Формирующееся право приграничного таможенного партнерства и сотрудничества региональных и местных властей стран Европы и азиатского региона

Юридической базой для партнерства и сотрудничества через границы для региональных и местных властей являются Мадридская Конвенция о приграничном сотрудничестве 1980 г., Европейская Хартия местного самоуправления 1985 г. и Дополнительный протокол к Мадридской Конвенции 1995 г. Приграничное партнерство и сотрудничество имеет отличия по своей природе от межгосударственных отношений, базирующихся на международном праве. Местная автономия – это право на свободное управление территориальными единицами, которое формируется в большинстве европейских стран.

Понятие приграничного партнерства и сотрудничества включает различные аспекты деятельности, основная же его идея заключается в том, что право на партнерство и сотрудничество между регионами является частью местной автономии. Юридическая база трансграничного партнерства и сотрудничества создается многосторонними международными конвенциями, как это происходит в странах Европы, на двусторонних или трехсторонних международных договорах или государство может предоставить своим региональным местным органам конкретные юридические полномочия, позволяющие им развивать партнерство и сотрудничество*. Так, проблемы таможенного регулирования приграничной торговли в Северо-Западном регионе России, который находится на территории 6 областей и 2 республик — Коми и Карелии; имеющих общую границу с Финляндией, Эстонией, Латвией и Норвегией, разрешаются договаривающимися сторонами между пограничными таможенными администрациями, осуществляющими регулярные рабочие встречи по реализации унифицированных правил международной торговли. Таможенное регулирование этого процесса обеспечивает инвестиционный климат, разрешает задачи рационализации товарной структуры экспорта и импорта, создает возможность с помощью тарифного механизма отказаться от прямого лицензирования экспорта, позволяющего усовершенствовать его структуру.

* См.: Программа «ТАСИС». Международная конференция по приграничному сотрудничеству региональных и местных властей. С.-Пб., 1995; Регионы в системе внешнеэкономических связей Российской Федерации, Оренбург, 1998.

Отсюда таможенное дело способствует реализации процесса международной интеграции, развитию приграничной торговли. Приграничное сотрудничество Франции, Италии, Испании, Германии, Люксембурга, Швейцарии и Бельгии осуществляется в рамках норм и механизма регулирования таможенным правом Европейского Сообщества*. Совет Европы в процессе партнерства и сотрудничества с Российской Федерацией проявляет интерес к приграничным связям между местными областями Европы. Франко-германское соглашение о сотрудничестве 1995 г. характерно тем, что местные группы по приграничному сотрудничеству отвечают за обеспечение этого соглашения через внутреннее право обеих стран. Им охватываются регионы Эльзаса и Лотарингии, департаменты, коммуны и населенные пункты. Это соглашение парафинировали Люксембург и Швейцария. Таким образом, это соглашение получает четырехстороннее формирование для обязательств и прав местного самоуправления. С 1991 г. Болгарией реализуются Программы приграничного сотрудничества на основе опыта стран Европейского Союза и опыта приграничного партнерства и сотрудничества Германии, Польши, Чехии, Австрии и Словакии с соседями Болгарии: Грецией, Македонией, Румынией в области развития транспорта, социальных контактов населения, развития торговли, унификации таможенных формальностей и культурных связей.

* См.: Иванов И.Д. Европа регионов. М., 1998, а также Ben J. M. Terra. Community Customs Law. The Hague, 1995. Vol. 2.

Развивается быстрыми темпами и приграничное сотрудничество регионов Северо-Запада России с территориями сопредельных государств Северной и Восточной Европы. Юридической базой деятельности еврорегионов является внутреннее законодательство сотрудничающих стран, а также «Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» 1980 г. Основными формами деятельности еврорегионов являются экономика и занятость, транспорт, связь, таможенное дело, культура и образование, туризм, здравоохранение и социальная сфера, инфраструктура и защита окружающей среды. Решаются и проблемы обустройства совместной границы, взаимодействия в чрезвычайных обстоятельствах, партнерства правоохранительных администраций, водообеспечения, миграции населения приграничных районов. Механизм внутригосударственного согласования при вступлении тех или иных территориальных образований в Еврорегион в странах Западной Европы примерно одинаков. Решения об этом принимаются местными властями самостоятельно. Так, деятельность Польско-Чешско-Германского региона «Нейсе» позволила сократить безработицу в польско-германском приграничье. Другой Еврорегион «Карпаты» (Украина, Словакия, Венгрия, Румыния и Белоруссия) реализует программы транспортных и таможенных связей*. Еврорегион «Балтика» осуществляет свою деятельность на территории Калининградской области России, округа Барнхольм (Королевство Дания), городов Лиепаи, Клайпеды (Литва), воеводств Республики Польша и провинций Королевства Швеции. В документах о создании Еврорегиона «Балтика» закреплены принципы приоритета национального законодательства, в рамках которого осуществляется деятельность сторон, а также положение о том, что разрабатываемые совместные проекты и программы проходят согласование с заинтересованными органами своих государств. Основные цели объединения — партнерство и сотрудничество в подготовке и реализации программ в сферах промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, коммуникаций, таможенного дела, обмена передовой технологией, охраны окружающей среды и борьбы с преступностью.

* Рекомендации по подготовке документов об открытии Представительства Субъекта Российской Федерации за рубежом: Типовое положение о Представительстве Субъекта Российской Федерации за рубежом. Бюллетень № 1 Консультативного Совета Субъектов Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России. М., 1995.

В Российско-Китайском приграничном межрегиональном сотрудничестве участвуют более 50 субъектов и городов Российской Федерации. Создан Российско-Китайский Координационный Совет по международному и приграничному сотрудничеству, установлено торгово-экономическое партнерство и сотрудничество между местными администрациями 10 регионов России и Китая*. Совершенствуются партнерские связи Российской Федерации со странами Ассоциации Азиатско-Тихоокеанского Региона. Так, Лаосская Народно-Демократическая Республика рассматривается как транспортный узел всего региона, который свяжет Китай с Таиландом, Малайзией, Сингапуром**.

* См.: Абрамов А. Лесные ресурсы стран АТР и международная торговля // Дальний Восток России, 1997, № 3-4. С. 46.

** См.: Костюхина Г. АСЕАН: итоги деятельности 1967—1997 гг. //Там же. С. 23.

Совершенствуется деятельность Рабочей группы по поощрению коммерческого сотрудничества между Дальним Востоком РФ и Западным побережьем США Комиссии «Черномырдин-Гор». На заседании 28 октября 1997 г. присутствовало 260 делегатов с американской стороны и 120 — с российской (включая официальных представителей федеральных правительств, четырех штатов США и двенадцати регионов России, а также представителей частного сектора и некоммерческих структур)*.

* Заседание специальной Рабочей группы по поощрению коммерческого сотрудничества между Российским Дальним Востоком и Западным побережьем США Комиссии «Черномырдин—Гор» // Дальний Восток России, 1997, № 3—4. С. 22.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: