double arrow

СРЕДА ОБИТАНИЯ


Я (имя, фамилия), вступая в ряды (название организации), перед лицом своих товарищей торжественно клянусь...

Утром, торопливо втискиваясь в вагон метро, человек становится одним из пассажиров, едущих в этом поезде. Садясь на привычное место в аудитории, мы вливаемся в группу студентов. Встречаясь с друзьями, мы проводим время в компании близких людей. Хотим мы того или нет, каждый из нас одновременно является членом некоторого числа различных групп - объединений людей, связанных определенным общим признаком, деятельностью, интересами или обстоятельствами.

Большая часть постоянных контактов людей проходит в рамках малых групп,число участников которых больше двух и может достигать 30-40 человек, однако оптимальное число - семь плюс-минус два,что диктуется возможностями оперативной памяти среднего человека, способной одновременно удерживать именно это число объектов. Такая численность, по мнению большинства специалистов, является максимальной для эффективного делового заседания, равно как и для загородной поездки приятелей.

Вне зависимости от того, идет ли речь о формальной {студенческая группа, рабочий коллектив, спортивная команда), или неформальной (приятели, туристы) группе, первая проблема, с которой сталкивается в ней каждый - необходимость выработки определенного отношения к ее нормам, ценностям и интересам. В любом случае, группа стремится к подчинению им "новичка", что носит название феномена группового давления,интенсивность которого зависит от сплоченности группы.

Группа - это особый организм, в котором действуют законы гомеостатического равновесия, механизм поддержания некоего постоянного уровня, выравнивания отклонений, приспособления членов группы друг к другу. Показательным бывает обычно простой эксперимент: в группе из нескольких человек одновременно все должны не сговариваясь выбросить на пальцах определенное число - от одного до пяти. Слаженные группы с признанным лидером приходят к единому числу уже со второго раза, но и группы только что образованные достигают такого равновесия очень быстро.

В группах закрытых систем - армии, местах заключения и др, - существуют целые наборы ритуалов, иногда весьма жестоких, напоминающих первобытные обряды инициации и имеющие целью "посвящение" новичка, его приобщение к группе и подчинение его ей - "прописку", без прохождения которой он не будет считаться "своим". Истории известно огромное число таких ритуалов, цель которых - включение человека в некое замкнутое сообщество и приобретение им соответствующей роли и функций - крещение, конфирмация, первое причастие, коронация, посвящение в рыцари и т.д. До сих пор у некоторых народов сохранились обряды посвящения подростков во взрослые полноправные члены социума, сопровождающиеся его испытаниями, а иногда - и получением нового имени и видимых знаков - татуировок, одежды и др. Травля часто ожидает даже новичка в школьном классе - даже такая группа стремится показать ему, что отныне он будет подчиняться ей.

Реакция на групповое давление связана с конформизмом. В бытовой речи это слово безусловно негативно окрашено и обозначает приспособленчество и соглашательство. Поэтому для обозначения позиции члена группы по отношению к групповым нормам, степени его подчинения им пользуются термином "конформность".

Конформность может быть внешней, когда групповые стандарты на самом деле не разделяются членом группы, но он старается не демонстрировать это неприятие, и внутренней, когда он действительно разделяет мнение большинства. Расхожей ценой единомыслия является то, что групповая солидарность в любом случае чаще всего приводит к подавлению критических или просто трезвых высказываний членов группы, а вместе с ними - и коструктивных решений многих проблем. "Опираться можно только на то, что сопротивляется", - говорил Блез Паскаль.

В тех случаях, когда групповые и личные интересы и ценности очевидно не совпадают, человек либо старается сохранить независимую самостоятельную позицию либо демонстративно начинает действовать вопреки всем принятым в группе нормам. Такое поведение называют негативизмом, и на самом деле при видимости устойчивости к групповому давлению оно не является таковым, потому что, хотя и с обратным знаком, дублирует все решения группы, т.е. очень жестко привязано к ним. Не случайно яростные бунтари в большинстве случаев со временем становятся наиболее корпоративными (и консервативными) членами общества.

Не только формальные группы контролируют корпоративность поведения своих членов. В случае неформальных групп мерами такого социального контроля служат выбранные и демонстрируемые образцы поведения и "кнуты и пряники" психологического характера - вплоть до бойкота и отчуждения, которые обычно переносятся членом группы крайне тяжело. Привычные для него связи вдруг прерываются и он оказывается в социальном вакууме. "Грамотно организованный" бойкот, в особенности в условиях хотя бы частичной изоляции группы от внешнего окружения (например, турпоход, путешествие на корабле и т.д.) могут Действительно нанести серьезную травму, привести к депрессии.

Особенно остро эти и другие процессы протекают в условиях групповой изоляции, т.е. длительного вынужденного пребывания группы людей в условиях оторванности от внешнего мира и постоянного общения с одними и теми же людьми - подводное плавание, далекая экспедиция, зимовка на научной станции и др. С течением времени в такой группе начинают сказываться эмоциональная напряженность, агрессивность, возникать конфликты. Партнеры по общению начинают восприниматься неадекватно, необходимость удерживания себя длительное время в одной и той же роли начинает тяготить членов группы, постоянная публичность всех действий, когда каждый твой поступок известен всем, создает крайне давящее ощущение жизни в "прозрачном аквариуме". Поэтому каждому, кто формирует команду для такого испытания, необходимо, заранее приняв все это во внимание, действительно серьезно подойти к психологическому отбору и совместимости членов группы.

Наибольшую потребность в принадлежности к группе, пожалуй, испытывают подростки, нуждающиеся в ней для выработки четкой собственной идентичности, и, в особенности если они не признают родителей в качестве идеальной модели для подражания, ищущие поддержки у сверстников. Известно, что в нашей культуре влияние компании сверстников на подростков часто бывает более значительным, чем влияние семьи, школы и других социальных институтов. В этом возрасте вчерашние дети находятся в поиске новых ролей, установок и ценностей, экспериментируют с ними, еще не до конца понимая, что же они собой представляют и пытаясь ответить на этот вопрос. Группа, часто связанная даже внешними атрибутами - одеждой, мимикой, музыкой, прической, разного рода "фенечками", во многом символизирующими формальный разрыв с миром взрослых, - все это дает защиту от неопределенности и ощущения одиночества, "покинутости" и "непонятости". Хиппи, "стиляги", панки, "бритоголовые", "люберы", "рейверы" и т.д. - при всех незначительных различиях отвечают именно этим задачам.

В самом этом феномене нет ничего страшного, но иногда бегство от одиночества в группу оборачивается своей противоположностью - полным подчинением групповым нормам, потерей индивидуальности, абсолютной похожестью всех членов группы друг на друга. Модели поведения, принятые в группе, в значительной степени формируют выбор человека, лидер группы воспринимается как "значимый другой",ему хочется подражать во всем, копировать все его действия. Э.Фромм называл это КОНФОРМНОСТЬЮ АВТОМАТА, руководит которым уже не он сам. Вспомните, например, такую молодежную банду из "Механического апельсина".

Благодаря тенденции поляризовать мнения, группа часто усиливает агрессивные настроения. При этом действия каждого и индивидуальная ответственность деперсонифицируются, а чувство безнаказанности (защищенности) возрастает. Все эти явления в совокупности получили название "моббинг"(от англ. mob}: даже несколько подростков способны превратиться в маленькую, но агрессивную толпу.

В середине нашего века С.Аш провел серию экспериментов по исследованию феномена группового давления, ставших классическими.

Группе студентов были розданы карточки, причем в одной руке каждый из них держал карточку с изображением одного отрезка прямой, а в другой - карточку с тремя отрезками, из которых только один имел ту же длину, что и отрезок на первой карточке. Предлагалось определить, какой из трех отрезков совпадал с первым. Все решения, принятые индивидуально, оказались верными. На втором этапе ведущий заранее договаривался со всеми членами каждой группы, кроме одного, о том, что они дадут один и тот же, заведомо неправильный ответ. Последним должен был отвечать тот единственный, кто не подозревал о сговоре. Каждый третий "водящий" согласился с мнением большинства, те же, кто устоял и ответил правильно, позднее говорили, что преодолеть сопротивление им было нелегко.

Один из важнейших вопросов, характеризующих динамические процессы в малой группе, структуру коммуникаций в ней, является вопрос о том, как группа организована, кто в ней берет на себя функции руководства, иначе говоря, вопрос о лидерстве.

В формальных группах руководство осуществляет руководитель (формальный лидер), функции и характеристики которого существенно отличаются от характеристик лидера неформальных групп. Если руководитель - в основном социальная категория, связанная прежде всего с системой управления и подчинения в группе, то лидер - практически исключительно психологическая характеристика поведения человека в группе.

Руководительзанимает свое место в группе не случайно, а в результате некоей контролируемой процедуры - назначается или избирается, и берет на себя четко описанные (должностные) функции по регулированию формальных отношений в группе {понимаемой прежде всего как социальная организация), предполагающие наличие у него для выполнения этих функций определенных оговоренных методов поощрения и наказания. В отличие от него, лидервыдвигается стихийно благодаря личным качествам и соответствующим настроениям группы, является центром прежде всего межличностных отношений в группе, не обладает формальными инструментами управления и проводит свои решения, основываясь только на своих качествах и авторитете.

Иногда бывает так, что один человек выполняет функции и руководителя и лидера. Однако гораздо чаще - это разные люди, обладающие не только разными Функциями, но и совершенно разными способностями. Поэтому попытки заменить исправляющегося руководителя неформальным лидером очень часто не дают положительных результатов.

Нередко наличие в официальной группе неформального лидера представляет проблему для руководителя. Грамотный руководитель, не желающий возникновения проблем в группе, должен уметь работать с лидером и, во всяком случае, не может игнорировать его существование. Это верно по отношению к любому уровню группы и лидера, например, пользующийся авторитетом одноклассников второгодник вполне может спутать все карты неопытному классному руководителю.

Если формальный лидер ПОЛУЧАЕТ делегированные ему полномочия и, в принципе, может определенное время не заботиться об их развитии, то неформальный лидер ЗАВОЕВЫВАЕТ признание группы и удерживает его ровно до тех пор, пока сохраняет свой авторитет. Если группа убедится в его слабости (конечно, не только и не столько физической), он мгновенно потеряет свои позиции. В принципе, это должен знать даже каждый приличный туринструктор, понимающий, что если он ведет достаточно многочисленную группу, в ней обязательно образуется одна или несколько неформальных групп со своими лидерами.

Более того, коль скоро образование таких групп является закономерным процессом, значит, оно необходимо, и нужно не только признать их существование, но и понимать, что уничтожение таких групп может привести к серьезным проблемам. Следовательно, руководитель должен не воевать с ними, не угрожать им, а нормально работать и - если он компетентен - сотрудничать. Хороший руководитель вполне может даже прогнозировать динамические процессы в неформальных группах, реально способствовать или препятствовать выдвижению определенных членов в позиции лидеров и т.д.

Такая работа должна быть направлена на снижение негативного влияния неформальной группы и включать в себя нахождение точек соприкосновения, общности между целями и ценностями формальной и неформальной групп, оперативность и открытость информации во избежание ее неверной и негативной трактовки и обид, обеспечение участия неформальной группы в принятии решений, учет ее возможной реакции на принятое решение.

Лидер является носителем важнейших ценностей группы. Различают лидеров харизматических (этимологически "харизма"- божественная благодать, ниспосланная человеку свыше, в политической практике - не вполне определенная притягательность), т.е. обладающих суммой психологических качеств, заставляющих людей следовать за ним; и лидеров ситуативных, превосходящих остальных членов группы возможностями в определенной конкретной ситуации, в которой они и занимают позицию лидера.

Кроме того, лидеры (руководители) различаются по стилю управления группой - авторитарному(директивному), демократическому(коллегиальному) или попустительскому(либеральному). Авторитарный руководитель, как правило, ассоциируется с образом классического советского высокопоставленного чиновника - общается с подчиненными сухо и формально, в основном при помощи приказов и угроз, решения принимает единолично, требует неукоснительного и четкого выполнения распоряжений. Руководитель-демократ избирает форму не приказов, а предложений, высказанных товарищеским тоном, информирует членов группы по максимально широкому кругу вопросов, советуясь с ними относительно принятия решений, вообще предпочитает "играть в команде". При попустительском стиле руководитель пускает дела на самотек, практически самоустраняясь от управления и демонстрируя этим свою некомпетентность. Понятно, что, как правило, наиболее продуктивный стиль - демократический, но он предъявляет к лидеру больше всего требований, соответствовать которым способен отнюдь не каждый.

От лидера во многом зависит принятая в группе (организации) модель коммуникации. Таких моделей существует довольно много, и каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Наилучшими иллюстрациями самых распространенных являются, пожалуй, три:

При кажущемся очевидным преимуществе использования всех каналов коммуникации, эта модель не во всех ситуациях дает возможность быстрого принятия и организованного выполнения решений, хотя в случае столкновения со сложными задачами обеспечивает лучшее качество их анализа. "Круг" является наименее оперативным и организованным, "колесо" дает хорошие результаты при том обязательном условии, что человек, находящийся в центре, в прямом смысле слова - "на своем месте".

Структура лидерства в большинстве случаев диктует способ принятия группового решения- одного из важнейших процессов для любой группы. Эти решения могут приниматься единолично лидером, всеми членами группы путем, например: простого голосования, всей группой или ее частью в ходе групповой дискуссии (например, совещания) и т.д.

Один из способов принятия группового решения - т.н. "мозговая атака"(брейнсторминг). Суть его состоит в том, что решение принимается в ходе дискуссии, на первом этапе которой (когда исключается любая критика) "генераторы идей" пытаются предложить максимум вариантов решения обсуждаемой проблемы, пусть даже часть из них кажется совершенно фантастическими и неаргументированными. На втором этапе начинается критическое обсуждение предложенных идей, невыполнимые варианты отбрасываются, и группа получает некоторый набор возможных решений, среди которых попадаются неожиданные и оригинальные, которые при другом методе, всего вероятнее, не пришли бы в голову.

При принятии группового решения следует иметь в виду действие феномена, получившего название "сдвига к риску".В большинстве случаев группа принимает наиболее корректное, "усредненное" решение. Если же обсуждается проблема, варианты решения которой чреваты определенным риском, она склоняется не к среднему арифметическому индивидуальных решений, но предпочитает более рискованный путь, чем выбрало бы большинство участников обсуждения, если бы им пришлось принимать решение самостоятельно. Даже авторитарный, но грамотный руководитель, которому необходимо провести в жизнь рискованное решение, пойдет на его коллективное обсуждение, чем обеспечит поддержку варианта, который в противном случае группой принят бы не был.

Выполнение принятого решения связано с другим феноменом -фасилитацией,суть которого в том, что присутствие и участие других в общей деятельности облегчает и ускоряет действия каждого члена группы. Иначе говоря, несколько человек, работающих изолированно над фрагментами одной задачи, справятся с ними медленнее, чем если будут работать вместе. Дети, занимающиеся с репетитором группой, быстрее достигают результата, чем те, кто занимается с ним один на один.

Фасилитация, однако, "работает" не во всех случаях, а лишь тогда, когда каждый в группе решает индивидуальную задачу или персонально отвечает за выполнение своей части общей работы. Известно, что бегуны показывают лучшее время, если соревнуются не с секундомером, а друг с другом. В тех же случаях, когда члены группы складывают свои усилия для получения единого общего результата (за исключением случаев очень увлекательных задач и очень высокого уровня групповой сплоченности), величина общего достижения значительно меньше суммы индивидуальных. Когда все члены команды получают одинаковое вознаграждение, их продуктивность бывает явно ниже той, которую они демонстрируют в выполнении индивидуальных заданий. "Тандем, - как писал Дж.Джером, - вещь неприятная. Человек, сидящий спереди, уверен, что сидящий сзади ничего не делает; той же точки зрения придерживается и сидящий сзади: единственная движущая сила - это он". Десятилетия существования колхозов в нашей стране являются тому подтверждением лучшим, чем многие проведенные и очень наглядные эксперименты.

В малой группе действует еще один закон, который следует учитывать любому руководителю. Речь идет о "групповой поляризации",заключающейся в том, что при всем разнообразии имеющихся мнений, группа, как правило, приходит к единому решению, причем оно бывает более "крайним", более сильным (вне зависимости от того, является оно отрицательным или положительным), чем изначальные установки членов группы. Иначе говоря, как правило, вместо раскола мнений в процессе обсуждения группа принимает решение, более близкое к "полюсу", чем к средней величине. Открытие этого феномена, например, породило ряд дискуссий об объективности решений судов присяжных.

Одна голова - хорошо, но несколько - отнюдь не всегда лучше. При организации любой групповой дискуссии нужно учитывать и присущие ей негативные стороны. Среди них - потеря времени, связанная с тем, что, как правило, обсуждение простых, "гроша ломаного не стоящих" вопросов в группе занимает много больше времени, чем обсуждение сложных. Связано это с тем, что мало кто охотно демонстрирует свое невежество по тому или иному вопросу и при обсуждении малопонятной темы предпочитает отмолчаться, сильно оживляясь, когда обсуждается вполне понятный ему вопрос.

Кроме того, групповое решение очень часто принимается на основе компромисса. Сколько людей - столько мнений, и расхождения могут быть очень велики. В этом случае компромисс явится результатом наименьшего единства в группе и на самом деле будет только посредственной имитацией согласия, а не действительным решением вопроса.

Существует ряд методик, описывающих ту или иную часть процессов, происходящих в малой группе. Хотя нет идеальных, они, тем не менее, полезны в конкретных случаях, например, при исследовании эмоциональной составляющей отношений в группе. Одна из таких методик - разработанная Дж.Морено социометрия.

При проведении социометрического исследования каждому члену группы предлагают на листе бумаге с символическими изображениями всех членов группы расставить свои предпочтения, в некоторых случаях не только позитивные, но и негативные в соответствии с оговоренными критериями выбора и количеством возможных выборов для каждого. Полученные, сведенные воедино и обработанные результаты представляются в виде матриц или социограмм {например, в виде концентрических окружностей, внешне напоминающих мишень - с "яблочком" в центре и "молоком" по краям). В соответствии с числом выборов; полученным каждым членом группы, определяется его статус в ней. Те, кто получил максимальное число предпочтений, занимают центральное ("звездное") место в социограмме, люди со средним числом выборов попадают во "второй круг" - "предпочитаемых", за ними следуют "пренебрегаемые" (меньше среднего) и "изолированные" (вообще не получившие выборов). Те, кто получил в основном негативные результаты, относятся к категории "отвергаемых".

В результате такого исследования можно получить не только представления о структуре межличностных связей и предпочтений в группе, но и составить впечатление о групповой сплоченности, прогнозировать развитие динамических процессов в группе и принимать осознанные решения по управлению ею.


Сейчас читают про: