Величина и направленность нагрузки

Нагрузки в спорте классифицируют по мощности выполняемой работы (т.е. ее интенсивности или направленности воздействия на организм), а также по их предельной продолжительности для данной мощности, т.е. по величине. Таким образом, в каждой зоне мощности работы может быть выполнена работа различной величины.

По величине нагрузки подразделяют на четыре группы в зависимости от характера воздействия на организм спортсмена: малая, средняя, значительная и большая. Каждый вид нагрузок позволяет решать определенную педагогическую задачу. Характеристика групп нагрузок приведена ниже.

Малая нагрузка значительно активизирует деятельность функциональных систем организма спортсмена и сопровождается стабилизацией техники движений. Количество упражнений, выполняемых спортсменами на занятиях с малой нагрузкой, составляет обычно 20 – 25 % от объема работы до наступления явного утомления. Выполнение малых нагрузок способствует поддержанию достигнутого уровня подготовленности и ускорению процессов восстановления в периоде отдыха после окончания работы.

Средняя нагрузка стимулирует начало второй фазы устойчивой работоспособности, сопровождающейся стабильностью движений. Объем работы в этом случае обычно колеблется в пределах 40 – 60% от объема работы, выполняемой до наступления явного утомления. Выполнение средних нагрузок способствует поддержанию достигнутого уровня подготовленности и решению частных задач подготовки.

Значительная нагрузка характеризуется большим суммарным объемом работы в условиях устойчивой работоспо - собности и не сопровождается ее снижением. Заканчивают работу в этом случае при появлении стойких признаков компенсированного утомления. При выполнении значительных нагрузок наблюдается дальнейшее повышение уровня подготовленности и стабилизация функций на новом, более высоком уровне.

Большая нагрузка сопровождается выраженными функциональными сдвигами в организме спортсменов и снижением их работоспособности, что свидетельствует о наступлении явного утомления. Для получения большой нагрузки спортсмену необходимо выполнить значительный объем работы, адекватный уровню его подготовленности в данное время. Внешним критерием большой нагрузки является неспособность спортсмена продолжить работу в заданном режиме. Выполнение больших нагрузок приводит к повышению уровня подготовленности.

Величина нагрузки, помимо указанных показателей, может характеризоваться временем восстановления работоспособности.

Внешние и внутренние характеристики нагрузки тесно взаимосвязаны: увеличение объема и интенсивности тренировочной работы приводит к усилению сдвигов в метаболическом и функциональном состоянии различных систем и органов, к возникновению и углублению процессов утомления и замедлению восстановления в периоде отдыха после нагрузок.

Избирательный и комплексный характер нагрузки

В тренировочных занятиях различают занятия избирательной и комплексной направленности.

Программу занятий с нагрузками избирательной направленности планируют так, чтобы основной объем работы обеспечивал преимущественное решение какой-либо одной задачи. Так в практике спорта широко применяют занятия, способствующие преимущественному развитию отдельных двигательных качеств, свойств и способностей, определяющих уровень специальной подготовленности спортсменов: их скоростных и силовых качеств, анаэробной или аэробной производительности, общей или специальной выносливости и т.д. Выделяют занятия, направленные на тактическое или техническое совершенствование спортивного мастерства.

Доказано, что тренированность спортсмена в наибольшей степени возрастает в том случае, если в процессе подготовки применялись занятия с избирательной направленностью с разнообразной программой, построенной на тренировочных упражнениях, выполняемых в режимах различных методов.

Занятия избирательной направленности оказывают наиболее мощное влияние на организм спортсмена, т.к. они позволяют сконцентрировать в определенном направлении средства и методы педагогического воздействия.

Построение занятий комплексной направленности предполагает использование тренировочных средств, способствующих решению нескольких задач, т.е. предусматривает одновременное развитие различных двигательных качеств и способностей. Занятия комплексной направленности разделяют на две группы: с последовательным и параллельным решением задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: