Межправительственные совместные сбытовые и сырьевые объединения Латиноамериканских стран -форма региональной систематизации норм и принципов международного таможенного права

За последние годы развивающимися странами Латинской Америки были предприняты попытки создать организационные формы для расширения сотрудничества в области международной торговли и таможенных тарифов.

«Примером открывающихся здесь возможностей, — как отметил Фидель Кастро, — служит Программа сотрудничества стран Центральной Америки и Карибского бассейна в области энергетики»*. Эта программа была сформулирована и выдвинута Мексикой и Венесуэлой, которые обязались поставлять до 160 тыс. баррелей нефти в день, предоставляя странам-импортерам кредиты в размере 30% стоимости закупок нефти сроком на 5 лет при 4% годовых.

* Кастро Ф. Экономический и социальный кризис мира. Отдел публикаций Государственного Совета. Гавана, 1983. С. 187.

Если же эти кредиты направляются на финансирование проектов, имеющих первостепенное значение для экономического развития страны или всего региона, то срок погашения продлевается до 20 лет, а процентная ставка снижается до 2%.

Поиск новых форм связей и сотрудничества развивающихся стран в области международной торговли и процесса снижения таможенных пошлин привел к созданию многонациональных сбытовых предприятий. Вместе с тем их образование было обусловлено противодействием механизмам торговой экспансии и эксплуатации транснациональных корпораций, которые присваивают себе значительную часть доходов производителей.

В Латинской Америке действуют многонациональная компания по торговле удобрениями (МУЛЬТИФЕРТ), созданная в 1979 г.; многонациональная компания Карибского пароходства (НАМУКАР), основанная в 1976 г., многонациональная компания по сбыту бананов (КОМУНБАНА), начавшая действовать в 1977 г., которая должна взять на себя функции закупки продукции у частных фермеров и кооперативов с последующей продажей бананов на мировом рынке. Степень засилья североамериканских компаний в производстве и экспорте бананов в рамках Латинской Америки необычайно велика, и монополии делают все возможное для того, чтобы помешать функционированию новой независимой сбытовой организации*.

* См.: Зайцев Н.Г. Латинская Америка: региональное сотрудничество и борьба за экономическую самостоятельность. М., 1977. С. 139.

Соединенные Штаты Мексики, Эквадор и страны Центральной Америки учредили совместную компанию «Кафес суавес сентралес» с целью регулирования объема продажи и поддержания стабильного уровня цен и объема доходов от продажи на мировом рынке кофе. С этой же целью Бразилия и Колумбия совместно с Берегом Слоновой Кости и Португалией в 1978 г., учредили компанию «Уорлд Кофи» и др.

В самом широком смысле многонациональной компанией развивающихся стран, в том числе и в латиноамериканской системе интеграции, является объединение в различных международных юридических формах двух или более государств, государственных или частных предприятий.

Латиноамериканские многонациональные компании, создаваемые латиноамериканской экономической системой, по своим целям и задачам близки к многонациональным предприятиям стран Андского пакта, принявшим в декабре 1971 г. Единый режим многонационального предприятия*.

* См.: Международные экономические организации. М., 1982.

Практическая деятельность, многонациональных предприятий развивающихся стран способствует борьбе этих стран за становление нового международного экономического порядка, укреплению национальной экономики, стимулируя интеграционные процессы в международных региональных, субрегиональных экономических и таможенных союзах, содействующих повышению роли сотрудничества «Юг—Юг» в международных экономических отношениях развивающихся стран, и тем самым углубляет процесс региональной систематизации норм и принципов международного таможенного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: