениям; именно сильное политическое недоверие друг к другу в международном масштабе, лживая пропаганда и апатия церквей еще больше осложняют проблему. Дело — прежде всего — в том, что общество отказывается видеть жизнь такой, какова она есть, распознавать факты такими, какими они являются. Массам людей необходимо встряхнуться и увидеть, что добро приходит ко всем, а не только к немногим привилегированным группам, и усвоить, что "ненависть пресекается не ненавистью, но любовь пресекает ненависть". Любовь — не сентименты, а практическая добрая воля, выражающаяся через индивидуумов, общества и нации.

Такова печальная, достойная сожаления картина сегодняшнего мира, и только слепые и равнодушные ее отрицают. Только острое осознание ситуации и источников беспокойства побудит род человеческий предпринять необходимые действия. Но есть и другая сторона картины, есть то, что уравновесит зло, хотя уравновесит и устранит пока не полностью.

Сегодня мужчины и женщины повсеместно — занимающие как высокое, так и низкое положение и принадлежащие к любой нации, обществу и группе — обладают видением правильных человеческих отношений, которые должны стать стандартом для будущего человечества. Повсюду они разоблачают зло, которое надо искоренить, и неутомимо наставляют принципам нового века. Именно эти люди имеют значение. В политике действуют великие и мудрые государственные деятели, пытающиеся мудро вести свои народы, но им еще многое надо преодолеть в себе; выдающийся пример в наше время — Франклин Д.Рузвельт, который отдавал всего себя и умер, служа человечеству. Существуют просвещенные педагоги, писатели и лекторы в каждой стране, которые стремятся показать, насколько практичен идеал, насколько доступна добрая воля для рода человеческого и как легко приложимы эти идеалы, если достаточно мужчин и женщин доброй воли в мире активно добиваются желаемого. Вот важный фактор. Есть также ученые, врачи и земледельцы, посвятившие жизнь улучшению человеческого существования; есть церковники всех вероисповеданий, которые искренне идут по следам Христа (хотя они не лидеры) и отвергают задушивший церкви материализм; есть бесчисленные миллионы мужчин и женщин, которые видят то, что есть, ясно мыслят и усердно работают в своем обществе во имя установления правильных человеческих отношений.

Безопасности, счастья и мирных отношений желают все. Однако пока великие державы в сотрудничестве с малыми нациями не решат экономической проблемы и не уяснят, что ресурсы земли принадлежат не одной нации, а человечеству в целом, мира не будет. Мировая нефть, полезные ископаемые, пшеница, сахар и зерновые принадлежат всем людям повсеместно. Они важны для ежедневной жизни человека.

Истинная проблема Организации Объединенных Наций двояка: она включает проблему правильного распределения мировых ресурсов, чтобы освободить людей от нужды, и проблему обеспечения подлинного равенства возможностей и образования для всех людей повсюду. Нации, располагающие богатыми ресурсами — не собственники; они — хранители мировых богатств, берегущие их для всех. Неизбежно наступит время, когда — в интересах мира и безопасности — капиталисты различных наций вынуждены будут это уразуметь и сменить древний принцип (который до сих пор ими руководил) жадного загребания принципом соучастия.

Было время — сто или больше лет назад — когда справедливое распределение мировых богатств было бы невозможно. Сегодня дело обстоит не так. Существует статистика, производились подсчеты, исследования охватили каждую статью земных ресурсов, и все исследования, подсчеты и статистика опубликованы и доступны обществу. Предержащие власти в каждой стране точно знают, какие продукты питания, полезные ископаемые, нефть и прочие предметы первой необходимости требуются всем и должны справедливо и беспристрастно распределяться между всеми. Но соответствующие нации считают эти предметы потребления "объектами переговоров и торга". Проблема распределения перестанет быть трудной, как только продукты питания мира станут свободны от политики и капитализма; необходимо следить и за тем, чтобы распределение было рациональным и чтобы средства доставки: по морю, по железной дороге или по воздуху, соответствовали задаче.

Однако ничего такого не будет, пока Организация Объединенных Наций не станет оперировать человечеством в целом, а не границами, техническими задачами, страхами, рассуждать о торговой стоимости нефти, например, ближневосточной, или говорить языком недоверия и подозрительности. Россия не доверяет капитализму Соединенных Штатов и — в меньшей степени — капитализму Великобритании; Южная Америка быстро отучается полагаться на Соединенные Штаты из-за их империализма; как у Великобритании, так и у Соединенных Штатов вызывает недоверие Россия, ее слова, использование вето и непонимание западного идеализма.

Все же необходимо помнить, что есть государственные деятели в Великобритании, Соединенных Штатах и России, пытающиеся работать для простого человека и говорить от его имени в конклавах наций. Пока что эгоистическая оппозиция делает их работу тщетной, и денежные интересы во многих странах сводят на нет их усилия. У России нет денежных интересов, но есть огромные людские и военные ресурсы, которыми она отталкивает капиталистические притязания. Так война и длится, а человек с улицы безнадежно ждет решения, которое приведет к миру — миру, основанному на безопасности и правильных человеческих отношениях.

Необходимо уяснить, что Восток и Запад смотрят на жизнь под разными углами, и это еще больше осложняет проблему. Восточный подход негативный и субъективный; западный — позитивный и научный, стало быть, объективный. Еще сильнее положение осложняется тем, что западная Европа и восточная Европа смотрят на жизнь и современные проблемы по-разному; это делает сотрудничество трудным и определенно утяжеляет проблемы, стоящие перед Организацией Объединенных Наций. Церковь и государство не симпатизируют друг другу; капитал и труд постоянно воюют друг с другом; человек с улицы расплачивается за все и ждет справедливости и свободы.

Мировое единство

Нет совершенного совета, который можно было бы предложить миру, решения, которое немедленно принесло бы облегчение. Для духовных лидеров расы следующие направления деятельности представляются целесообразными и гарантирующими конструктивные позиции.

1. Организация Объединенных Наций, ее ассамблея и комитеты, должны получать поддержку; пока еще нет другой организации, на которую человек мог бы глядеть с надеждой. Поэтому он должен поддерживать Организацию Объединенных Наций, но в то же время пусть эта группа мировых лидеров знает, что нужно делать.

2. Общество в любой стране должно воспитываться в духе правильных человеческих отношений. Прежде всего детей и молодежь мира надо учить проявлять добрую волю ко всем людям повсюду, независимо от их расы и веры.

3. Должно быть предоставлено время для необходимых урегулирований, человечество должно учиться терпению; человечество должно смело и с оптимизмом включаться в медленный процесс построения новой цивилизации.

4. Разумное, сопереживающее общественное мнение должно быть развито во всех странах, — вот главная духовная обязанность. На это уйдет много времени, но если люди доброй воли и духовные люди мира будут по-настоящему активны, то этого можно добиться за двадцать пять лет.

5. Всемирный экономический совет (т.е. любая организация, представляющая мировые ресурсы) должен быть свободным от мошеннической политики, капиталистического влияния и хитроумных махинаций; он должен обеспечивать людям свободный доступ к ресурсам земли. Это долговременная задача, и решена она может быть только когда нужды мира будут лучше оценены. Просвещенное общественное мнение будет поддерживать решения экономического совета, делая их практически выполнимыми. Необходимо учить распределению и сотрудничеству вместо жадности и конкуренции.

6. Должна быть свобода путешествовать повсюду, в любом направлении и в любую страну; посредством свободного общения члены человеческой семьи могут узнавать друг о друге и оценивать друг друга; паспорта и визы должны быть упразднены, ибо они являются символами великой ереси обособленности.

7. Люди доброй воли повсюду должны мобилизовываться и включаться в работу; именно от их усилий зависит будущее человечества; их миллионы, и — будучи организованными и мобилизованными — они представляют значительную часть мыслящих людей.

Именно благодаря упорной, постоянной, организованной работе людей доброй воли во всем мире будет осуществляться мировое единство. В наше время эти люди только организуются и их мучит мысль, что работа, которую надо выполнять, столь грандиозна, а силы, выстроившиеся против них, столь велики, что их — в настоящее время — разрозненные усилия не могут сокрушить преграды жадности и ненависти. Им ясно, что систематического распространения принцип доброй воли, от которого зависит решение мировой проблемы, пока не получил; они еще не имеют представления о количественной крепости тех, кто мыслит так же, как они. Они задают себе те же вопросы, что волнуют умы людей повсюду: Каким образом может быть восстановлен порядок? Как может быть достигнуто справедливое распределение мировых ресурсов? Как именно Четыре Свободы могут осуществляться фактически, а не оставаться прекрасными мечтами? Как может быть восстановлена подлинная религия, как могут способы неподдельной духовной жизни укрепиться в сердцах людей? Каким образом может быть достигнуто настоящее процветание как результат единства, мира и изобилия?

Есть только один истинный путь, и есть признаки того, что к этому пути обращаются многие миллионы людей. Единство и правильные человеческие отношения — индивидуальные, общественные, национальные и международные — могут осуществляться совместными действиями мужчин и женщин доброй воли в каждой стране.

Мужчин и женщин доброй воли надо находить и организовывать, и так будет выявляться их численная мощь — ибо в ней нет сомнений. Они должны формировать мировую группу, отстаивающую правильные человеческие отношения и наставляющую общество природе и могуществу доброй воли. Так они будут формировать мировое общественное мнение, которое будет столь действенно и откровенно поддерживать все, что способствует человеческому благосостоянию, что лидеры, государственные деятели и политики, бизнесмены и церковники будут вынуждены прислушиваться к нему и подчиняться. Упорно и регулярно общество надлежит обучать интернационализму и мировому единству, основанными на простой доброй воле и взаимозависимости на базе сотрудничества.

Это не мистическая непрактичная программа; она не призывает разоблачать, подрывать или нападать; она акцентирует новую политику, т.е. политику, основанную на принципе осуществления правильных человеческих отношений. Между эксплуатируемыми и эксплуататорами, поджигателями войны и пацифистами, массами и правителями будет стоять организованная многомиллионная группа людей доброй воли, не склоняющаяся на чью-либо сторону, не демонстрирующая партийный дух, не раздувающая политических или религиозных склок и не питающая ненависти. То будет не негативная толпа, а позитивная группа, интерпретирующая смысл правильных человеческих отношений, отстаивающая единство человечества и практическое, а не теоретическое, братство. Внедрение этих идей всеми доступными средствами и распространение принципа доброй воли приведут к образованию могущественной организованной международной группы. Общественное мнение будет вынуждено считаться с таким движением; в конце концов численная крепость мужчин и женщин доброй воли в мире будет столь велика, что они будут влиять на мировые события. Их слитный голос будет утверждать правильные человеческие отношения.

Это движение уже набирает силу. Во многих странах план формирования группы людей, которые обучаются доброй воле и ясно прозревают принципы, долженствующие определять человеческие отношения в мировых делах, уже прошел стадию чертежа. Ядро годных для такой работы людей сегодня есть. Их функции можно подытожить следующим образом:

1. Восстанавливать доверие к миру, давая знать, как много доброй воли — организованной и неорганизованной — есть сегодня в мире.

2. Обучать массы принципам и практике доброй воли. Слова "добрая воля" широко используются в нынешнее время всеми партиями и группами, национальными и международными.

3. Синтезировать и координировать в единое функциональное целое всех мужчин и женщин доброй воли в мире, которые признают эти принципы своими личными направляющими идеалами и пытаются прилагать их к текущим мировым или национальным делам.

4. Составлять списки мужчин и женщин доброй воли в каждой стране, на которых можно рассчитывать, что они будут отстаивать мировое единство, правильные человеческие отношения и пытаться — в собственной местности — знакомить с этими идеями других при помощи прессы, лекций и радио. В конце концов у этой мировой группы должна появиться своя газета или журнал, который сможет интенсифицировать образовательный процесс и утвердить добрую волю как универсальный принцип и технику.

5. Создавать в любой стране, а в конечном итоге и в каждом большом городе центральное бюро, куда стекалась бы и была доступной информация об активности мужчин и женщин доброй воли во всем мире, об организациях, группах и партиях, которые тоже работают над укреплением международного взаимопонимания и правильных человеческих отношений. Таким образом многие будут находить тех, кто может с ними сотрудничать в их конкретном предприятии, содействующем мировому единству.

6. Работать, как мужчины и женщины доброй воли, со всеми группами, у которых разработана мировая программа по устранению мировых разногласий, межнациональных ссор и расовых расхождений. Когда будет выясняться, что такие группы работают конструктивно, избегают грубых нападок или агрессивных действий, побуждаются доброй волей ко всем людям и свободны от агрессивного национализма и партийности, тогда люди доброй воли могут предлагать им свое сотрудничество.

Не требуется большого воображения, чтобы увидеть: если работа распространения доброй воли и воспитания могучего общественного мнения будет продолжаться и если люди доброй воли во всех странах могут выявляться и организовываться, то (даже за пять лет) может быть совершено много добра. Тысячи могут вливаться в ряды людей доброй воли. И это только начало. Могущество такой группы, поддерживаемой общественным мнением, будет исполинским. Она может добиться феноменальных результатов.

Как использовать вес доброй воли и как прилагать волю к установлению правильных человеческих отношений — будет постепенно выясняться в ходе выполняемой работы и улучшения положения дел в мире. Квалифицированное привлечение могущества на сторону доброй воли и правильных человеческих отношений будет демонстрироваться как возможное, и нынешнее несчастливое состояние дел в мире можно переломить. Сделано это будет не привычными воинственными мерами прошлого или навязыванием воли некоей агрессивной или богатой группы, а благодаря весу подготовленного общественного мнения — мнения, основанного на доброй воле, на познании-понимании нужд человечества, на решимости осуществлять правильные человеческие отношения и на признании того, что проблемы, стоящие сегодня перед человечеством, могут быть решены благодаря доброй воле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: