Перечень торговых переговоров в рамках ГАТТ (1947—1994 гг.)

Цель Соглашения со всей очевидностью изложена в его преамбуле: организовать «такое регулирование международной торговли, которое бы обеспечивало ее стабильность и предсказуемость»* и сделать это путем взаимного многостороннего снижения ставок национальных таможенных тарифов в рамках договора, в котором «инкорпорировались бы широкие тарифные скидки и согласованные в 1947 г. в Женеве обязательства»**.

* GATT. Basic Instruments and Selected Documents. Geneva. March, 1969. V. IV. ГАТТ. М., 1994.

** Jackson J. World Trade and the Law of GATT. N. Y., 1969; Дюмулен И. Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы и правила // БИКИ, 1993, № 7/8.

Нормы ГАТТ накладывают ограничения на выбор государствами-членами средств таможенной торговой политики.

Текст Соглашения состоит из 38 статей, которые подразделяются на 4 составные части:

— часть I закрепляет таможенный режим наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных торговых операций и международных платежей по экспорту и импорту, согласно которым этот режим (применяемый наряду с национальным режимом) распространяется на таможенные пошлины, всякого рода внутренние налоги и сборы, а также на национальное законодательство, распоряжения и правила, регулирующие экспортно-импортные операции на территориях государств-членов (ст. ст. I, II);

— в части II закрепляются принципы таможенно-тарифной политики: принцип наибольшего благоприятствования в таможенном обложении; принцип взаимности таможенно-тарифных уступок; принцип основного поставщика и др. (ст. ст. III—XXIII);

— в части III закрепляются порядок введения и отмены тарифных уступок, порядок создания таможенного союза, зоны свободной торговли и другие вопросы процедурного характера (ст. ст. XXIV-XXXV);

— часть IV «Торговля и развитие» (ст. ст. XXXVI—XXXVIII). Она была включена в Соглашение только в 1966 г. с целью учета специфики проблем развивающихся стран и реализации особого подхода для их разрешения в направлении увеличения их валютных поступлений от экспорта товаров и стабилизации цен на сырьевые товары. Следовательно, промышленно развитые государства в соответствии с частью IV обязаны предоставлять освободившимся странам более благоприятный таможенный режим.

Включение в текст Генерального соглашения этой части явилось своего рода ограниченным отходом от принципа полной взаимности. Именно «полной», ибо включение в договор специальной части IV не исключало вообще принцип взаимности их взаимоотношений государств-членов, а лишь ограничивало его.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле является единственным международным многосторонним договором, регулирующим торговую и таможенную политику государств различных социально-нетарифных барьеров; консолидации таможенных ставок и др.

Международно-правовой механизм деятельности Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле (ГАТТ). Генеральное соглашение включало четыре группы руководящих органов: постоянные органы, межправительственные органы, рабочие группы, а также специальные органы (группы) экспертов, задача которых состояла в изучении спорных проблем и поиске решения компромиссов.

Первую группу руководящих органов представлял Секретариат ГАТТ во главе с Генеральным директором. Он имел двух заместителей, одному из которых подчинялись отделы нетарифных мер, развития, торговой политики, технического сотрудничества и специальных программ, другому — подотдел экономических исследований и анализа, а также отделы: сельскохозяйственный, таможенных барьеров, технических и других барьеров в торговле.

Вторую группу межправительственных органов представлял высший орган ГАТТ — сессия Договаривающихся сторон, в ведении которой находился широкий круг вопросов. Как правило, сессии ГАТТ собирались ежегодно. Наряду с регулярными по решению стран-участниц, принятому большинством голосов, могли быть созваны и специальные сессии. В перерыве между сессиями все вопросы деятельности ГАТТ рассматривались Советом представителей ГАТТ, который собирался 8—9 раз в год. Участие в его работе мог принять любой член Соглашения.

С начала 80-х годов в ГАТТ все более заметную роль стала играть так называемая «Группа 18». созданная в 1975 г. для разработки программы реформы, но в 1979 г. получившая постоянный статус. В ее задачу входило наблюдение за состоянием международной торговли, а также за реализацией на практике положений ГАТТ, предотвращение серьезных нарушений в международной торговле.

К числу межправительственных органов относятся комитеты, созданные ГАТТ для решения конкретных вопросов. В их число входят:

— созданный под влиянием развивающихся стран Комитет по торговле и развитию;

— Комитет по торговле сельскохозяйственными товарами;

— Текстильный комитет;

— Группа по количественным ограничениям и другим нетарифным мерам;

— Комитет по тарифным уступкам;

— Комитет по ограничениям, вытекающим из состояния платежного баланса;

— Комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам.

В результате многосторонних переговоров в рамках Токийского раунда был создан еще целый ряд комитетов и советов, в обязанность которых входило наблюдение за реализацией достигнутых в его ходе договоренностей. К ним относятся:

— Комитет по техническим барьерам в торговле;

— Комитет по субсидиям и компенсационным пошлинам;

— Комитет по антидемпинговой практике;

— Комитет по таможенной оценке;

— Комитет по правительственным закупкам;

— Комитет по импортному лицензированию;

— Комитет по торговле гражданской авиатехникой.

В ГАТТ имелись также Международный совет по мясу и Международный совет по молочным продуктам.

Третья группа — регулярно действующие органы ГАТТ, которыми создавались многочисленные рабочие группы, рассматривающие различные вопросы с целью подготовки совместных решений Договаривающихся сторон.

Четвертая группа — группа экспертов — состояла из специалистов, юридически не являвшихся представителями стран — членов ГАТТ.

Важную роль в системе ГАТТ играли периодически проводившиеся переговорные конференции (всего их прошло восемь), последней из которых был Уругвайский раунд.

В основу деятельности Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле был положен ряд принципов. Важнейшими из них являются принцип наибольшего благоприятствования (РНБ) и национальный режим. В соответствии с текстом Соглашения РНБ требует, чтобы «любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной-участницей любому продукту, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, были распространены немедленно и безусловно на аналогичный продукт, происходящий из или предназначенный для всех других стран-участниц»*.

* См.: БИКИ, 1986, № 10. С. 157.

Из режима наибольшего благоприятствования Соглашение допускает следующие исключения:

— разрешается продолжать использовать в прежнем объеме преференции, существовавшие на момент образования ГАТТ;

— допускается ограничение действия режима по соображениям государственной безопасности;

— из-под действия режима наибольшего благоприятствования исключаются уступки в области таможенно-тарифной политики, предоставленные при образовании таможенного союза или зоны свободной торговли. При этом ГАТТ определяет таможенный союз как замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин и создании единого внешнего таможенного барьера. В свою очередь, зона свободной торговли определяется как группа стран, взаимно отменивших таможенные пошлины на все или ряд товаров:

— принятая в ходе Токийского раунда так называемая «разрешающая оговорка» позволяет развивающимся странам пользоваться на постоянной и невзаимной основе в виде исключения четырьмя видами льгот: тарифными преференциями по Общей системе преференций; тарифными преференциями, действующими в отношениях между развивающимися странами; более льготными дифференцированными условиями, сформулированными в ряде соглашений Многосторонних торговых переговоров (МТП) в рамках Токийского раунда; специальным режимом в отношении наименее развитых стран.

Следует отметить, что в «разрешающую оговорку» по настоянию развитых стран включен так называемый «градационный подход», подразумевающий, что по мере развития национальной экономики развивающиеся страны должны будут брать на себя больше обязательств, вытекающих из их членства в ГАТТ.

По трактовке ГАТТ национальный режим предусматривает, что товарам иностранного происхождения будет предоставляться тот же режим, что и национальным, в отношении налогов, сборов, а также национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Особое внимание при этом уделяется использованию в торгово-политических целях налогов и сборов.

Кроме того, одним из важнейших принципов ГАТТ является признание того, что защита национальной экономики должна проводиться преимущественно с помощью таможенных тарифов, но не на основе каких-либо других торгово-политических мероприятий. Использование количественных ограничений, за исключением отдельных случаев (обеспечение равновесия платежного баланса, соображений национальной безопасности), запрещается. Однако в случае, если страна по указанным выше соображениям все-таки прибегает к количественным ограничениям своей торговли, она должна применять их недискриминационно, т.е. в отношении всех стран-членов, а не выборочно в отношении одного или группы государств.

В ГАТТ закрепляется обязательство стран-членов начать консультации при проведении любых мероприятий в области торгово-политических взаимоотношений между государствами.

Многосторонние торговые переговоры (МТП) в рамках Токийского раунда продолжались шесть лет (с 1972 по 1979 гг.). В них участвовали 99 государств, из которых 26 не являлись членами ГАТТ. Переговоры были практически открыты для всех желающих принять в них участие*.

* См.: Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики. М., 1997. С. 28.

Был создан руководящий орган переговоров — Комитет по торговым переговорам и семь переговорных групп: по тарифам, тропическим товарам, нетарифным мерам, сельскому хозяйству, секториальному (отраслевому) подходу, защитным мерам, правовой структуре международной торговли.

В заключительном протоколе переговоров было сказано, что их участники рассматривают приложенные к протоколу тексты договоренностей и соглашений как окончательные, не подлежащие каким бы то ни было изменениям, и передают их своим правительствам.

Соглашения и договоренности МТП вступили в силу в 1980 и 1981 гг.

Принятые в ходе МТП решения означают значительный поворот в деятельности Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле, серьезное расширение сферы его деятельности, суть которого заключается в том, что оно вышло за сферу чисто тарифных переговоров, за пределы, определенные первоначальным текстом Соглашения.

Многосторонние торговые переговоры включали такую исключительно важную проблему, как разработка новых принципов и норм международной торговли.

Важным итогом МТП является также то, что все подписавшие соглашения страны должны привести свое национальное законодательство в затрагиваемых областях в соответствие с принятыми решениями.

Еще одним существенным фактором является то, что положения новых соглашений, становясь национальными законами, распространяют свое действие на все страны, в том числе и на неучаствующие в ГАТТ, хотя льготы, вытекающие из заключенных в ходе МТП соглашений, действуют только в отношении государств, подписавших конкретные соглашения. В результате принятые в ходе МТП соглашения объективно привели к появлению так называемого «тройного режима» в международной торговле: для стран — участниц ГАТТ, их подписавших; для стран — участниц ГАТТ, их не подписавших; для всех остальных государств.

В итоге МТП было принято 12 соглашений и договоренностей, охватывающих четыре группы вопросов: снижение таможенных пошлин, регулирование торговли по трем группам товаров (мясные и молочные продукты, гражданская авиатехника), толкование и применение статей VI, VII, XIII ГАТТ, создание новых норм и положений.

Вкладом в деятельность ГАТТ была интерпретация применения ряда его статей, получившая название кодексов. Всего их было принято шесть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: