Для классификации упражнений по их влиянию на развитие | двигательных качеств используют показатели кумулятивного тренировочного эффекта (КТЭ) и срочного тренировочного эффекта (СТЭ). Часто бывает достаточно первых. Например, очевидно, что занятия марафонским бегом способствуют развитию выносливости, а поднима-;
ние тяжестей — силы. Но, предположим, тренеру надо оценить, чем| нагрузка 10 раз по 200 м отличается от нагрузки 20 раз по 100 м. Отве-1 тить на этот вопрос уже не просто. В таких случаях используют показа-" тели СТЭ.
СТЭ зависит от значений компонентов упражнения. В видах спорта циклического характера таких компонентов пять:
1) продолжительность упражнения (длина преодолеваемых отрезков);
2) интенсивность его выполнения (скорость передвижения);
3) длительность интервалов отдыха между повторениями;
4) характер отдыха;
5) число повторений,
В спортивных играх для контроля направленности нагрузки целесообразно использовать еще два компонента:
1) количество спортсменов, выполняющих специализированное технико-тактическое упражнение;
|
|
2) размер площади, на которой это упражнение выполняется, Существующие научные данные (в физиологии, биохимии) позволяют, исходя из известных значений компонентов упражнений
классифицировать их по направленности. Так и поступают многие тренеры, планируя определенные соотношения нагрузок на разных этапах подготовки. Например, 2—3% времени они отводят на выполнение упражнений скоростно-силовой направленности, 4—6% — на упражнения, развивающие скоростную выносливость, 91—94% — на упражнения, развивающие общую выносливость.
Реальность указанных соотношений зависит от того, насколько точно спортсмен воспроизводит в повторных попытках заданные тренером значения компонентов нагрузки. Поэтому в тренировочном занятии необходимо контролировать длительность и особенно интенсивность выполняемых спортсменом упражнений, длительность интервалов отдыха и пр. Отклонение от запланированных значений этих компонентов приводит к тому, что желаемый СТЭ не достигается и, следовательно, направленность нагрузки оказывается совсем другой. Это подтверждает следующий эксперимент. Восемь хорошо подготовленных спортсменов выполняли на велоэргометре нагрузку максимальной интенсивности длительностью 10 с. В разных опытах интервалы отдыха задавались равными 10, 30, 60 и 180 с. При 10-се-кундных интервалах отдыха самые высокие значение Ог -потребления оказались равными 5 л, при отдыхе 30 с — только около 4 л; если же интервал отдыха был 180 с, то 02 -потребление не превышало 2,5 л. Поэтому в первом случае нагрузка стимулировала развитие аэробной мощности, во втором — аэробной емкости и эффективности, в третьем — алактатной анаэробной емкости.