Биржи и биржевое дело

1. особенности биржевой деятельности.

Биржа – это особая форма оптового рынка, на котором в качестве товаров фигурируют средства производства и предметы потребления (товарная биржа), ценные бумаги (фондовая биржа), иностранная валюта (валютная биржа).

Обеспечивая концентрацию спроса и предложения во времени и пространстве, биржа создает благоприятные условия для ценовой конкуренции, способствует формированию рыночных цен (цен котировки), не зависящих от отдельного продавца и покупателя и учитывающих результаты всех совершенных на бирже сделок. В то же время биржевой механизм позволяет продавцу и покупателю оперативно реагировать на изменения спроса и предложения.

В организации биржевой торговли существует несколько особенностей:

• процесс торгов всегда происходит в одном и том же месте в одно и то же заранее определенное время;

• все сделки совершаются по определенным, обычно законодательно утвержденным правилам, которые регламентируют взаимоотношения продавцов, покупателей, посредников, характеристики биржевых товаров, порядок исполнения контрактов и т.д.;

• для упрощения процесса торгов широко используется система биржевых стандартов по качеству, месту и срокам сдачи и приема товаров, способам исчисления цен и иным условиям сделок.

Главная отличительная черта биржевых товаров – простота и стандартизированность. На товарных биржах, например, обычно представлены особые группы качественно однородных, взаимозаменяемых товаров (так называемых биржевых товаров), предлагаемые в соответствии со стандартами качества: маслосемена и продукты их переработки, зерновые, живой скот и мясо, сахар, кофе, текстиль и какао-бобы, лес, пиломатериалы, каучук, нефть, газ, топливо, цветные, черные и драгоценные металлы.

Для упрощения операций стандартизуется также и объем товаров, который может быть продан по одному контракту. Такое минимальное количество товаров называется биржевой единицей. Фактические объемы поставок (лоты), предусматриваемые в контрактах, должны быть кратны биржевой единице.

2. Экономические основы возникновения биржевой торговли.

Биржа в классическом понимании это:

1) место, где регулярно в одно и тоже время проводят торги по определенным товарам;

2) объединение торговцев и биржевых посредников, которые сообща оплачивают расходы по организации торгов, устанавливают правила торговли, определяют санкции за их нарушение; абсолютное большинство бирж - это не прибыльные организации, члены биржи получают выгоду не от ее функционирования, а от своего участия в торгах.

Развитие бирж шло вместе с развитием национальных экономик европейских государств. В числе своих предков биржа может отыскать торговые площади, уличные рынки, городские торговые ряды, базары (мы к этому сейчас возвратились), множество ярмарок, которыми, кстати сказать, так богата была Россия. По мере развития экономических отношений появилась необходимость упорядочить, организовать на постоянно действующей основе рыночные механизмы, заключенные в до биржевых формах экономических отношений.

Современные биржи и принципы, лежащие в основе биржевой торговли товарами, имеют многовековую историю становления и развития.

В числе своих предков биржа может отыскать торговые площади, уличные рынки, городские торговые ряды, базары, ярмарки.
По мере развития экономических отношений появилась необходимость упорядочить, организовать на постоянно действующей основе рыночные механизмы, заключенные в до биржевых формах экономических отношений.
Первоначально возникла биржа реального товара, то есть форма оптовой торговли, отвечающая мануфактурному производству.
Ее отличительными чертами, которые присущи и современным биржам, являлись регулярность возобновления торга, приуроченность торговли к определенному месту и подчиненность заранее установленным правилам. Наиболее характерным типом биржевых операций являлись сделки с наличным товаром. На этом этапе биржевая торговля лишь устанавливала связь между купцом и производителем или потребителем.

Необходимость удовлетворения требований машинного производства обусловило трансформацию биржи первоначального типа, приспособление ее к новым условиям. В частности, наряду с предоставлением рыночного места, организацией биржевого торга и фиксацией торговых обычаев, к числу основных функций биржи стали относиться установление стандартов на товар, разработка типовых контрактов, котирование цен, урегулирование споров (арбитраж) и информационная деятельность. Биржи постепенно превратились в центры международной торговли.
Следующим этапом в развитии биржевой торговли явилось возникновение фьючерсной (оптовой, заочной, безналичной) торговли. История современной фьючерсной торговли началась на США в начале 19 века и была тесно связана с торговлей зерном. Контракты с последующей поставкой кукурузы впервые были заключены торговцами, которые получали зерно от фермеров поздней осенью и в начале зимы, но должны были хранить его до тех пор, пока кукуруза достаточно высохнет для погрузки на судно, а река освободится от льда. Чтобы уменьшить риск от падения цен во время зимнего хранения, эти торговцы отправлялись в Чикаго и там заключали контракты с переработчиками на поставку им зерна весной. Таким образом, они гарантировали себе покупателей и цены на зерно. В марте 1851 г. был заключен контракт на 3000 бушелей кукурузы с поставкой в июне, что считается началом фьючерсной торговли.
Первая биржа в России была учреждена Петром I в 1703 году. Потом биржи возникают в Кременчуге (1834), Москве (1839), Рыбинске (1842), Одессе (1848), Нижнем Новгороде (1848).
В последующие годы биржевое дело получает дальнейшее развитие в связи с интенсивным строительством железных дорог, элеваторов, появлением коммерческих банков, развитием подтоварного кредита под хлеб. В 1914 г., к началу войны, их было более 100.
По сравнению с западными биржами, русские биржи обладали спецификой:
- Во-первых, низкий уровень биржевой техники, что было связано с неразвитостью инфраструктуры. Как следствие, на русских биржах не получили распространения сделки на срок. Но не было жесткой регламентации правил заключения сделок.
- Во-вторых, в силу того что русское купечество представляло собой размытую, аморфную массу, биржи брали на себя функцию представительства их интересов. Во многих биржевых уставах прямо указывалось на это. Ни одна западная биржа не выполняла этой функции, ибо представительство интересов купечества в этих странах осуществлялось через торговые палаты, которые были созданы в результате длительной политической и экономической борьбы предпринимателей за свои цели.
- В-третьих, обыденное отношение к биржам в России всегда было неоднозначным. Часто преобладало мнение, что порядочному человеку там делать нечего.

Итак, товарная биржа - рыночный механизм, выполняющий ряд стабилизирующих функций в экономике:
- обеспечивает ликвидность и оптимальное распределение важнейших сырьевых товаров;
- стабилизацию цен и издержек, валютных курсов, денежного обращения и кредита. По принципу организации различают два типа товарных бирж: биржи, имеющие публично правовой характер, и биржи, имеющие частноправовой характер.
Биржи, носящие публично правовой характер, находятся под наблюдением государства и создаются на основе закона о биржах. Членом такой биржи может стать любой предприниматель данного района, занесенный в регистр и имеющий определенный размер оборота. Такие биржи распространены в странах континентальной Европы.
К биржам, имеющим частноправовой характер, относятся английские и американские биржи по зерну, хлопку, каучуку, цветным металлам, т.е. преобладающая часть бирж. На эти биржи открыт доступ лишь для узкоограниченного круга лиц, входящих в биржевую корпорацию. Биржевая корпорация обычно представляет собой акционерную компанию с публичной отчетностью и ограниченным числом членов. Указанный в уставе биржи основной капитал делится на определенное количество паев, или, так называемых, биржевых сертификатов. Каждый член должен быть владельцем, по крайней мере, одного такого сертификата, который дает право на заключение сделок в помещении биржи.

3. Биржевой товар, его основные характеристики.

В ходе развития биржевой торговли среди всех товаров, которые продают и покупают на рынке, выделились особые биржевые товары, которые являются предметом торговли. Эти товары должны обладать рядом свойств (массовый спрос, качественная однородность, взаимозаменяемость отдельных партий товара с точки зрения потребителя) и должны быть признаны в качестве годных каждой конкретной биржей.
Объектами биржевой торговли выступают в настоящее время примерно 70 видов продукции, на долю которых приходится около 30 % международного товарооборота. Оборот международных товарных бирж по всем видам операций оценивается в 3,5-4,0 трлн.; ежегодно (это только по международным биржам).
На долю сельскохозяйственных и лесных товаров приходится две трети товаров, обращающихся на бирже.

На первом месте стоят масло, семена, продукты их переработки - льняное и хлопковое семя, соевые бобы, соевое масло.

На втором месте - пшеница, кукуруза, овес, рожь, ячмень, рис.

Третье место занимают - живой скот и мясо.
В группе промышленного сырья и продукции его переработки более половины приходится на топливные товары: сырая нефть, дизельное топливо, мазут, бензин, газ-пропан. Другую половину составляют цветные и драгоценный металлы: медь, свинец, олово, цинк, золото, серебро, платина, палладий.
Кроме товаров биржевая торговля распространяется на некоторые другие сектора рынка - рынок капитала (фондовая биржа) и рынок валют (валютная биржа).

К биржевым товарам относят товары, полностью или частично продаваемые через биржи. Каждая биржа вправе самостоятельно устанавливать состав товаров, которые будут являться объектом биржевого торга.

Биржевые товары обладают такими свойствами: Так как биржевая торговля в основном ведется в отсутствие товаров как таковых (по образцам, пробам, биржевым стандартам), на всех товарных биржах обеспечивается максимальная стандартизация. Прежде всего это стандартизация по качеству, количеству, условиям хранения, транспортировке товаров, а также по срокам исполнения контрактов. Естественным продолжением процесса качественной стандартизации является взаимозаменяемость, сущность которой состоит в том, что современные биржевые сделки возможны только при условии идентичности товара по составу, свойствам, виду и качеству упаковки, а также маркировки и величины партии. Еще одним требованием, предъявляемым к биржевым товарам, является их массовость, т.е. товар не должен быть монопольным ни в производстве, ни в потреблении. Требование свободного ценообразования является еще одним необходимым условием для биржевого товара. Цены на биржевые товары должны свободно устанавливаться в соответствии со спросом и предложением.

В мировой практике выделяются следующие основные классы биржевых товаров:

· вещественные биржевые товары;

· ценные бумаги;

· иностранная валюта;

· индексы биржевых цен;

· процентные ставки по государственным облигациям.

Номенклатура вещественных биржевых товаров традиционно состоит из двух основных групп:

· сельскохозяйственных и лесных товаров и продуктов их переработки (около 50 видов);

· промышленное сырье и полуфабрикаты (около 20 видов).

Основные товары первой группы:

· зерновые;

· масличные;

· продукция животноводства;

· пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы, растительные масла, яйца, картофель, концентрат апельсинового сока, арахис, перец);

· текстильные товары (хлопок, шерсть, натуральный и искусственный шелк, пряжа, лен);

· натуральный каучук;

· лесные товары.

Группа промышленного сырья и полуфабрикатов включает:

· цветные металлы;

· драгоценные;

· энергоносители (нефть, бензин, мазут, дизельное топливо).

Особенностью всех перечисленных вещественных биржевых товаров является их массовое производство и устойчивый спрос. На современных товарных биржах в оборот вовлечены не только вещественны биржевые товары, но и финансовые инструменты. На развитие и рост таких рынков повлияли изменения в Мировой экономике: прежде всего длительная и очень высокая инфляция, которая поставила проблему защиты от колебаний валютных курсов и колебаний курсов других финансовых средств — облигаций, акций, казначейских билетов.

4. Товарная биржа, организационное построение.

ТБ - это регулярно функционирующие торговые дома, предприятия, организации в форме аукционных обществ, с правом юридического лица, членами которого могут выступать предприятия и организации, отдельные лица. По сути ТБ - объединение коммерческих посредников, организаций и способов проведения торгового аукциона, создающих благоприятные условия для действующего рынка. Образуются на добровольной основе. Орган управления - собрание учредителей. Руководителей биржи выбирает общее собрание учредителей и членов. Биржа имеет структурные подразделения: регистрационный комитет, расчётную палату, планово-финансовую комиссию, комитет по стандартам и качеству, котировочную комиссию, комитет по правилам биржевой торговли, арбитражную и ревизионную комиссию. Биржа размещается в крупном городе с развитой инфраструктурой и транспортными путями.

Главная цель ТБ - организация проведения свободных торгов, продаж, заключения контрактов и хоз. договоров по закупкам и продаже товаров. Биржа позволяет сглаживать колебания цен на конкретный товар с помощью котировки фиксирующей контрактную цену, цены публикуются в биржевых бюллетенях. Покупатель и продавец ориентируется на среднюю биржевую цену.

Товарная биржа – это организация оптового рынка, на которой торговля осуществляется по установленным биржей правилам в форме гласных публичных торгов, которые проводятся в определенном месте в определенное время.

Товарная биржа - это регулярно функционирующие торговые дома, предприятия, организации в форме аукционных обществ, с правом юридического лица, членами которого могут выступать предприятия и организации, отдельные лица. По сути товарная биржа является объединением коммерческих посредников, организации и способов проведения торгового аукциона, создающих благоприятные условия для действующего рынка. Образуются на добровольной основе. Орган управления собрание учредителей.

Выдвижение органов руководящих деятельностью биржи происходит на общем собрании учредителей и членов.

Биржа имеет структурные подразделения: маркелиорат, регистрационный комитет, расчётную палату, планово-финансовую комиссию, комитет по стандартам и качеству, котировочная комиссия, комитет по правилам биржевой торговли, арбитражная и ревизионная комиссия.

Биржа размещается в крупном городе с развитой инфраструктурой и транспортными путями.

Товарная биржа призвана выполнять функции:

1. оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок по различным товарам;

2. упорядочению товарной торговли, регулированию торговых операций и разрешению торговых споров;

3. сбору и публикации сведений о ценах, состоянии производства и других факторах, оказывающих влияние на цены.

Предметом сделок на товарных биржах являются товары, которые имеют стандартные потребительские качества. Сам товар участия в торгах не принимает, вместо него заключаются сделки, контракты (договоры) на его поставку.

К биржевому товару - предмету биржевой торговли предъявляются определенные требования, основными из которых являются: массовость производства, стандартность, наличие устойчивого спроса.

На бирже не продаются товары, которые быстро портятся, а также сложная бытовая техника (холодильники, телевизоры, стиральные машины, автомобили). Первые товары реализуются через оптовые рынки и ярмарки, а бытовая техника – через фирменную торговлю, которая предусматривает после продажи в розничной торговле техническое обслуживание и поставку запасных частей

Отличительные черты биржи:

1. биржа является особым видом рынка, где производится торговля товарами, которые могут отсутствовать на бирже и даже могут не быть в собственности владельца;

2. биржа выступает как организованный рынок, на котором определенные органы управления выполняют функцию поддержания порядка на бирже;

3. цель биржевой торговли состоит не только в торговле товарами, но и в установлении цен (регулярно и под общим контролем).

Виды товарных бирж:

1. по номенклатуре реализации продукции (специализированные и универсальные);

2. по степени участия посетителей в торгах (открытые и закрытые);

3. по характеру биржевых операций (реального товара и фьючерсные).

Члены биржи – это физические и юридические лица, участвующие в её уставном капитале.

5. Товарный фьючерсный контракт, отличие от форвардного контракта.

Фьюючерс (фьючерсный контракт) — производный финансовый инструмент, стандартный срочный биржевой контракт купли-продажи базового актива, при заключении которого стороны (продавец и покупатель) договариваются только об уровне цены и сроке поставки. Остальные параметры актива (количество, качество, упаковка, маркировка и т. п.) оговорены заранее в спецификации биржевого контракта. Стороны несут обязательства перед биржей вплоть до исполнения фьючерса.

Фьючерс можно рассматривать как стандартизированную разновидность форварда, который обращается на организованном рынке со взаимными расчётами, централизованными внутри биржи.

Главное отличие форвардного и фьючерсного контрактов состоит в том, что форвардный контракт представляет собой разовую внебиржевую сделку между продавцом и покупателем, а фьючерсный контракт — повторяющееся предложение, которым торгуют на бирже.

Виды фьючерсов

Поставочный фьючерс предполагает, что на дату исполнения контракта покупатель должен приобрести, а продавец продать установленное в спецификации количество базового актива. Поставка осуществляется по расчётной цене, зафиксированной на последнюю дату торгов. В случае истечения данного контракта, но отсутствия товара у продавца, биржа накладывает штраф.

Расчётный (беспоставочный) фьючерс предполагает, что между участниками производятся только денежные расчёты в сумме разницы между ценой контракта и фактической ценой актива на дату исполнения контракта без физической поставки базового актива. Обычно применяется для целей хеджирования рисков изменения цены базового актива или в спекулятивных целях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: