Специфика использования режима наибольшего благоприятствования в международном таможенном обложении

Статьей 1 Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) определяются обязательства участников договора по применению общего соглашения о принципе (режиме) наибольшего благоприятствования в таможенном обложении.

Под режимом наибольшего благоприятствования в таможенном обложении понимается установление такого таможенного режима торгово-политических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет другому такие же льготные таможенные условия, какими пользуется или будет пользоваться иное государство в отношениях с первым. Главным объектом распространения режима наибольшего благоприятствования в отношениях с другими государствами, его содержанием является таможенное и торгово-политическое регулирование, уровень ставок таможенного обложения или скидки с таможенных пошлин, условия вывоза и ввоза товаров, их контингентирование и лицензирование и т.д.

Как уже отмечалось, Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) регулирует организацию многосторонней торговли с частной основой, предусматривая при этом использование режима наибольшего благоприятствования и при взаимном снижении государствами-участниками таможенных пошлин. Однако в практике деятельности ГАТТ со всей очевидностью показано, что от режима наибольшего благоприятствования в таможенном обложении допускаются многочисленные отступления. Это прежде всего относится к практике широкого использования таможенных преференций, как уже действовавших ранее, так и вновь введенных на основе соглашений о зонах свободной торговли и таможенных союзах.

Развивающиеся страны предложили внести изменения в понятие режима наибольшего благоприятствования в таможенном обложении, в соответствии с которым промышленно развитые страны имели бы возможность предоставлять менее развитым в промышленном отношении государствам преференциальные тарифы, в то время как эти государства будут пользоваться правом предпочтительности по отношению друг к другу*.

* См.: Тирберген Я. Пересмотр международного порядка. М., 1980. С. 280.

Страны Центральной и Восточной Европы широко используют в своей торгово-договорной практике режим наибольшего благоприятствования. В практике международных экономических и таможенных отношений Российской Федерации с соседними странами допускаются изъятия из режима наибольшего благоприятствования в таможенном обложении в форме предоставления льгот в целях облегчения приграничной торговли.

С подписанием соглашения между Европейским сообществом и Евроатомом и СССР в 1989 г. «О торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве» стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования, в том числе и в отношении таможенных пошлин, сборов и методов их взимания, положений, касающихся таможенной очистки, транзита, складирования и перегрузки на основе Единого таможенного тарифа Европейского сообщества.

В настоящее время в международных таможенных отношениях используется в основном режим безусловного наибольшего благоприятствования, являющийся одной из важнейших составных частей международных торговых договоров, в том числе и многосторонних. Применение режима наибольшего благоприятствования в таможенном обложении в качестве основополагающего принципа в международной торговле закреплено в Принципах, определяющих международные торговые отношения и торговую политику, способствующих развитию принятых на I сессии ЮНКТАД в 1964 г.

Режим наибольшего благоприятствования рассматривается как средство, обеспечивающее равенство и недискриминацию в международных экономических отношениях. Он применяется в отношениях стран с плановой экономикой, а также с промышленно развитыми и развивающимися странами.

По определению, данному во внешнеэкономическом словаре, режим наибольшего благоприятствования — это «закрепленное в договоре или соглашении положение о взаимном автоматическом распространении друг на друга всех льгот и преимуществ в экономических отношениях, которые предоставлены или могут быть предоставлены в будущем каждой из договаривающихся стран любой третьей стране»*.

* Краткий внешнеэкономический словарь. М., 1984. С. 184.

Если применительно к международному праву наибольшее благоприятствование рассматривается как принцип международного права, то в системе международно-правового регулирования таможенных отношений этот принцип является основой норм международного таможенного права, но не играет роль механизма, призванного автоматически обеспечивать реализацию этих норм и принципов в постоянно изменяющихся обстоятельствах мировой торговли.

В соответствии с проектом Комиссии международного права ООН статьей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации 1978 г. под наибольшим благоприятствованием следует понимать определенную, установленную национальным и международным правом систему правил или совокупность правовых условий, в которых осуществляют свою деятельность государства на взаимосогласованных условиях в мировой торговле. Однако имеются и другие точки зрения. Так, например, В. Шумилов считает, что эта деятельность может осуществляться и контрагентами государства, его юридическими и физическими лицами*. Видимо, более правильно определить совокупность правил и условий о наибольшем благоприятствовании, определенных международными договорами и соглашениями, как право наибольшего благоприятствования в таможенном обложении, основной целью которого является отсутствие дискриминации прежде всего в таможенных тарифах.

* См.: Шумилов В. Принцип наиболее благоприятствуемой нации в международном праве // Внешняя торговля, 1985, № 7. С. 42.

Поскольку предоставление наибольшего благоприятствования является ключевым принципом Генерального соглашения о тарифах и торговле, то его реализация государствами в системе ГАТТ имеет свои особенности. В связи с этим степень и объем фактического предоставления наибольшего благоприятствования в таможенном обложении той или иной стране зависят прежде всего от условий присоединения данной страны к ГАТТ.

В условиях перехода к рыночной экономике стран Центральной и Восточной Европы возникает вопрос о применимости к ним в сфере международных таможенных отношений принципа наибольшего благоприятствования в таможенном обложении. Принцип наибольшего благоприятствования означает запрещение в таможенном обложении какой-либо дискриминации в отношении торговых партнеров отдельных стран Как показала практика международных таможенных отношений ГАТТ, в качестве условия, дающего право для вступления в ГАТТ стран с плановой экономикой, требуется либо создание в стране эффективной таможенной системы, т.е. соответствие положениям соглашений ГАТТ (на таких условиях были приняты Югославия, Венгрия), либо обеспечение выполнения обязательств по определенному увеличению импорта (на таких условиях принимались Польша и Румыния).

Генеральное соглашение о тарифах и торговле ГАТТ прежде всего закрепляет таможенный режим, в соответствии с которым государства-члены осуществляют сотрудничество в рамках ГАТТ. Так, ст. I ГАТТ гласит: «Государства-члены в их взаимной торговле должны применять в отношении друг друга таможенный режим наибольшего благоприятствования, а именно — все таможенные льготы, преимущества, привилегии или изъятия, которыми пользуются в торговле с этими странами какие-либо третьи государства, автоматически распространяются на все государства — члены Генерального соглашения о тарифах и торговле, кроме случаев наличия долговременных таможенных преференций и таможенных союзов». Государства-члены обязались согласовывать списки своих тарифных уступок, которые затем включались в Генеральное соглашение (ст. II ГАТТ).

В 1966 г. в Соглашение была включена часть IV «Торговля и развитие» с целью учета специфики проблем развивающихся стран и реализации особого подхода для их разрешения в направлении увеличения их валютных поступлений от экспорта товаров и стабилизации цен на сырьевые товары. Следовательно, промышленно развитые государства в соответствии с этой частью IV обязаны предоставить освободившимся странам более благоприятный таможенный режим.

В целом Генеральное соглашение о тарифах и торговле закрепляет на многосторонней основе важнейшие принципы международного таможенного права и регулирования международной торговли: принципы наибольшего благоприятствования и недискриминации в отношениях между государствами-членами; признания таможенного тарифа в качестве главенствующей формы регулирования внешней торговли; последовательной отмены таможенно-тарифных и нетарифных барьеров; консолидации таможенных ставок и др.

Следует отметить, что условия о применении принципа наибольшего благоприятствования получили широкое применение в договорах о торговле и мореплавании. В большинстве таких договоров предусматривается, что договаривающиеся стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования в отношении всего того, что касается таможенных пошлин, операций по очистке товаров на таможне и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: