double arrow

СОГЛАСОВАНИЕ ПОЗИЦИЙ ГОСУДАРСТВ ПО ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗКАХ


В практике международных таможенных отношений существуют две категории операций по смешанным международным перевозкам грузов, выполняемых в соответствии с правилами таможенного контроля, т.е. грузов, перевозимых в соответствии с процедурой таможенного транзита*.

* Док. ООН. TD/B/AC, 15 от 3 июля 1974 г.

В глоссарии международных таможенных терминов Совета таможенного сотрудничества таможенный транзит определяется как «таможенная процедура, .в соответствии с которой грузы перевозятся под таможенным контролем с одной таможни на другую по одной и той же территории». Таможенный транзит определяется как «международный», если таможни, осуществляющие данную процедуру, находятся на различных таможенных территориях.

К первой категории таможенных операций относятся генеральные грузы, перевозимые относительно небольшими неоднородными единицами (корзинки, ящики, картонки и др.), пригодные для традиционных таможенных методов контроля. Перемещение таких грузов с одного транспортного средства на другое может быть связано с определенным таможенным досмотром и оформлением новых документов.

Ко второй категории таможенных операций можно отнести движение грузов унифицированными единицами в стандартизированных контейнерах для смешанных перевозок, которые можно быстро переместить с одного транспортного средства на другое без промежуточной разгрузки, что позволяет наиболее эффективно использовать транспортные средства. С таможенной точки зрения использование контейнеров для смешанных перевозок представляет некоторые затруднения, связанные с сокращением времени.

Основной таможенной транзитной процедурой является национальная процедура, направленная на облегчение перемещения грузов под таможенным контролем в пределах таможенной территории. Примером такой перевозки может служить перевозка от границы до внутренней таможни для очистки и от одной границы до другой, когда грузы просто пересекают промежуточную территорию между двумя иностранными государствами. Эти национальные процедуры регулируются национальным законом, правилами и положениями, связанными с использованием национальной документации и национальной гарантии уплаты любых пошлин и налогов. Общий контроль на национальном уровне начинается в момент поступления грузов на таможенную территорию (или когда они покидают таможенный склад) и кончается, когда заявитель освобождается от обязательств таможни.

В дополнение к этим национальным процедурам существует ряд международных документов, относящихся к международному таможенному транзиту грузов. Основной целью таких международных соглашений является обеспечение процедур, при помощи которых грузы могут пересечь ряд стран; при этом не требуется заполнение и оформление национальной документации (что заменяется международной декларацией), национальных гарантий (что заменяется соглашениями о международной безопасности), с минимальным таможенным контролем в течение всего маршрута или рейса.

Когда грузы доставляются в опечатанных транспортных единицах (контейнеры, грузовые автомашины, железнодорожные вагоны и суда внутренних водных путей), эти единицы опечатываются таможней в месте погрузки и должны в принципе иметь возможность следовать к месту конечного назначения без досмотра другими таможенными службами, которым необходимо только удостовериться, что запечатанная таможенная пломба цела.

На этом принципе основаны законные таможенные операции по сквозным перевозкам.

Отдельные международные соглашения не идут дальше изложения этого принципа. Так, Конвенция о свободе транзита (Барселона, 1921 г.)*, разработанная еще Лигой Наций и все еще действующая, излагает цель предоставления грузам, по возможности, свободного прохода через страны; те же положения сформулированы в ст. V Нью-Йоркской транзитной конвенции**, которая предусматривает, что процедуру таможенного транзита нельзя прерывать и она должна охватывать весь транспортный маршрут, т.е. должна применяться на основе сквозного провоза грузов между странами, а в случае необходимости — различными транспортными средствами и под ответственность различных перевозчиков.

* См.: Сборник договоров Лиги Наций. Т. 112.

** См.: Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г. / Серия договоров ООН. Т. 597.

Другие международные документы о таможенном транзите касаются территориальных ограничений (соглашение может быть ограничено определенным конкретным районом и группой стран) или ограничения транспортных средств (применяются только к грузам, перевозимым, например, по железной дороге).

К таким международным таможенным транзитным соглашениям можно отнести: Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 15 января 1959 г., Конвенцию о таможенной очистке международных перевозок грузов дорожными транспортными средствами от 18 ноября 1965 г., Таможенные правила перевозки по скандинавским дорогам (Скандинавский паспорт), Международную конвенцию об облегчении условий железнодорожной перевозки грузов через границы (Конвенция МЖДП) от 10 января 1952 г., Конвенцию о судоходстве по Рейну от 17 октября 1968 г., Таможенную конвенцию о временном ввозе грузов с применением книжки АТА от 16 декабря 1961 г., Таможенную конвенцию о международной транзитной перевозке грузов (Конвенция ТМТ) от 7 июня 1971 г., Соглашение стран Содружества Независимых Государств о порядке таможенного оформления транзитных грузов 1992 г.

Рассмотрим основные положения международных договоров, касающиеся таможенных операций по международным смешанным перевозкам:

1. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП), разработанная Европейской экономической комиссией ООН, предусматривает процедуру международного сквозного таможенного транзита для грузов, перевозимых по дороге в надежных дорожных транспортных средствах или в контейнерах. Для процедуры МДП транспортные средства и контейнеры должны соответствовать определенным требованиям, предъявляемым к их конструкции и оборудованию, и быть утвержденными с точки зрения безопасности перевозки грузов, опечатанных таможней.

Конвенция МДП первоначально предназначалась для перевозок одним видом транспорта, поскольку она ограничивалась автомобильным транспортом. Однако Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ее рамки были расширены и она была распространена на дорожные перевозки, включающие также морские или железнодорожные отрезки пути. Таможенный контроль начинается на таможне в месте отправки, в месте начала транзитной операции. Когда грузы находятся на месте, единицы перевозки (транспортные средства или контейнеры) и книжка предъявляются таможне для проверки и наложения таможенных пломб. Могут быть введены временные ограничения и конкретные маршруты, и единица перевозки со своим грузом и книжкой должна быть предъявлена таможенной администрации на каждой пограничной промежуточной таможне и на таможне места назначения. В процессе пересмотра этой Конвенции была заключена новая Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 г.), в которой сформулированы положения, касающиеся таможенных операций для некоторых тяжеловесных грузов и др.

В 1987 г. Административный комитет Конвенции МДП 1975 г. по предложению таможенных органов Швеции внес предложение по поправке к Конвенции в следующей формулировке: «Образец свидетельства о допущении автотранспортного средства, содержащийся в приложении 4 к Конвенции МДП 1975 г., изменяется следующим образом:

1. Компетентный орган, выдавший свидетельство о допущении, должен указать число таможенных печатей и пломб в пункте 5 свидетельства»*. В случае необходимости к свидетельству о допущении должна прилагаться точная схема мест наложения печатей и пломб.

* Док. ООН. Е/Транс. от 27 августа 1987 г.

Комиссией Европейских сообществ в 1987 г. разработаны правила, предусматривающие упрощение формальностей, выполняемых таможней места отправления при перевозке грузов с применением книжки МДП.

Ст. 3 Правил предусматривается, что таможенные органы каждого государства — члена Сообщества могут разрешать любому грузоотправителю, допущенному к перевозкам МДП, удовлетворяющему условиям, предусмотренным в ст. 4, и желающему осуществлять международные перевозки грузов с применением книжки МДП, не представлять таможне места отправления ни груза, ни книжку МДП, содержащую информацию об этих грузах*.

* Док. ООН. Е/Транс. от 27 августа 1987 г.

2. Таможенные правила перевозки по скандинавским дорогам основаны на соглашении между Данией, Финляндией, Норвегией и Швецией. Они предусматривают сквозную транспортную систему для товаров, перевозимых по маршруту, пролегающему по территории этих стран, на основе документа — Таможенный пропуск по скандинавским дорогам (скандинавский паспорт).

3. Международная конвенция об облегчении условий Железнодорожной перевозки грузов через границы (Конвенция МЖДП)* предусматривает создание и функционирование совместных пограничных железнодорожных станций, на которых может осуществляться таможенный контроль двумя пограничными странами, а также наличие системы таможенного транзита для грузов, перевозимых по железной дороге.

* См.: Конвенция (КОТИФ) 1980 г.: Сборник договоров ООН. Т. 1396. 1985.

В целях сокращения задержек на станциях таможенный досмотр по возможности проводится в процессе перевозки. Существует также положение о наложении пломб на багажные купе, контейнеры и т.д. и о создании пунктов на внутренних станциях для выполнения формальностей по таможенной очистке либо до начала, либо по окончании самого провоза. Многочисленные практические положения таможенной очистки оставлены на усмотрение соответствующей таможенной и железнодорожной администрации.

В соответствии с процедурой МЖДП Договаривающиеся стороны опознают таможенные пломбы других Договаривающихся сторон и используют стандартный бланк международной таможенной декларации (бланк МЖДП), образец которого от 1969 г. прикладывается к исходному бланку Европейской экономической комиссии.

Однако многие европейские страны, являющиеся Договаривающимися сторонами Конвенции МЖДП, отказались от требования об использовании бланка МЖДП и используют в качестве таможенного транзитного документа копию железнодорожной транспортной накладной. С другой стороны, ряд европейских стран, не являющихся Договаривающимися сторонами самой Конвенции, используют бланки МЖДП (международная таможенная декларация — форма ТИФ) для транзитных грузов, перевозимых по железной дороге на их таможенной территории.

Международный комитет железнодорожного транспорта принял в 1987 г. рекомендацию, предусматривающую принятие международной накладной или накладной МГК в качестве товаросопроводительного документа вместо международной таможенной декларации ТИФ*. Однако в силе остается договоренность, согласно которой перевозчик должен заполнить во въездной таможне транзитную декларацию с обязательством доставить груз до таможни места назначения, в которой груз подвергается таможенной очистке в соответствии с установленным, таможенным режимом**.

* Док. ООН. Е/Транс. от 27 августа 1987 г.

** Там же.

В настоящее время Европейской экономической комиссией разрабатывается проект трансъевропейской железнодорожной магистрали Север—Юг (ТЕЖ). Этот проект ускорит практическое применение положений Европейского соглашения о международных магистральных железнодорожных линиях (СМЖЛ) и будет способствовать упорядочиванию Европейской транспортной системы. Следует отметить, что совершенствование железнодорожных линий будет опираться на действующие таможенные стандарты МЖДП*.

* Там же, от 17 августа 1987 г.

4. Конвенция о судоходстве по Рейну и документы, содержащие поправки к ней. Это соглашение обычно называют Маннгеймской конвенцией: оно определяет основы таможенного досмотра грузов, перевозимых по Рейну. Конвенция предусматривает упрощенную процедуру транзита для грузов, перевозимых судами внутренних водных путей по этой реке через территории Договаривающихся стран, при условии, что судно не меняет своего груза и на его трюмы наложены пломбы. Таможенным документом являетсяРейнский манифест. Следует отметить, что существуют подобные соглашения, регламентирующие движение и процесс таможенной очистки грузов по другим международным рекам.

5. Таможенная конвенция о Карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. Карнет АТА — международный таможенный документ, который используется в качестве таможенной декларации при помещении товаров (за исключением транспортных средств) под таможенный режим временного ввоза. Карнет АТА обеспечивает идентичность товаров и используется в качестве международной действующей гарантии (обеспечения) уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. При помещении под таможенный режим временного ввоза товаров, ввозимых из стран — участниц конвенции, если в отношении этих товаров применяется полное освобождение от ввозных таможенных пошлин и налогов, таможенное оформление и контроль за такими товарами осуществляется с применением Карнета АТА.

6. Таможенная конвенция о временном ввозе грузов с применением книжки АТА подготовлена Советом Таможенного сотрудничества и Договаривающимися сторонами ГАТТ совместно с ЮНЕСКО. Она предусматривает международный таможенный документ (книжку АТА), который содержит международную гарантию, установленную международной гарантирующей цепью. Хотя система АТА предназначена прежде всего для использования в связи с операциями по временному ввозу, ее можно использовать также для целей таможенного транзита грузов, находящихся в пути следования в страну временного ввоза и обратно в страну вывоза.

Существует широкий круг соглашений о временном ввозе, для которых можно использовать эту процедуру, хотя в действительности они содержатся в таких других документах, как Конвенция о профессиональном оборудовании и Конвенция о ярмарках и выставках. Кроме того, многие страны признают книжки АТА для некоторых видов временного ввоза, не включенных в международные соглашения, но предусмотренных национальным законодательством.

7. Таможенная Конвенция о международной транзитной перевозке грузов (Конвенция ТМГ) была разработана и принята Советом таможенного сотрудничества в 1971 г. В настоящее время в различных странах применяются многие процедуры, установленные этой Конвенцией и встречающиеся в других соглашениях о транзите. Примерами могут служить положение пломб и досмотр, а также общие меры, принимаемые в целях обеспечения сохранности грузов в процессе перевозки, предоставление по просьбе некоторых таких видов услуг, как таможенный присмотр в частном помещении (расходы, связанные с такой работой, обычно несет соответствующее юридическое или физическое лицо) и создание внутренних складов очистки постоянными таможнями.

Столкнувшись с широким применением контейнеров для смешанных перевозок и других единиц перевозки, таможенная администрация и власти в течение ряда лет меняли свои методы и процедуры*. В частности, был упрощен контроль при ввозе и вывозе, были созданы специальные внутренние центры для таможенной очистки в целях избежания заторов в портах и аэропортах. Требования к документации стали более гибкими, позволяющими более широко использовать линии для передачи данных компьютеров. Тем не менее эффективное осуществление таможенного контроля без связанных с этим транспортных задержек вызывало некоторые затруднения, и возникла необходимость в новом международном соглашении о транзите, в котором были бы учтены новейшие методы перевозок и предусмотрены сквозные смешанные транспортные операции во всемирных масштабах.

* По мнению Административного комитета Таможенной конвенции, касающейся контейнеров 1972 г., необходимо обеспечить меры по постоянному соответствию контейнеров требованиям стандартов на перевозку грузов под таможенными пломбами и печатями. См.: Док. ООН. Е/Транс. 58. 1987.

Поэтому Конвенция ТМГ применяется к перевозкам грузов всеми соответствующими средствами: контейнерами, дорожными транспортными средствами, железнодорожными вагонами, лихтерами, баржами и другими судами внутренних водных путей при условии, что транспортное оборудование, будучи опечатанным, может быть признано надежным для таможенного транзита. Конвенция применяется также к грузам, которые нельзя перевозить с наложенными пломбами, поскольку они слишком тяжелы или громоздки, такие грузы носят название «исключительные партии».

Основа Концепции сквозных смешанных перевозок заключается в том, что грузы поступают от экспортера к импортеру с минимальным перерывом и задержкой, и для этого Конвенция ТМГ предусматривает, что таможня проводит основную часть своей работы в начале и в конце маршрута, сокращая, насколько это возможно, контроль в процессе перевозки. В принципе контроль может быть ограничен проверкой транзитной декларации и целостности таможенной пломбы на единице перевозки в момент пересечения таможенной границы.

С точки зрения таможенных контрольных операций Конвенцию ТМГ можно рассматривать не только с учетом новых процедур, но также в свете изменений во времени и месте осуществления основного контроля. Концепция контор погрузки нова, но именно в данном случае важно не только то, что это новые методы контроля, но и тот факт, что необходимые меры осуществляются там, где это удобно с административной точки зрения и в обстоятельствах, не связанных с задержками в перевозке грузов. Еще одна, совершенно новая мера упрощения была добавлена в этой связи: она заключается в том, что Конвенция ТМГ предусматривает, что таможня может уполномочить частных лиц накладывать таможенные пломбы от имени властей. Эта мера при широком применении, очевидно, будет содействовать сокращению объема работы таможни.

8. Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах 1982 г. В части согласования условий контроля на границах при железнодорожных перевозках по предложению Международного союза железных дорог (МСЖД) принято решение Европейской экономической комиссией ООН: а) о согласовании перечня грузов, к которым при международных перевозках в случае импорта применяются специальные формальности на границах; б) об устранении контроля транзитных отправок и в) о проведении обязательного контроля в наиболее удобных местах страны*.

* Док.ООН. Е/Транс. 58 от 27 августа 1987 г. С. 5.

Следует отметить, что в настоящее время имеется значительное число документов о таможенном транзите. Кроме рассмотренных имеются и другие региональные соглашения в этой области, такие как соглашения Канады и Соединенных Штатов Америки и Европейских экономических сообществ, соглашения для перевозок по другим международным рекам, сходные с Конвенцией о судоходстве по Рейну, соглашение ЕЭС с европейскими государствами, не являющимися членами Сообщества*.

* Main Provisions of the Cyprus E.E.C. Customs Union Agreement. 1987.

За исключением Конвенции МДП, АТА и ТНГ, остальные Конвенции являются региональными и применяются только к грузам, перевозимым определенным транспортным средством.

9. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН сорок шестой сессии № 212 подтверждается право стран, не имеющих выхода к морю, на доступ к морю и на свободу транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами в соответствии с международным правом. Развивающиеся страны транзита при осуществлении их полного суверенитета над своей территорией имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы права и возможности, предоставляемые развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, никоим образом не нарушали их законных интересов*.

* Док. ООН. TD/B/LDC/АС. 1/3 от 25 мая 1993 г.

Транзитные перевозки осуществляются в рамках соглашений и конвенций, соответствующих двусторонних и региональных договоренностей, механизмов сотрудничества взаимодействия, которые определяют принципы и условия, регулирующие развитие инфраструктуры транзитных перевозок, механизма ее использования, управления ею и ее обслуживания, а также регулярные процедуры транзита. На многостороннем уровне принят ряд конвенций, связанных с транзитными перевозками, а некоторые из них устанавливают принципы, которые могут служить руководящими при разработке и осуществлении двусторонних и субрегиональных соглашений в области транзитных перевозок; другие же, имеющие технический характер, способствуют разработке основ для осуществления транзитных перевозок. Ряд региональных и субрегиональных соглашений, связанных с транзитными перевозками, охватывают такие аспекты; как железнодорожные, автомобильные и внутренние водные маршруты транзитных перевозок, таможенная документация и процедуры, системы закладных, ответственность за товары, условия складирования транзитных товаров, режим обслуживания дорог, плата за пользование дорогами, процедура таможенной очистки и транспортно-экспедиционного обслуживания.

Ряд серьезных проблем вызывает правовое регулирование процесса складирования транзитных грузов. Прежде чем транзитный груз может быть вывезен из порта, сначала необходимо завершить такие процедуры, как обработка документов и таможенная очистка. Одной из основных причин задержек и высоких транзитных расходов как в портах, так и на пограничных контрольно-пропускных пунктах являются таможенные процедуры. С этим связано позднее прибытие документов в транзитные морские порты, обременительные процедуры таможенной очистки на границах, длительное нахождение грузов на складах с последующими значительными расходами по хранению, убытками и хищениями, дорогостоящие таможенные закладные и слабые возможности таможенных агентов и агентов транспортно-экспедиционного обслуживания.

Тенденции к росту контейнеризации создают возможности для повышения сохранности транзитных грузов, снижения риска хищений на таможнях и доставку грузов «от двери до двери» одним оператором, занимающимся смешанными перевозками. Как в странах, не имеющих выхода к морю, так и в странах транзита ощущается нехватка подготовленных кадров, которые могли бы обеспечить эффективное управление транзитными операциями на всех уровнях.

Странам, не имеющим выхода к морю, и странам транзита следует добиваться стандартизации положений, регулирующих ответственность перевозчиков, в форме межгосударственных соглашений для каждого вида перевозок (автомобильных, железнодорожных, перевозок внутренними водными путями и смешанных перевозок) на основе общих руководящих принципов, изложенных в Международной конвенции об автомобильной перевозке грузов, Международной конвенции о железнодорожной перевозке грузов с учетом региональных обычаев. В связи с этим следует создавать, а в случае их существования укреплять субрегиональные или действующие в конкретном коридоре ассоциации частного сектора в составе предприятий, осуществляющих автомобильные перевозки, советов транспортных предприятий и грузоотправителей из государств, не имеющих выхода к морю, и государств транзита при поддержке торговых палат.

10. Совет таможенного сотрудничества уделил первоочередное внимание подготовке приложения о таможенном транзите в Международной конвенции об облегчении и согласовании таможенных процедур, принятого в Киото (Япония) в мае 1973 г. Приложение содержит все основные принципы, на которых основаны международные процедуры таможенного транзита. Эти принципы охватывают международные документы и соглашения о гарантии, необходимые системы таможенного наложения пломб, а также соглашения об оказании взаимной административной помощи со стороны таможенных властей*.

* Convention Internationale pour la simplification et L'harmonisation des regimes douaniers. CCD. Bruxelles, 1985.

11. Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 1990». Редакция 1990 г. позволяет использовать электронный обмен данными (ЭОД) на основе Типового закона Комиссии ООН по праву международной торговли об обмене данными с применением электронных средств связи 1995 г. Изменение способов транспортировки, в частности, использование контейнеров, смешанных перевозок и перевозок судами «ро-ро» автомобильного и железнодорожного транспорта «по спокойной воде» привело к включению в «ИНКОТЕРМС 1990» условия «франко-перевозчик ... наименование пункта» (FCA) применимо для любого вида перевозок независимо от способа и сочетания различных способов транспортировки. Отсюда специальный раздел «ИНКОТЕРМС 1990» касается унификации процесса таможенной очистки. Желательно, чтобы таможенная очистка товаров осуществлялась стороной, имеющей свое местонахождение в стране ее проведения, или, по крайней мере, лицом, действующим от ее имени. Поэтому обычно экспортер осуществляет очистку вывозимых товаров, а импортер — ввозимых товаров (п. 8). Однако, согласно отдельным торговым условиям, покупатель может взять на себя таможенную очистку вывозимых товаров в стране продавца [группа EXW — отправка с завода, группа F — свободно вдоль борта судна (FAS)], а по другим условиям торговли продавец может осуществить очистку товаров для ввоза в страну покупателя (DEQ — поставка с пристани и DDP — поставка с оплатой пошлины). В этих случаях покупатель и продавец должны принимать на себя риск, связанный с запретом экспорта или импорта. Они обязаны учитывать, что соответствующие власти должны разрешить осуществление таможенной очистки стороной, не имеющей своего местонахождения в данной стране, или уполномоченным его лицом.

Особые проблемы могут возникнуть при условии, что продавец обязуется поставить товар в такое место назначения в стране покупателя, которого нельзя достичь без очистки товара для ввоза, а покупатель не выполняет своего обязательства по обеспечению таможенной очистки ввозимых товаров. В некоторых случаях продавец, имеющий обязательства доставить товар в помещения покупателя в стране импорта, соглашаясь провести таможенную очистку, не принимает на себя оплату пошлин. В этом случае условие DDU (поставка без оплаты пошлины) должно быть дополнено словами «DDL с таможенной очисткой»; соответствующие добавления могут быть сделаны к иным условиям группы «D» (прибытие), «ВВЗ (поставка с оплатой пошлины) без оплаты налога на добавленную стоимость», «DEQ (поставка с пристани) без оплаты пошлины». Если покупатель пожелает получить товар на складе продавца на условии EXW или получить его вдоль борта судна на условиях FAS, но чтобы при этом очистка товара для экспорта была проведена продавцом, то к соответствующему условию контракта может быть добавлено «очищено от экспортной пошлины». С другой стороны, если продавец готов поставить товар на условиях DEQ или DDP, но без принятия на себя обязательства частично или полностью уплатить пошлину, другие налоги или официальные сборы, связанные с ввозом товаров, то к условию DEQ может быть добавлено «без оплаты пошлины» либо могут быть исключены конкретные виды налогов и сборов, которые продавец не намерен оплачивать, например, «без оплаты налога на добавленную стоимость». Во многих странах иностранной компании трудно получить не только импортную лицензию, но и освобождение от уплаты пошлины (вычета НДС и др.). Запись «доставлено с уплатой пошлины за счет покупателя» снимает эти обязательства с продавца*.

* См.: Скаридов А.С. Международное частное право. СПб., 1998. С. 644, 645.


Сейчас читают про: