double arrow

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА ТОРГОВЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ (ГСТП) РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН - ОДНА ИЗ ФОРМ РЕГИОНАЛЬНОЙ УНИФИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В 1976 г. «Группа 77» на Конференции в г. Мехико выступила с инициативой о создании наряду с Общей системой преференций другой — Глобальной, или Генеральной, системы торговых преференций (ГСТП). Государства — участники Конференции обсудили трудности ведения переговоров, связанные с выбором форм установления общей преференциальной системы с учетом возможности использования различных форм, способствующих расширению мировой торговли, а также необходимости учета каждой товарной позиции в целом комплексе вопросов генеральной системы. В то же время положение усложняется и тем, что в рамках региональных соглашений об интеграции уже сформировались свои системы преференций. Обсудив эти трудности, государства-участники определили очередность мероприятий, необходимых для проведения в качестве подготовительного этапа на пути создания такой Глобальной системы. Среди мер, рекомендованных Конференцией к реализации, определены: разработка проекта будущей Генеральной системы торговых преференций между развивающимися странами; организация межгосударственных торговых связей без посредников — путем заключения долгосрочных торговых соглашений; создание и обеспечение условий функционирования в развивающихся странах товарных бирж; организация взаимных поставок сырья, промышленных товаров и подготовка необходимых условий для систематического обмена производственным опытом.

Наряду с этим была принята программа экономического сотрудничества развивающихся стран на субрегиональном, межрегиональном и глобальном уровнях. В число основных форм Программы сотрудничества входят: торгово-политические мероприятия; сотрудничество государственных торговых организаций; создание многонациональных сбытовых организаций, многонациональных производственных предприятий: содействие интеграции; сотрудничество в передаче технологии; системы страхования и перестрахования; сотрудничество в валютно-финансовой области; техническое сотрудничество; проведение институционных мероприятий и др.

В области торгово-политических мероприятий главное внимание уделяется Генеральной системе торговых преференций. В качестве первого этапа предусматривается установление связи между субрегиональными, региональными и межрегиональными системами преференций, а также охват развивающихся стран двусторонними соглашениями.

Программа создания Генеральной системы торговых преференций предполагает поэтапное проведение переговоров на основе принципа взаимной выгоды с предоставлением невзаимных уступок в пользу экспортных товаров из наименее развитых, внутриконтинентальных и островных государств*.

* См.: Движение неприсоединения в документах и материалах. М., 1983. С. 213.

Группа развивающихся стран «77» в Каракасской Программе акций, Декларации министров иностранных дел «группы 77» в Нью-Йорке 1982 г., Министерским Советом Генеральной системы торговых преференций в Нью-Дели в 1985 г., в Бразилии 1986 г. и в Белграде в 1988 г. сформулировали Генеральную систему торговых преференций для развивающихся стран в специальном договоре о Глобальной Системе Торговых Преференций*. В первой части договора даются определения институтов договора. Так, участниками являются государства — члены «группы 77», а также субрегиональные, региональные и межрегиональные развивающиеся страны «группы 77». В ст. 3 договора определены принципы Генеральной Системы Торговых Преференций (ГСТП), среди которых выражается сдержанное намерение по участию в экономической системе стран мирового сообщества.

* См.: Конвенция о.Глобальной Системе Торговых Преференций для развивающихся стран от 13 апреля 1988 года (Белград); Agreement on the Global System of Trade Preferences among developing countries. Belgrad, 1988; Сборник договоров Организации Объединенных Наций. Т. 1534, 1989. С. 120.

Ст. 4 определяются составные части ГСТП, которые состоят из соглашений относительно тарифов; соглашения о равенстве тарифов (номинальной стоимости); соглашения об оценке тарифного измерения; соглашения об установлении прямых торговых отношений, включая средства долгосрочных контрактов; соглашения относительно секторальных договоров. Ст. 5 формулируется график торговых уступок, ст. 7 определяются статус и полномочия Комитета участников договора. Комитет утверждает результаты дискуссий и принимает рекомендации в соответствии со ст. 21 договора, а также устанавливает правила имплементации международных договоров. В состав Комитета входят: Комитет по правилам процедуры и Комитет по регулируемым финансовым правилам. Далее определяются правила сотрудничества с международными организациями (ЮНКТАД и др.). Значительная часть договора посвящена правилам осуществления переговоров по торговым уступкам. Это сохранение порядка оценки уступок, модификация и изъятие уступок, гарантийные меры, правила (нормы) происхождения товаров, процедуры определения долгосрочных и краткосрочных контрактов в интересах участников ГСТП. Далее определяются правила осуществления переговоров с наименее развивающимися странами, а также с субрегиональными, региональными и интеррегиональными группами (ст. 18). Ст. 21 определяется процедура урегулирования споров и дискуссий по вопросам ГСТП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: