Заключение. Особая актуальность философского анализа современных биологических знаний, вызванная чрезвычайно большим потенциальным влиянием её разработок на развитие

Особая актуальность философского анализа современных биологических знаний, вызванная чрезвычайно большим потенциальным влиянием её разработок на развитие общества и человека ещё долго будет вызывать необходимость их философского осмысления. Биологические знания выходят на новый, качественно иной уровень, который позволит человеку, не только постигать закономерности жизнедеятельности окружающих организмов и самого человека, но и существенно влиять на ход их развития, конструировать и изменять их свойства и функции по собственному усмотрению. Данные возможности потенциально несут большую угрозу естественному ходу эволюции живых организмов на планете Земля и дальносрочные последствия применения таких знаний достаточно сложно предсказуемы. Всё это требует постоянного проговаривания и общественной дискуссии на предмет важности и серьёзности возможных последствий, воспитания в людях понимания всей глубины ответственности за возможное применение той силы, которая оказывается у них в руках, благодаря такому развитию научного знания.

В данной работе мы рассмотрели самые общие основания биологической науки, которые важно знать любому грамотному человеку.

В первой главе нами были рассмотрены основные критерии отличия живой и неживой материи, показано, что данная тематика до сих пор, является весьма дискуссионной, и имеет ряд своих сложностей, к которым относится проблематичность строгого отнесения некоторых явлений, например, вирусов, к одной из представленных категорий.

Так же в первой главе нами были рассмотрены основные теории происхождения жизни, такие как креационизм, концепция самопроизвольного зарождения жизни, концепция панспермии, концепция случайного однократного зарождения жизни и другие. Рассмотрение данных теорий помогает проследить истоки современных концепций и понять логику развития биологического знания.

Кроме того, в третьем пункте второй главы нами были рассмотрены мировоззренческо-методологические основания современной биологии, согласно которым биологическая наука в своём стремлении к познанию всегда отталкивалась от стихийно материалистических и гностических позиций, т.е. рассматривала мир, как существующий объективно и независимо от сознания исследователя, мир как явление, которое подчинено своим внутренним законам, и законы эти могут быть познаны методами науки и силами человека.

Во второй главе была рассмотрена специфика биологического познания какового, заключающаяся в особенностях объекта её изучения, многоуровневой взаимосвязанной иерархичности организации данного объекта, которая приводит к разделению и структурированию самого биологического знания.

Далее во второй главе были подробно освещены методы, уровни и формы биологического познания, приведена подробная структура областей знания о живой материи, и основные вопросы и проблемы каждой из рассмотренных областей.

В последнем пункте второй главы проделана работа по анализу этических проблем современной биологии. В основном данные проблемы возникают на стезе опытного применения полученных биологией знаний, т.е. в медицинской практике. Они рассматривают ответственность врача перед пациентом основанную на признании экзистенциальной свободы и автономности пациента, его возможности самому принимать решения об использовании тех или иных методик в своём лечении даже без глубокого профессионального понимания их содержания. Данные этические проблемы невозможно понять не рассматривая их в контексте общего развития гуманитарных знаний, культурологической и правовой основы западного общества.

В заключение можно сказать, что в связи с дальнейшим развитием, как самой биологии, так и гуманистического и правового мировоззрения западного общества человечеству ещё предстоит встать перед решением многих и многих философско-этических вопросов, и скорее всего, острота этих вопросов, в процессе извлечения всё новых практических возможностей из биологического знания, существенно возрастёт. Однако и сейчас уже важно подробно изучать эту тему поднимать общественную дискуссию, направленную на осмысление философских и нравственных проблем биологического знания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: